Коммуникационные экосистемы

Мобильными технологиями я занимаюсь более 15 лет, однако не перестаю поражаться мощи, интеграционным возможностям и перспективам этой индустрии. Уже сегодня она позволяет заглянуть в будущее, правда, скорость его наступления у различных стран отличается. Она напрямую зависит от внимания государства к развитию телекоммуникаций. Что касается Украины, то здесь ситуация с этим больше напоминает бег на месте. На фоне мирового движения в телеком-будущее мы все больше застреваем в телеком-прошлом.


В ближайшем десятилетии наш мир ожидает эра тотальной мобилизации, а также информационной интеграции технологий и устройств. Ежегодный Всемирный мобильный конгресс GSMA MWC 2010, традиционно собравший в середине февраля в Барселоне порядка 50 тыс. профессионалов, в очередной раз обозначил самые главные телеком-тренды. На мой взгляд, ключевую тенденцию сегодняшнего и завтрашнего дня в мировом телекоме задает новое понятие – «коммуникационные экосистемы».


Наиболее просто это понятие можно объяснить на примере бизнес-модели, которую Apple уже воплотил в iPhone. Ведь данное устройство изначально было задумано не столько как стильный и модный телефон, сколько как модуль, включенный в специфическую коммуникационную среду. Здесь и собственный контент, и контент, генерируемый потребителями, и сообщество разработчиков различных функциональных приложений, к которому может присоединиться любой желающий. То есть это своеобразная социально-технологическая сеть, которая к тому же является еще и саморазвивающейся.


Самостоятельно формируя свое включение в коммуникационную экосистему, человек на расстоянии одного клика в своем телефоне-коммуникаторе получает весь необходимый ему набор услуг. Это в первую очередь скоростной мобильный Интернет, быстрый доступ ко всем своим фото-, видео- и другим файлам, а также всевозможным хранилищам информации, полезных программных продуктов и развлечений. Это централизованное управление собственными аккаунтами в социальных сетях; управление банковским счетом и весь спектр мобильных финансовых операций; дистанционное обучение и удаленная работа. В перспективе – непосредственное влияние на жизнь общества, удаленная управление приборами и механизмами и проч.


В ближайшем будущем включенность современного человека в информационное сообщество будет отличаться от нынешней так же, как сейчас коммуникационные возможности человека с мобильным телефоном отличаются от его возможностей со стационарным.


Меня вдохновляют прогнозы роста объемов передачи данных в мире: ожидается, что буквально в течение пяти лет они вырастут в 200-300 раз. Проникновение мобильных устройств, которые будут включены во Всемирную сеть с помощью sim-карт или через Wi-Fi, в ближайшее время достигнет 500%. То есть на каждого жителя планеты будет приходиться около пяти устройств. Это не только мобильный телефон и портативный компьютер, но и модуль связи в автомобиле, обеспечивающий, в том числе, ориентацию на местности, а также ридеры электронных книг, напрямую подключенные к хранилищам или магазинам текстов. Amazon уже продает такие устройства и литературный контент к ним.


Сегодня одно за другим оборудуются хранилища для стремительно нарастающих объемов данных. Полным ходом идет разработка устройств нового поколения, которые станут окнами в коммуникационные экосистемы нового типа. При этом телеком-операторы, обеспечивающие через свои мобильные сети каналы коммуникаций и поток платежей от конечных пользователей, видят и иные перспективы. Быть просто коммуникационной «трубой» – далеко не все, на что способны мобильные операторы.
Сравнительно недавно Киевстар начал активно разрабатывать принципиально новое направление продвижения собственного музыкального контента. Потребители восприняли новинку на ура – наши самые смелые первоначальные прогнозы были превзойдены в десять раз. Мы рассчитывали на 1 млн. пользователей в течение года, но прошло всего два месяца, а у нас уже 1,4 млн. пользователей и 17 млн. закачек музыкального контента. Пока он бесплатный. Наша задача состоит в том, чтобы научить клиентов пользоваться такого рода сервисом и сформировать их потребительское поведение.


Это еще только цифровая музыка. На очереди мобильные видеосервисы, новостные и информационные каналы, образовательные проекты и проч. Дело за немногим – современным мобильным сервисам нужны высокие скорости передачи данных – здесь без нового поколения связи не обойдись. Тогда украинцы включатся в общемировые коммуникационные экосистемы на равных со всеми и мир для нас будет открытой книгой, а мы станем не только ее читателями, но и авторами.

Залишити відповідь