Site icon Companion UA

Стратегия с подкреплением

Сегодня рынок торговых сетей впечатляет событийной активностью. Однако устойчивую поступательность развития может обеспечить только продуманная финансовая стратегия.


На рынке розничной торговли все сетевые операторы сейчас развиваются агрессивно, стремясь побольше откусить от пока незаполненного рынка. Однако, чтобы ответить на вопрос «Какими темпами и насколько динамичное развитие можно себе позволить?», заключения одних только стратегов недостаточно. Именно финансисты могут обоснованно сформулировать «цену вопроса».

ООО «Торговая компания «Интермаркет» оперирует на рынке розничной торговли уже 13 лет. Регионом ее активности до недавнего времени являлась Западная Украина (в основном Львовская область). Несмотря на впечатляющую динамику роста по всем показателям, компания приняла весьма агрессивный план развития на ближайшие годы, предусматривающий многократный рост сети, выход в новые регионы, интенсификацию. И планы эти не выглядят пустыми прожектами, поскольку за ними стоит хорошо продуманная система диверсификации финансирования.

Откуда идем?
К новому этапу развития «Интермаркет» подошел с достаточно диверсифицированным бизнесом. В его структуре работают два супермаркета «Арсен», пятнадцать дискаунтеров «Барвинок», два торговых центра типа Cash&Сarry, два магазина самообслуживания, позиционируемые под родительской маркой «Интермаркет». В собственности компании также находится логистический центр площадью 10 тыс. кв. м (с возможностью расширения до 40 тыс. кв. м). Все это выгодно отличает компанию, так как в Украине подобной дифференциацией форматов может похвастаться только Fozzy Group. С другой, «Интермаркет» идет собственным путем в развитии сети, осуществляя операционную деятельность только в выкупленных или построенных с нуля помещениях. Компания сознательно замедляет темпы своего развития (в количественном выражении), направляя доходы прежде всего на свое укрепление путем покупок площадей.

















К качественному показателю всей сети следует отнести западный подход к созданию инфраструктуры. В супермаркетах обязательными являются не только традиционные автостоянки, банкоматы, камеры хранения, но и музыкальное сопровождение, кафетерии, бутики и т. д. Такие параметры часто встречаются в украинской практике, хотя в основном они присущи торговым центрам с большими общими площадями. Дискаунтеры «Интермаркета» в обязательном порядке оборудуются автостоянками и даже детскими площадками (в случае их отсутствия на близлежащей территории). Причем это относится к любым торговым объектам компании, хотя традиционный формат дискаунтера по-украински имеет гораздо более аскетичное оснащение. Эти «детали» в стиле объектов торговли, кроме простой приятности для покупателя, обеспечивают высокую лояльность потребителей к соответствующей торговой марке. С другой стороны, по очевидным причинам, они несут в себе более высокий уровень капитальных затрат. Повышенными операционными затратами оборачивается для компании стратегия в области персонала — стремясь к более высокому уровню обслуживания, фирма уделяет значительное внимание уровню профессионализма персонала. Поэтому средняя заработная плата в «Интермаркете» превышает тысячу гривен (что соответствует средней заработной плате по Киеву — лидеру среди регионов Украины). «На сегодняшний день открыть магазин уже недостаточно. Все большее внимание компания уделяет благоустройству прилегающих территорий, ведь это еще один показатель хорошего хозяйствования и уважительного отношения к нашим покупателям, — говорит Юрий Булык, начальник отдела по связям с общественностью и прессой компании. — Это в равной степени касается и качества обслуживания».










Куда идем?
Первое направление: расширение сети.
Нынешний товарооборот 18 разноформатных розничных точек составляет 50 млн. грн. в месяц. В структуре продаж в прошлом году СМ «Арсен» занимала 38,8%, ДМ «Барвинок» — 22,4%, ТЦ «Интермаркет» — 38,8%. Руководство компании приняло стратегическое решение о развитии двух торговых сетей — супермаркетов «Арсен» и дискаунтеров «Барвинок». Кроме активного расширения во Львовской области (Червоноград, Новояворивск, Сокаль, Новый Раздол, Дрогобыч), в этом году компания строит торговые объекты в Волынской, Ивано-Франковской, Ровенской областях. Помимо западных регионов, она планирует завоевать также 5-7% рынка Киева. В агрегированных показателях плановые цифры на ближайшие три года выглядят следующим образом: строительство пятнадцати супермаркетов, шестидесяти дискаунтеров. Это означает объем инвестиций в $120 млн.


