Греция на слуху и рядом. Но тем не менее остается неизведанным туристическим маршрутом для украинцев. Почему?
Долгое время Греция считалась курортом не для каждого. Дело не только в цене. Об этой стране мало говорили, мало писали и практически ее не представляли с точки зрения туристических маршрутов. Греция всегда была популярным местом отдыха европейцев. Что же касается стран Восточной Европы, не входящих в ЕС, то она до сих пор остается terra incognita. Благодарить за это можно и самих греков, которые, кажется, не заинтересованы в туристическом потоке из Украины. И украинские туристические агентства, слабо работающие над продвижением в Украине греческих маршрутов. В результате Греция для украинцев сводится к направлениям Крит—Родос—Афины, несмотря на то что это страна очень разноплановая. Свою негативную роль в формировании такого отношения к Греции играет и строгий визовый режим.
Греция могла бы стать для Украины перспективным деловым партнером и любимым местом отдыха. Но существует слишком много проблем, которые в ближайшее время, судя по всему, будут и дальше перекрывать возможность осуществить такое партнерство.
Греция как бренд. Историчность и мифологичность
Греция представляет себя на международном туристическом рынке как разноплановый курорт. К природным особенностям греки добавляют мифологическую составляющую. Сегодня на руку Греции как туристическому бренду идет широкая популяризация древнегреческих мифов. В канун последней Олимпиады здесь взялись за свое мифологическое наследие и стали активно раскручивать себя как живую легенду.
Государство вышло на путь систематизации историчности своего бренда. Если ранее все исторические памятники обособленно представляли тот или иной регион, то теперь все сводится к одному знаменателю — Греция историческая и мифологическая.
Однако в последнее время Греция стала позиционировать себя на противопоставлении Турции. В отличие от Турции, она находится в туристическом бизнесе с 1970-х годов. Удобное месторасположение и принадлежность к «клану ЕС» делает туризм в стране успешным. Между тем туристические потоки в Грецию уменьшаются, а в Турцию каждый год летает все больше чартеров. Турция взяла ускоренный курс к вершинам туристического бизнеса. И как любая страна, доход в бюджет которой напрямую зависит от потока туристов, делает все, чтобы им угодить.
Греция же взвинчивает цены в туристическом секторе, но при этом не расширяет пакет услуг. И туристы решают, что не хотят платить больше. Для европейцев это справедливо, поскольку в результате перехода на евро они стали придирчиво относиться к тратам. В случае с украинскими туристами все зависит от уровня сложности визового режима и знания страны.
VIP или эконом
Грецию в Украине представляют в основном как VIP-курорт. Сформировался устойчивый стереотип, что эта страна слишком дорога, слишком недоступна и вообще — слишком. В результате за Грецией закрепилась слава «страны не для каждого». Если украинский турист выбирает, где отдохнуть, о Греции он подумает не в первую очередь. И это несмотря на то, что дорогие курорты Арабских Эмиратов с каждым годом посещают все активнее.
Перевести греческий маршрут из VIP-класса в эконом покане представляется возможным
Туристические агентства с радостью подтверждают существующее мнение о дороговизне Греции. В итоге чартеры в этом направлении летают все реже, и их наполняемость остается невысокой.
Росту массовости посещения Греции украинскими туристами мешает и ее статус страны ЕС. Он сулит определенные сложности в получении визы, а также работает как психологический барьер образа «общества для избранных». Сложности, существующие с посещением стран ЕС гражданами Украины, задают параметры целевой аудитории туристической Греции: внушительный социальный статус, уровень заработной платы и «финансовых якорей» — выше среднего, что автоматически делает Грецию курортом «не для всех». И перевести этот маршрут из VIP-класса в эконом пока не представляется возможным. В то время как европейский турист даже самого скромного достатка может позволить себе неделю в Греции, украинец не пройдет отбор даже «по визовым признакам». Получается, что туристический поток из Украины четко форматирован и исключительно ограничен.
Шенгенская история
Получение виз в консульстве Греции — тема болезненная. Особенно для туроператоров, специализирующихся на этой стране. Консульство Греции отличается суровым нравом и переменчивым настроением. Возможно, благодаря тому что в Грецию уходят потоки нелегальных работников с Западной Украины, двери в ЕС через Грецию прикрыли осторожно, но уверенно. В результате попасть в Грецию отдохнуть не может даже тот, кто платит серьезную сумму за путевку. Избирательное отношение заменено общим стереотипом «украинец едет на заработки». Это приносит серьезный финансовый ущерб туристическим агентствам и напрочь отбивает охоту у туристов связываться с данным направлением. Только самый заядлый любитель Греции согласится рискнуть получить отказ в Шенгенской визе.
Эта проблема закрывает перспективы взаимного сотрудничества Украины и Греции в любой сфере. Потому что туристические и деловые связи не выдерживают давления с консульской стороны.
Напрашивается вывод, что Греция старается держать Украину на расстоянии во всех аспектах. Иначе дело бы не застаивалось, и вопрос с визами быстро бы разрешился в пользу украинских граждан.
