Site icon Companion UA

Долгожданная стратегия

Ключевыми элементами экономической стратегии «обновленной» власти станут налоговая реформа, усиление защиты прав собственности и снижение административного давления на бизнес.


Одной из главных причин существенного замедления роста ВВП, промышленного роста и объема прямых иностранных инвестиций стали бесконечные «шатания» правительства Тимошенко в экономике. Как заметил «&» советник Президента Украины Борис Немцов, «если бы правительство Тимошенко вообще ничем не занималось в экономике за прошедшие 7 месяцев, результат был бы лучше, чем тот, который мы имеем на сегодняшний день». Так, Кабмин Тимошенко сперва ликвидировал свободные экономические зоны, затем стал думать, как компенсировать потери инвесторов (кстати, сейчас в Секретариате Президента разрабатывается отдельный законопроект по компенсации потерь инвесторов от ликвидации СЭЗ). Сначала премьер Тимошенко заявляла о 3 тысячах предприятий, подлежащих реприватизации, затем размышляла, как успокоить напуганного этим заявлением инвестора. Вначале министр экономики Сергей Терехин закладывал в проект госбюджета 2005 г. 8,2% роста ВВП, затем начинал думать, как уменьшить прогноз, не поставив при этом бюджет под угрозу секвестра и не испортив экономический имидж страны. По мнению экспертов, главная причина подобной ситуации состояла в том, что у правительства Тимошенко не было единой, системной, четкой и стабильной стратегии действий ни в экономике в целом, ни в отдельных ее секторах.


Смена правительства, а также некоторые другие действия, произошедшие за последние две недели в коридорах власти, позволяют говорить о том, что такая стратегия начинает вырисовываться. И судя по уже сделанным заявлениям и. о. премьер-министра Юрия Еханурова и по подготовленным проектам стратегических и нормативно-правовых документов, ключевыми элементами этой стратегии станут: а) налоговая реформа;
б) защита прав собственности; в) снижение административного давления на бизнес.


Самый низкий налог на прибыль в Восточной Европе
«Налоги должны быть низкими, но их должны платить все». Этот посыл предвыборной программы Президента В. Ющенко за время премьерства Ю. Тимошенко был реализован наполовину — лишь в той части, которая устанавливает обязанность платить налоги всем. С этим правительство Тимошенко, следует отдать ему должное, справлялось довольно успешно. И благодаря этому (а также благодаря недовыполнению плана по возмещению НДС и при переплате на 6 млрд. грн. налогов за следующие налоговые периоды) план по выполнению доходов госбюджета за прошедшие 8 месяцев перевыполнен на 6,7%. А вот снижения налогового бремени не произошло. Более того, по подсчетам центра социально-экономических исследований «CASE-Украина», средние общие налоговые требования к предприятиям Украины составляют 48-49% созданной ими добавленной стоимости. Если же брать общий объем налоговой нагрузки на экономику (то есть и на предприятия, и на семьи), то он, по подсчетам экономистов, составляет 83,5% от объема ВВП Украины (для сравнения: в США — 30%, в странах «ядра» Евросоюза — 42%, в Швеции — 51%).


Соответственно снижение налогового давления стало первым заданием проекта концепции налогового реформирования, который был подготовлен группой экспертов под руководством советника Президента Владимира Ланового. При этом будет предпринято наибольшее снижение тех налогов, которые более всего сложны в администрировании. В первую очередь налог на прибыль, который за последующие 8 лет должен постепенно уменьшиться до 10%, и НДС (ставка должна снизиться до 12%). Правильность предложенного акцента подтверждают исследования Международной финансовой корпорации, согласно которым бизнесмены из года в год называют налог на прибыль самым тяжелым сбором в администрировании. По мнению Владимира Ланового, серьезное снижение ставки налога на прибыль даст серьезный инвестиционный стимул для предприятий обновлять имеющиеся основные фонды. Ведь на данный момент, по данным МФК, уровень физической изношенности оборудования по экономике в целом превышает 50%, а транспортных средств — более 90%. Кроме того, как рассчитывают авторы концепции, самый низкий налог на прибыль в Восточной Европе станет важным PR-элементом в привлечении зарубежных инвесторов (в том числе портфельных). Ставки остальных налогов и сборов будут чуть выше названных. Это, по мнению В. Ланового, оправдано высокими расходами государства на социальную защиту. Так, налог на доходы физических лиц составит от 12% (трудовые доходы) до 15% (нетрудовые). Единый социальный налог снизится до 25%.




При предыдущем Кабмине многие механизмы, в том числе и «единые окна», работали де-юре, теперь они должны заработать де-факто.