Второе направление: корректировка специализации сети. Учитывая рыночные тенденции, компания пришла к решению о преимущественном развитии в составе сети супермаркетов и дискаунтеров по нескольким причинам, среди которых — текущие предпочтения покупателей, конкурентные условия, перспективность и способность освоить направление. Одновременно в «Интермаркете» приняли решение о поддерживающем существовании гипермаркетов и магазинов самообслуживания (которые представляют собой увеличенную в площадях, ассортименте и ценах копию дискаунтеров). Собственно, уже на сегодняшний день с помощью показателей товарооборота компании легко заметить тенденцию: если в 2002 году эти форматы давали ей 68,4% выручки, то в 2004 году — всего 38,8%. В то же время компания пока не собирается полностью отказываться от данных форматов. С одной стороны, это, пожалуй, ностальгия — магазины «Интермаркет» являются первенцами в сети. С другой — пока эти торговые объекты приносят компании доход, та не видит смысла от них отказываться. Соответственно, в будущем можно ожидать продажи этих активов и сосредоточения на главных направлениях.

Третье: рост прибыльности сети. В течение последних трех лет компания демонстрирует устойчивый рост финансовых показателей. Например, показатель EBITDA (доходы до выплат, налогов, обесценения и амортизации) находился на уровне 3,7% в 2003 году, 5,2% — в 2004-м и по прогнозам компании составит 6,1% в текущем году. Это позволит компании демонстрировать среднеотраслевой уровень по данному показателю. Более сложной является задача повышения рентабельности продаж (отражаемая удельным значением валовой прибыли в чистом доходе). Именно рост данного показателя определяет рост эффективности продаж (в отличие от выручки, характеризующей лишь долю рынка, или EBITDA, отражающего в большей степени эффективность компании вообще). И здесь стоит более детально остановиться на стиле бизнеса компании. Ориентация на качество, в результате которого покупатель проявляет высокую лояльность к торговой марке, может победить стратегию ряда операторов на скорость развития. Для компании «Интермаркет» все более необходимой становится финансовая устойчивость.











За счет чего идем?
Стратегия снижения стоимости капитала.
Основой этой стратегии является общая успешность бизнеса, делающая его более привлекательным объектом в качестве заемополучателя. С другой стороны, компания должна быть способна демонстрировать не только бизнес-успешность, но и финансовую успешность, отражаемую ее умением адекватно управлять получаемыми результатами деятельности. Например, закрытая с финансовой точки зрения компания, осуществляющая инвестирования в сомнительные активы, пусть и приносящие сегодня хороший доход, будет менее привлекательна для инвестора, нежели прозрачная компания с профессиональными управляющими, проводящая внятную программу расширения бизнеса. «Интермаркет» за последние годы смог существенно снизить стоимость заемных средств как за счет общего по стране снижения процентных ставок, так и за счет собственных достижений. Так, средняя стоимость кредитных ресурсов в национальной валюте в 2004 году составляла 20% по сравнению с 22% в 2003-м, а в инвалюте цена снизилась с 14 до 12%. На текущий год средняя стоимость кредитных заимствований планируется на уровне 14,5% в гривне и 10,5% — в валюте. Если в прошлом году первый выпуск облигаций компании потребовал ставки в 18% доходности на первый год обращения и 15% — на следующий, то второе размещение облигаций, стартовавшее 15 августа текущего года, было проведено при купонной ставке в 14,5% годовых. Финансовое руководство компании также ожидает дальнейшего снижения цен на ресурсы вследствие «затачивания» компании под наиболее доходные направления бизнеса.

