Рынок крупноформатной розницы по финансовой мощи становится одним из первых в мире. И этим могуществом розничные сети начинают все чаще пользоваться, осуществляя давление на партнеров.
В последние пять лет украинцы на личном опыте ощутили современные веяния в торговле — от появления новых слов в языке до изменившегося стиля жизни. Торговля разделилась на «цивилизованную» и «стихийную», а поездка за покупками превратилась в семейное развлечение. Украинцы отовариваются уже не в гастрономах и магазинах, а в маркетах, супермаркетах, гипермаркетах и дискаунтерах. Новые форматы торговли прочно вошли в нашу жизнь и с ростом продаж активно расширяют сферу своего влияния.
Эпизод I. Атака клонов
Нарастающая мощь торговых сетей по всему миру закономерна. Они более удобны для покупателей, помогают экономить время и деньги, предоставляя огромный ассортимент. За счет технологических инноваций, отточенной логистики и огромных объемов реализации торговые сети постепенно перехватывают инициативу в разговоре с поставщиками, имея возможность снижать закупочные цены. Им на руку урбанизация и возросший ритм жизни (работа 24 часа 7 дней в неделю), что предоставляет возможность ритейлерам соперничать с крупнейшими мировыми корпорациями.
В рейтинге Forbes «2000 лучших компаний мира-2005» уже в первой сотне представлены три крупнейшие торговые сети: Wal-Mart (12-я строчка), Home Depot (72-я), Carrefour Group (99-я). Соседями последней, например, являются такие бизнес-империи, как «Боинг» и «Уолт Дисней». Лидеры мировой торговли уже догнали и уверенно обгоняют крупнейших своих поставщиков (такие акулы, как Nestle и Unilever, занимают соответственно 39-ю и 93-ю строчки).
Если посмотреть на сотню лучших компаний мира по объемам продаж, то абсолютный лидер — Wal-Mart — оставил позади все крупнейшие нефтяные и автомобильные корпорации. Кроме него, в первой сотне присутствуют еще восемь крупнейших ритейлеров (Ahold, METRO, Tesco, Kroger и др.). Производители сектора FMCG ощутимо проигрывают как в количестве лидеров (их всего четверо), так и в качестве (у лидера группы — компании Nestle — продажи в 4 раза меньше, чем у Wal-Mart).
Суммарный объем продаж 10 крупнейших продовольственных ритейлеров мира составляет $807 млрд. (что равно годовому обороту наркобизнеса). В общем, по данным Planet Retail, годовой оборот крупноформатной розницы составляет $4,96 трлн. (1/6 мирового ВВП).
Торговые сети затмили всех соперников и в самой отрасли торговли. Например, сетевые супермаркеты опережают «независимые» не только по количеству, но и по доходности. В среднем один сетевой магазин приносит в 2,86 раза больше годового дохода, чем несетевой.
Эпизод II. Новая надежда — в новой Европе
Одной из причин растущего влияния торговых сетей являются масштабы их деятельности. Например, сеть Carrefour работает в 30 странах, METRO — в 28, а Ahold более 80% доходов получает на внешних рынках. И это не предел. В связи с тем, что рынки развитых стран насыщены, в планы многих крупных игроков входит экспансия на новые территории.
Параллельно с выходом на новые рынки будет расти уровень концентрации крупнейших ритейлеров. Компания Planet Retail прогнозирует увеличение рыночной доли шести крупнейших торговых сетей на 4,5% к 2008 году. Самые активные процессы концентрации ожидаются в Центрально-Восточной Европе (+8,6%) и Ближневосточном регионе (+5,2%). Практически по всему северному полушарию увеличатся рыночные доли четырех крупнейших розничников — Wal-Mart, Carrefour, METRO и Tesco. Это значит, что местным сетям, как и более слабым международным, возможно, придется подвинуться.
Эпизод III. Скрытая угроза
Растущая финансовая мощь торговых сетей сегодня позволяет ритейлерам играть роль первой скрипки в цепочке производитель—дистрибьютор—ритейлер. Их вес еще больше растет в связи с обостряющейся конкуренцией и повсеместным стремлением угодить покупателю. Ведь именно торговля находится «на передовой», держа руку на пульсе пожеланий и предпочтений своих клиентов.
Сетевая розница — крупнейший канал сбыта. Это означает для производителя фактическую безальтернативность в том, где представлять продукцию, ведь все больше потребителей отдают предпочтение крупным розничным сетям, нежели мелким магазинам или специализированным торговым точкам. В западных странах доля крупноформатной розницы в общем объеме продаж сегодня составляет 60% и продолжает увеличиваться. В Украине этот показатель несравнимо меньше — на сетевые магазины приходится лишь 9% всех продаж, но он стремительно растет — только за последние два года розница «подросла» на 40%.