Авторы концепции подумывают и о возможности внедрения специальных налоговых стимулов и поощрений с целью более быстрого создания рабочих мест в депрессивных регионах, а также, возможно, для детенизации зарплаты. Причем за основу берется успешный опыт использования подобных стимулов странами Восточной Европы и Балканского полуострова. К примеру, Болгария смогла почти в два раза уменьшить безработицу в депрессивных регионах, позволив не платить налог на прибыль тем предприятиям, которые за предыдущий год увеличили количество рабочих мест на 10% и полностью реинвестировали полученную прибыль.


Как стало известно «&», проект концепции уже лежит на столе у Президента. Известно также, что его первоначальный вариант уже поддержал Совет предпринимателей при Кабинете министров (более того, глава Совета Ксения Ляпина является одним из авторов данной концепции). Позитивно оценили проект первый вице-премьер и глава Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах, а также глава Госкомпредпринимательства Андрей Дашкевич. Согласно уже подписанному поручению Президента, проект концепции будет дорабатываться (детализироваться, уточняться) до конца 2005 г. И уже в конце 2006 г. на основе концепции власть начнет готовить соответствующие законопроекты, в том числе и проект Налогового кодекса.


По подсчетам авторов концепции, общие доходы сведенного бюджета и Пенсионного фонда на момент окончания реформы (к 2013 г.) увеличатся до 660 млрд. грн., иначе говоря, превысят сегодняшние доходы бюджетов и небюджетных фондов в 3,9 раза. При том что общее налоговое давление на экономику снизится до 28-29% от ВВП.


Еще один ход, который и Секретариат Президента, и Государственная налоговая администрация Украины предлагают сделать уже в 2005-2006 гг., — отказаться от неэффективных налогов (слишком дорогих в администрировании и незначительных по объему поступлений). В основном это может коснуться местных налогов и сборов.


Приватизированная собственность будет гарантирована
Не менее эпохальные изменения планируются в сфере защиты прав собственности. В конце августа Президент уже подписал поручение, которым обязал Генпрокуратуру, Фонд госимущества и другие органы исполнительной власти отозвать все свои судебные иски о реприватизации, которые по оценке Министерства юстиции будут признаны бесперспективными. Более того, до вывода Минюста ни один чиновник не имеет права делать заявление о реприватизации того или иного предприятия.


Но наиболее серьезные механизмы защиты будут предоставлены собственнику уже подготовленным проектом Закона «О дополнительных гарантиях собственникам приватизированного имущества». Рабочая группа под руководством главы Ксении Ляпиной уже доработала проект закона (проект был подан Борисом Немцовым) и уже лежит на столе у Виктора Ющенко. Законопроект предполагает предоставить гарантии от любых судебных преследований и любых проверок законности приватизации со стороны государства и органов местного самоуправления собственникам всех приватизированных предприятий. Такие гарантии не получат собственники только тех компаний, которые в совокупности имеют такие признаки:
• предприятие относится к приватизационной группе «Г» (стратегические);
• предприятие было приватизировано после 31 июля 2002 г.;
• на момент приватизации активы предприятия или его годовой оборот превышали 1 млрд. грн. (впрочем, сумма активов/годового оборота может быть увеличена при доработке законопроекта).

В ближайшей перспективе у бизнеса может появится еще один повод для спокойствия: чтобы исключить очереди и взятки пожарным, будет введено обязательное страхование от пожара.


























По предварительным подсчетам руководства Фонда госимущества упомянутые гарантии не получат лишь 30-40 предприятий. Но и у них останется возможность договориться с государством (процедура сейчас разрабатывается рабочей группой) или отстоять свои права в суде. Концептуальное согласие с таким подходом уже высказал и. о. премьер-министра Юрий Ехануров: «Реприватизации не будет. Там, где есть проблемы, связанные с раздачей «слонов» во время предвыборной кампании, будет переговорный процесс. И, я думаю, будут мировые соглашения».


Страхование вместо проверок
Третье направление стратегии — снижение административного давления на отечественный бизнес. По результатам опроса, проведенного Советом предпринимателей при Кабмине в июле 2005 г., 69% предпринимателей оценили условия для ведения бизнеса в Украине как неудовлетворительные. При этом, как показало исследование, за последние полгода количество предпринимателей, недовольных условиями ведения бизнеса, в Украине увеличилось. Особенно среди субъектов малого бизнеса. Одна из причин — до сих пор нет надежного и стабильного закона об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности. Несмотря на поручение Президента, Кабмин до сих пор не внес соответствующий законопроект в парламент. Неслучайно 66% предпринимателей называют бюрократические преграды главным сдерживающим фактором в ведении бизнеса в Украине. Ведь снижения административного давления практически не произошло.