Стратегия диверсификации заемного капитала. Различные инструменты решают различные задачи. Кредитные ресурсы в национальной валюте способны решать лишь кратковременные задачи, такие как пополнение оборотных, финансирование отдельных операций. Внутренние облигации ввиду среднесрочного характера способны профинансировать быстроокупаемые инвестиционные проекты. Стратегия развития бизнеса компании «Интермаркет» в числе прочего ориентирована на строительство новых торговых площадей, необходимость обслуживания растущего оборота, финансирование роста качества работы компании (например, развитие бренда, вложения в повышение профессионализма персонала и т. д.). Эти локальные меры требуют различных подходов в своем финансировании, более гибких и разнообразных, нежели ранее. «На сегодняшний день кредитный портфель компании сформирован из кредитов «Эксимбанка», «Электронбанка» и облигаций двух выпусков», — рассказывает Юрий Булык. Это дает возможность, во-первых, решать соответствующим инструментом встающие перед компанией задачи, а во-вторых — диверсифицировать кредитные риски.

Первая эмиссия компании (10 млн. грн.) имела двоякую цель: пополнение оборотных средств и презентация компании на публичном рынке капитала. «Удачное размещение, проведенное в течение трех дней, ускорило развитие этого направления заимствований», — рассказывает Роман Шлапак, глава наблюдательного совета компании «Интермаркет». Вторая эмиссия (размер — 50 млн. грн.) имеет целью финансирование строительства торгового центра с якорным супермаркетом «Арсен» и дискаунтеров (средства от продажи облигаций разделятся на 42,5 и 7,5 млн. грн. соответственно). «Мы очень положительно оцениваем работу с облигациями. Этот инструмент финансирования в данный момент адекватно обеспечивает компанию средствами для строительства торговых объектов и пополнения оборота. Отсутствие залога и валюта (гривня) дают нам ряд преимуществ на кредиты, — объясняет Роман Шлапак. — Важно также, что на основе конкурентных заявок мы имеем возможность снизить доходность облигаций, а их присутствие на рынке ценных бумаг дополнительно позволяет выкупать облигации в зависимости от финансового состояния компании».

В связи со стратегией компании для нее особенно важным становится долгосрочное финансирование (более трех-четырех лет). «Еврооблигации станут привлекательными для «Интермаркета» в весьма скором будущем. Они обладают рядом важных преимуществ, таких как более низкие процентные ставки при больших сроках, диверсификация инвесторов и условий выпуска, а также отсутствие ограничений на объем выпуска, то есть выпуски могут быть достаточно большими», — говорит Владимир Мороз, аналитик группы компаний «Оптима», организовавшей оба выпуска облигаций компании «Интермаркет». Первый шаг к нему (если подразумевать главным образом евробонды) сделан — компания презентована публичному рынку капитала.

Следующий этап — трудоемкий процесс корпоратизации и создания открытой структуры управления. Корпоратизация является крайне необходимой уже на этапе начала подготовки к эмиссии еврооблигаций, потому что иностранные инвесторы вряд ли нормально воспримут показатель ROE (return on equity) с уровнем 706,6% (2004 год) и тем более 1326,2% (2003 год). Параллельно фирма должна обеспечивать высокое качество своих активов и в первую очередь кредитного портфеля. Здесь стоит вспомнить о стратегии компании владеть торговыми площадями, благодаря чему она выглядит сегодня весьма надежно. Дополнительно к этому капитальные проекты компании построены в соответствии с консервативным бестрансфертным принципом (иными словами, бизнес-план каждого проекта базируется на основе самоокупаемости).

Еще более долгосрочные планы компании включают и инвестиционные. «IPO имеет важное отличие от продажи части компании стратегическому инвестору: число покупателей многочисленно и соответственно сохраняется контроль текущих владельцев над ней. К тому же IPO является традиционным способом получить ресурсы для развития, что вписывается в стратегию компании «Интермаркет», — детализирует Владимир Мороз. В то же время Ростислав Копач, директор по делам финансовых ресурсов «Интермаркета», отмечает, что пока рано говорить об инвесторах в любой форме: «Сегодняшней перспективой компании является выпуск еврооблигаций. В данный момент ведутся переговоры только о возможности сотрудничества с портфельным инвестором, и пока вопрос о появлении стратегического инвестора или IPO относится к гипотетическим».

Гонка за победу на рынке украинского ритейла не останавливается ни на секунду. Она ведется по количеству торговых мест, по торговым площадям, по качеству, количеству, оборотам. Сегодня компании соревнуются в активности на рынке заимствований (например, активно ведет себя сеть «Велика кишеня»). Стратегические инвесторы, слияния и поглощения — просто следующий этап, к которому опять надо будет подойти с подготовленной стратегией, подкрепленной реальностью. 

Exit mobile version