Масштабность сетей. Сети по финансовой мощи сравнялись с крупнейшими производителями, считая это достаточным аргументом в разговоре с ними. В итоге даже такие всемирно известные издания, как Cosmopolitan, для того чтобы присутствовать на полках, вынуждены показывать образцы экземпляров ритейлерам. Иначе тот же Wal-Mart, оберегающий свой имидж «семейного» магазина, просто вернет журнал, если обложка покажется ему слишком откровенной, и уже никогда не будет его продавать.
«Условия диктует тот, кто представляет большую ценность, — считает Андрей Близнюк, директор Национальной ассоциации развития торговли и сервиса. — Если сеть крупная, она заслуживает права выбирать для себя оптимальные условия по ценам, ассортименту и качеству продукции. Ведь производителя у нас защищают все кому не лень, хотя без розницы не будет производства. Поэтому выбирает именно розница, а не розницу».
К плюсам сотрудничества также относят возможность представить максимальный ассортимент, более технологичный механизм работы, минимальные финансовые риски. По словам Романа Штейнаса, любой крупный оператор имеет формализованные методы работы с поставщиками. Это планирование поставок, методы оформления товаров, система расчета в автоматическом режиме и т. п. С этим согласны и производители. «Главный плюс сотрудничества в том, что супермаркеты в качестве партнера намного надежнее финансово и качественнее в предоставлении товаров и услуг потребителю», — говорит генеральный директор компании «ИДС» Марко Ткачук.
Эпизод IV. Месть сетей
Как правило, все спорные моменты, возникающие в работе сетей и поставщиков, решаются полюбовно с обоюдной выгодой. Но в последние годы открытые конфликты происходят все чаще. Торговые сети уже не только влияют на ценовую и ассортиментную политику, но и требуют лояльного к себе отношения. Показательным является прошлогодний конфликт российского ритейлера «Седьмой континент» и ИД «КоммерсантЪ», когда сеть сняла с полок издания «КоммерсантЪ», «Деньги» и «Власть», объясняя это нерентабельностью продаж. Издательский дом расценил такие действия как ответ на несколько критических статей о данной сети.
В вопросе уступок и мирного сотрудничества поставщики твердо уверены, что ритейл сможет диктовать свои условия только до определенного момента. «Заниматься бизнесом себе в убыток никто не будет, — объясняет Игорь Баглай. — Этот предел четко ограничен рентабельностью, которая жестко диктует свои законы и правила». Бороться с диктатом торговли можно, только укрепляя свои конкурентные позиции. «Мы не уступаем в своих интересах ни на йоту — мы ищем компромиссы, — говорит Марко Ткачук. — Это рынок. Если невыгодно — не сотрудничай. Создавай сильный бренд, и тебе никто не откажет. Не посмеет».
Эпизод V. Империям наносят ответный удар
Дальнейшие отношения национальных сетей с поставщиками в Украине во многом зависят от того, каким образом будет развиваться розничный рынок. Сейчас Украина — на пике привлекательности для иностранных ритейлеров. «Восходящая звезда», как назвали ее эксперты AT Kearney, демонстрирует стойкий рост в розничном бизнесе, за два года преодолев 17 строчек рейтинга — с 20-й в 2003-м до 3-й в 2005 году. На страну уже положили глаз американский Wal-Mart, французский Aushan, немецкий HIT, прибалтийский VP Market и российская «Пятерочка».
По мнению Андрея Близнюка, в Украине такой вариант возможен при двух условиях: «Конкуренцию с иностранцами крупные национальные операторы ощутят, если в ближайшие год-полтора в Украину и в первую очередь в Киев войдет кто-то из мировых лидеров, и особенно — если он купит уже существующую сеть. Например, французский Carrefour приобретет украинский «Фуршет». Местные игроки учитывают подобный вариант, и уже сейчас большая часть национальных сетей ориентируется в основном на продажу. Поэтому приоритетная задача для ритейлеров — максимально увеличить стоимость своего бизнеса.
Все больше потребителей отдают предпочтение крупным розничным сетям, покупая на месяц вперед
Второй путь — китайско-индийский. Если львиная доля рынка будет принадлежать иностранцам, потребитель вряд ли заметит особую разницу в обслуживании, но государство может недосчитаться достаточно больших сумм, которые уплывут на родину «чужих» ритейлеров. Поэтому в интересах страны создать и поддерживать условия, стимулирующие развитие местных сетей. Так поступает правительство Индии, запрещающее иностранную собственность на объекты розничной торговли и накладывающее жесткие ограничения на прямые иностранные инвестиции в экономику. Аналогичную политику вел Китай до вступления в ВТО. Сейчас государство поддерживает консолидацию национальных сетей с целью составить достойную конкуренцию мировым гигантам. Как результат — появление в 2005 году двух китайских операторов в списке 250 крупнейших ритейлеров мира по версии Deloitte.