Греция и Украина. Гостиничная связь
Взаимоотношения Греции и Украины строятся в основном на взаимном незнании. Отсутствие активной заинтересованности друг в друге можно отнести и к позиции Греции — «пусть идут к нам», и к позиции Украины — «а что у вас есть?». Греция вяло представляет свои возможности на украинском рынке. Поэтому, наверное, украинцы и не спешат обращаться к своим греческим партнерам. И все те же сложности с визовым режимом тормозят процесс взаимного узнавания. Все это касается как экономических отношений в общем, так и туристической сферы в частности, а точнее — отельного бизнеса. Украина не блещет отельной инфраструктурой. Это могло бы заинтересовать греческих партнеров в плане инвестирования в отельное строительство в Крыму и крупных городах Украины. Но главную роль во взаимоотношениях с греками играет еще ментальная особенность. Греческий характер — неторопливый, осторожный, с ленцой, не позволяет бизнесменам делать рискованные шаги, даже если они могут обернуться огромной прибылью. В условиях хотя бы частичной неуверенности в завтрашнем дне греческий бизнесмен предпочитает подождать, пока все факторы не станут предельно ясными и хорошо просчитываемыми.
Так, возможное перспективное сотрудничество Украины и Греции стоит на месте по двум причинам: недостаточной информированности греков об украинской ситуации и нежелании прояснять для себя этот вопрос. Украинская сторона тоже не спешит представлять себя грекам, поскольку их пассивное отношение не выглядит залогом успешного сотрудничества. Круг замыкается.
«Все зависит от общих экономических факторов. До нынешнего года европейцы еще не научились считать цены в евро и не научились рассчитывать. Дело в том, что единый евро — это большой хитрый фокус, от которого практически очень многие семьи сильно пострадали, потому что цены поднялись одновременно примерно в два раза. И на протяжении трех лет люди просто отходили от шока, пытались выжить. Они старались покупать столько же, а в конце месяца не хватало. Пока они пришли к тому, что научились рассчитывать, сколько же корзина составляет сегодня, на это понадобилось время. Теперь они тратят меньше — и в гостиницах, и за пределами гостиниц. Но уже приезжают, ведь раньше вообще не приезжали, проводя отпуск на огороде, как это делают у нас в Украине. Процесс потихоньку начинает выравниваться». Дмитрий Игнатьев, директор туристической компании ITService |
«Наша компания не работает с клиентами напрямую. Мы сотрудничаем с туристическими агентствами. Хотя иногда очень хочется начать работать с клиентами, потому что так получается больше денег. Хочется добавить массовости. Хочется сделать так, чтобы в Грецию постоянно летали забитые самолеты. Но агентства, которые тоже работают с Грецией, продают, используя так называемый индивидуальный подход. Приходит клиент, они на него смотрят и думают: «Сколько с тебя взять?». Это и называется «индивидуальный подход». А дальше начинается выяснение платежеспособности и информированности конкретного клиента». Дмитрий Игнатьев, директор туристической компании ITService |
«Мы знакомы с визовой проблемой в Украине. В предпоследний раз, когда приезжал замминистра иностранных дел, мы выдвигали эту тему. Мы также знакомы с Шенгенскими правилами. И просили, чтобы господин замминистра непосредственно и в быстром порядке начал заниматься в министерстве вопросами выдачи виз для быстрого обслуживания туристов, желающих попасть в Касторию. Кроме того, попросили его, чтобы из Украины пригласили представителей различных учреждений и представителей торгово-промышленных палат, дабы посмотреть и выяснить, чем бы мы смогли помочь в решении этого вопроса в ускоренном режиме. Мы были в России вместе с министром по туризму, который в курсе проблем, существующих и в России, но в Украине проблемы более глобальные. В связи с тем что Греция заинтересована в туризме из стран бывшего Советского Союза, делаются попытки помочь тем людям, которые хотят посетить Грецию. И мы обсуждаем темы продвижения соглашений с целью избежания интервью с консулом и собеседования в личном порядке, чтобы был более лояльный, упрощенный подход к выдаче визы. Мы хотим, чтобы вы верили — если вы хотите один раз посетить Грецию, мы хотим в 100 раз больше, чтобы вы ее все-таки посетили». Константинос Лиантсис, префект региона Кастория |
«Мы ничего не знаем о состоянии гостиничного бизнеса в Украине. К сожалению, информация об этом очень ограничена, и вообще, наши знания системы гостиничного бизнеса и туризма в Украине минимальны. Поскольку нам никто, кроме тех, с кем мы сотрудничаем, скажем, каких-то клиентов, посетивших Украину, не давал такую информацию. А других источников нет. Поэтому мы практически ничего не слышали». Спирос Михас, генеральный директор отеля Corfu Imperia |
Полцарства за Грецию Дмитрий Игнатьев, директор туристической компании ITService |
«Сотрудничество с Украиной — это интересно. Правда, смотря в чем. Туристический рынок вашей страны очень перспективен, поэтому в нынешнем году мы на него активно выходим, чтобы узнать его ближе. С этой целью в следующем году готовы брать ваших студентов на практику в наши отели: предлагаем питание, проживание, плюс 290 евро стипендии. Но все это относится исключительно к расширению клиентской базы. Что же касается инвестирования… Вообще девиз нашей компании — постоянно развиваться. Мы развиваемся во всех направлениях, в том числе активно инвестируем в строительство. Так, например, в начале следующего года открываем новый отель в горах на полуострове Пелопоннес. Насчет дальнейших планов… Дело в том, что в Греции такое большое количество островов, что мы, наверное, начнем с них. Дмитрис Харитидис, менеджер по продажам сети отелей Aldemar |
По правилам и без Дмитрий Игнатьев, директор туристической компании ITService |
Авторитетно заявляю! Анастасис Лиаскас, замминистра греческого министерства развития туризма |