Никколо Макиавелли предлагает универсальную методику управления государством. По большому счету, это методика корпоративного менеджмента.
Никколо Макиавелли — персона резонансная во всех отношениях. Его дьявольский имидж не переиграет и самый сильный политтехнолог. А нашумевший в веках трактат «Государь» приелся всем, кто изучает политические науки. Хотя он будет интересен и менеджерам. Особенно тем, кто занимает высокие управленческие позиции.
Управление государством и управление компанией во многом схожи. Присоединение завоеванных территорий похоже на слияние компаний. Империя сравнима с транснациональной корпорацией. В результате государственное управление имеет немало общего с управлением бизнесом.
Отличительная характеристика «Государя» — четкость, доступность, практичность и предельная логичность. Следует учесть, что Макиавелли в первую очередь обращал внимание на опыт управления Римской империей. «Государь» поместил на нескольких десятках страниц многовековой менеджерский опыт сильных мира сего. И все же читать трактат отдельно от уяснения былых исторических условий непросто. За пределами понимания остаются предпосылки тех или иных поступков, которые являются своего рода практическими примерами или техникой «бери и делай».
Тем не менее небольшой объем (меньше ста страниц) делает чтение «Государя» событием, к которому не надо долго готовиться психологически. Работа раскрывает темы:
• типологии государств;
• обращения с властью в новоприобретенных владениях;
• имиджа государя, составляющих характера и поведения успешного государя;
• проблем армии — постоянной, наемной и союзнической;
• анализа могущества государства.
Кроме систематического подхода, работу отличает предельная аналитичность.
Поэтому «Государь» рекомендован к прочтению всем, кого интересует исторический опыт менеджмента от истоков Флорентийской республики. Берем на себя смелость предположить, что эпоха Возрождения была бы, пожалуй, немыслимой без сухих и гениальных находок г-на Макиавелли.
«Здесь уместно заметить, что лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не вынуждает необходимость. Ибо в случае победы сильного союзника ты у него в руках, государи же должны остерегаться попадать в зависимость к другим государям». |
«Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово. Но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же». |
«Мудрые государи всегда предпочитали иметь дело с собственным войском. Лучше, полагали они, проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием». |
Паспорт наставника диктаторов всего мира
Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 г. во Флоренции.
После казни итальянского реформатора Джироламо Савонаролы 19 июня 1498 г. к власти во Флоренции приходит правительство олигархов во главе с Пьеро Содерини. Макиавелли утвержден на пост секретаря второй флорентийской канцелярии, занимающейся внутренней политикой.
В декабре 1506 г. — назначен секретарем комиссии Девяти по делам флорентийского ополчения. Макиавелли формирует народную армию, первую в истории флорентийской республики. Это новаторская идея, которая заканчивается поражением в битве с испанскими войсками.
После провала народного ополчения Пьеро Содерини бежит. Правительство олигархов теряет власть.
С 1513 г. после возвращения во Флоренцию кардинала Джованни Медичи (будущий папа Лев Х) Макиавелли находится в изгнании по обвинению в участии в антимедицейском заговоре.
В мае 1527-го Медичи снова изгнаны из Флоренции и к власти приходят олигархи, сформировавшие новое правительство. На этот раз кандидатура Макиавелли на пост секретаря коллегии Десяти провалена в Большом совете.
Умер Никколо Макиавелли 21 июня 1527 г.
«Ибо в действительности нет способа надежно овладеть городом иначе, как подвергнуть его разрушению. Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит. Там всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти. Что ни делай, как ни старайся, но если разъединить или рассеять жителей города, они никогда не забудут ни прежней свободы, ни прежних порядков и при первом удобном случае попытаются их возродить, как сделала Пиза через сто лет после того, как попала под владычество флорентийцев». |