Третий вариант — российский. В России в пятерку крупнейших входят как национальные операторы, так и «чужестранцы», которые ведут конкурентную борьбу рыночными методами. Например, участвуют в тендерах на аренду перспективных торговых площадей. Выигрывает сильнейший, а именно тот, кто больше заплатит. Местные игроки даже объединяются в союзы, чтобы противостоять иностранным сетям (этим занимается официальная организация — Российский розничный альянс). В Украине совместные действия носят в основном негласный характер и направлены на соблюдение равноправных условий работы всех участников розничного рынка.
Как бы то ни было, приход лидеров ритейла должен позитивно повлиять на качество работы и сетей, и производителей. Это подтолкнет местных игроков к усовершенствованию сервиса, внедрению новейших технологий, предоставлению более широкого спектра услуг. А требование все более низких закупочных цен вынудит производителей искать способы снижения себестоимости продукта. Поэтому при любом повороте событий украинский потребитель, для которого и работает данный бизнес, должен выиграть.
Пластическая операция для товара
Прямое влияние сетей на политику производителей — лишь одна сторона медали. Растущая мощь торговли приводит к тому, что изменяется сам продукт, его внешний вид, дизайн. Производители отмечают, что развитие крупноформатной розницы во многом повлияло на изменение роли упаковки. Теперь упаковщики подчинены так называемой концепции супермаркета (самым простым примером является обязательное наличие штрих-кода на любом товаре, без которого продукция не будет принята). Если раньше главным предназначением упаковки была внешняя защита товара, то сейчас в супермаркете она играет роль продавца-консультанта. По мнению Валерия Кривошея, президента Клуба упаковщиков, одной из главных особенностей супермаркета по сравнению с обычным магазином является то, что покупатель имеет возможность рассмотреть товар, прочитать информацию о нем на упаковке и определиться с выбором. Именно поэтому все более популярной становится, например, упаковка из прозрачных материалов. Ведь потребитель быстрее выберет товар, который он может увидеть и рассмотреть.
Еще одна новая функция упаковки в супермаркете — играть роль сигнального маяка. Система самообслуживания, принятая в торговых сетях, предполагает поиск нужной марки потребителем среди нескольких десятков аналогичных товаров. Ориентиром здесь становится как раз внешний вид продукта. «В 50% случаев покупатель обращает внимание на продукт именно благодаря упаковке, — утверждает Валерий Кривошей. — Упаковка помогает ему: приходя за понравившимся продуктом, он должен сразу обнаружить его на полке, ориентируясь на упаковку».
Результатом влияния розницы становится универсализация функций упаковки. Транспортную гофрированную тару все чаще можно увидеть в торговых залах. Она стала яркой, имиджевой, содержит необходимую для потребителя информацию и обращает на себя внимание. Такое сочетание «два в одном» выгодно обеим сторонам: для розницы — это меньшие трудовые затраты на расположение товара в торговом зале, а для производителей — маркетинговые преимущества, дополнительное поле для рекламы своего товара.
Сетевые войны.
Конфликты крупноформатной розницы в 2005 г.
Украина, Киев. Российская сеть «Патэрсон» при входе на украинский рынок столкнулась с проблемами уже на старте работы магазина. Генеральный директор сети обвинил украинских ритейлеров в сговоре и давлении на поставщиков. В свою очередь украинские сети заявили, что необходимо соблюдать бизнес-этику, а требование особых условий безнаказанным не останется ни для кого.
Прибалтика. С февраля по март ведущие розничные сети Латвии — Rimi Baltic, Сitymarket и SuperNetto — прервали сотрудничество с крупными производителями кондитерских изделий Laima и Staburadze. Поставщики отказались поставлять товар по более низким ценам, настаивая на равных условиях сотрудничества со всеми розничными сетями. Через месяц конфликт был улажен.
Россия—Украина. Крупнейший украинский производитель ликероводочной продукции — компания Nemiroff — перестала работать на территории России и Украины с российским ритейлером «Патэрсон». Она обвинила сеть в демпинге, а «Патэрсон» в свою очередь объяснил разрыв отношений стремлением Nemiroff повысить розничные цены на продукцию. Конфликт этот до сих пор не улажен.
Россия, Москва. В сети «Арбат-Престиж» (парфюмерно-косметическая розница) резко сократился ассортимент продукции компаний Schwarzkopf & Henkel, L’Oreal и Unilever. Поставщики объяснили ситуацию тем, что сеть необоснованно завысила входные цены и выдвинула новые, менее выгодные условия сотрудничества. Сеть прокомментировала сужение ассортимента «проведением внутренней стандартизации». Конфликт был улажен в течение полугода.
Россия, Новосибирск. Конфликт двух крупнейших сетей Новосибирска — «Сибириады» и «Холидей Классик» — и шоколадной фабрики «Новосибирская». Ритейлеры предъявили претензии к условиям поставок продукции в периоды повышенного спроса и выдвинули новые условия сотрудничества. В случае несогласия сети пообещали заменить ассортимент фабрики продукцией более сговорчивых производителей.