Действительно, как и было обещано Президентом, во всех 677 органах регистрации предприятий заработали «единые окна». Но вот только практически ни одно из них не действует в обещанном режиме. К примеру, по сведениям Совета предпринимателей, в Николаеве «единое окно» работает, но при этом предпринимателю
следует отдельно обойти ГНАУ, Пенсионный фонд, Фонд соцстрахования по временной потере работоспособности, да еще и МВД для изготовления печати. То есть извращается сама суть «единого окна». Из-за аналогичных причин во Львове процедура регистрации занимает не 3 дня, как указано в Законе «О государственной регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей», а 12-13 дней (а если считать и получение разрешения на печать — то все 20). Главная причина таких «бракованных» «окон» состоит в том, что до последнего времени действовало 6 инструкций, утвержденных ГНАУ, правлениями социальных фондов, Минтруда и Нацбанком. Именно из-за них нормальная работа «единого окна» была невозможна. В начале сентября при довольно серьезном давлении Совета предпринимателей и Госкомпредпринимательства эти инструкции были отменены.


Следующий шаг — создание «единых окон» для принятия всей документации налогоплательщика (включая отчетность по социальным сборам). Президент уже подписал поручение, согласно которому начата подготовка по их созданию. В этом же поручении есть требование к регистрирующим органам увеличить количество регистраторов и уполномочить принимать документы вспомогательный персонал. Ведь именно из-за нехватки персонала у «единых окон» столпились многодневные очереди. К примеру, по данным того же Совета предпринимателей, в некоторых регистрационных офисах Харькова очереди на регистрацию растянулись на 2 месяца. При этом местные чиновники не слишком обеспокоены тем фактом, что 2 месяца очереди — это 2 месяца неуплаченного налога, к тому же в местный бюджет.


Отдельная процедура прописывается для продажи земельных участков (несельскохозяйственного назначения). Согласно поручению правительство обязано внести до 1 ноября закон о продаже земли исключительно через систему аукционов. При этом участок будет продаваться уже с полностью оформленным пакетом документов (в том числе утвержденным целевым назначением участка).


Еще один фронт снижения административного давления — уменьшение количества регуляторных актов. По данным Госкомпредпринимательства, по состоянию на 1 сентября 2005 г. было отменено 4380 регуляторных актов (почти треть всех действовавших ранее регуляторных актов). Но как подтверждает «&» Ксения Ляпина, вот только зачастую отменялись устаревшие акты. И как свидетельствует исследование аналитического консультационного центра «Голубой ленты» программы развития ООН, процесс отмены и внесения изменений в регуляторные акты шел крайне непрозрачно, в закрытом режиме, а потому вряд ли его результаты могут считаться эффективными.


По поручению Президента до конца года в Украине должны заработать так называемые налоговые коридоры (на основе показателей предыдущей уплаты налога налогоплательщиком, места расположения и вида деятельности), которые позволят уменьшить количество проверок на предприятиях. Ожидают изменения и налоговую милицию. Уже подан в парламент законопроект о сокращении численности этой структуры на 35-40% (с 15 до 9 тыс. человек). При этом сама налоговая милиция будет преобразована на департамент налоговых расследований, ослабится ее силовой блок и усилится аналитический.


На концептуальном уровне уже разрабатывается идея передачи некоторых функций государства по проверкам, выдаче разрешений и лицензий отраслевым объединениям или страховым компаниям. К примеру, каждое предприятие перед тем как начать работу, тратит, по подсчетам Международной финансовой корпорации, в среднем 28 дней на получение разрешения пожарной службы. Кроме того, пожарные — один из органов, которые чаще всего проводят проверки, каждая из которых стоит предприятию в среднем 1076 грн. Да еще и на проверки отвлекается руководящий состав компании, от чего также предприятие не дополучает прибыль. Все это ведет к тому, что в масштабах страны госбюджет недополучает, по подсчетам МФК, более 300 млн. грн. Но при этом если случится пожар, все расходы лягут на плечи не пожарных, а предпринимателя. Соответственно аналитики ставят вопрос: а почему бы вместо очередей и взяток пожарным не ввести обязательное страхование против пожара. При этом страховая компания будет максимально заинтересована в том, чтобы пожара таки не случилось. Интересно, что подобный механизм уже сейчас начнет апробироваться в строительстве, где Кабмин предложил полностью отказаться от госэкспертизы. Но вместо этого усилить ответственность проектировщика и ввести обязательное страхование строительства. 

Exit mobile version