Производство
Сегмент премиального шоколада вверг «Світоч» в траты
Премиум-сегмент привлекает компанию прежде всего своим динамичным развитием, а также размером доходов от реализации. В последнее время все больше компаний изъявляют желание принять участие в наполнении этого рыночного сегмента. Объясняется это тем, что многие украинские потребители, особенно в крупных городах, уже готовы платить за высокое качество, дополнительные ценности и эмоциональную составляющую (образ) премиум-продукции. Поэтому в последнее время премиум-сегмент на украинском кондитерском рынке развивается очень активно. Исходя из оценок специалистов компании «АВК», сейчас он занимает порядка 7-11% рынка в тоннаже и около 15-17% в стоимостном выражении.
Сегодня «Світоч» занимает значительную долю на рынке фасованного шоколада, батончиков и печенья. По итогам минувшего года доля компании на украинском рынке шоколадных изделий составила 17,4%, печенья — 15%. При этом вкладываются значительные средства в рекламу и продвижение своей продукции. Эксперты рынка считают, что если вывод новых продуктов компании будет сопровождаться мощной рекламной поддержкой, то «Світоч» имеет реальную возможность еще больше увеличить свое присутствие в стратегически важных для него сегментах.
Розница
60 млн грн. инвестирует Fozzy Group в сеть «Сільпо»
До конца года сеть «Сільпо» будет состоять из 80 универсамов, сообщил «&» исполнительный директор сети Валерий Власенко. Всего в октябре-декабре 2005 г. в реконструкцию и переоборудование площадей для универсамов «Сільпо» ее собственник — корпорация Fozzy Group — инвестирует более 60 млн. грн.
Сеть «Сільпо» увеличивается быстрее утвержденных ранее планов. В конце 2004 г. президент корпорации Владимир Костельман заявлял о намерении увеличить сеть «Сільпо» до более чем 70 универсамов на протяжении года.
Среди причин ускоренного развития сети — наличие необходимых торговых площадей (которые преимущественно выкупаются), быстрое (хотя и централизованное) принятие решений о покупке и аренде недвижимости.
Готовятся к открытию 16 универсамов «Сільпо» в Одессе, Кривом Роге, Харькове, Мелитополе, Хмельнике (курорт, Винницкая обл.), Ивано-Франковске, Ужгороде, Ровно, Киеве, Запорожье. Большинство открытий состоятся в городах и областях, в которых сеть «Сільпо» уже представлена. Расширение присутствия сети в регионах по принципу укрупнения в тех областях, где компания уже присутствует, оптимально с точки зрения логистики и общего управления.
Товарооборот торговых сетей корпорации в 2004 г. превысил 1,5 млрд. грн., а в первом полугодии 2005 г. — 1,3 млрд. грн.
Общественное питание
В регионы вышла «Пузата хата»
Официальное открытие ресторана «Пузата хата» 2 октября во Львове стало презентацией регионального проекта одноименной компании.
Причинами выхода компании «Пузата хата» в города-миллионники стали низкая насыщенность регионального рынка, наличие соответствующих площадей (благодаря именно покупке) и управленческих ресурсов. Ведь ООО «Пузата хата» входит в холдинговую компанию «Киев-Донбасс», владеющую сетью ресторанов под зонтичным брендом Carte Blanche (ценовые сегменты «средний+» и выше).
Основные киевские конкуренты ООО «Пузата хата» — сети «Домашня кухня», «Два гуся» (один из проектов корпорации «ОМЕКС») и единичные заведения. При этом корпорация «ОМЕКС» уже продала региональным рестораторам франшизу на четыре закусочных «Два гуся». «Пузата хата» планирует продавать франшизу только после открытия заявленных сейчас ресторанов-закусочных.
Маркетинговые коммуникации
«КиевЭкспоПлаза» становится внесезонным
С момента своего открытия — 2,5 года назад один — из крупнейших выставочных центров Украины «КиевЭкспоПлаза» (КЭП) предоставлял площади и технические возможности для различных корпоративных мероприятий от случая к случаю, по инициативе заказчиков. Теперь руководство центра заявило о проведении подобных мероприятий как о втором основном направлении своей деятельности (после организации выставок). Здесь уже проходили корпоративные вечеринки, тюнинг-шоу, музыкальные фестивали, конгрессы для 1-2 тыс. человек, съемки клипов и т. п.
Развитие невыставочного направления позволяет КЭП сделать так, чтобы площадки с хорошо продуманной инфраструктурой (двумя павильонами по 11 тыс. кв. м каждый, современными коммуникациями, беспыльным полом, большим числом входов и грузовых ворот и т. д.) не простаивали. В центре проходит много выставок. С октября 2004 г. по сентябрь 2005 г. их было организовано 71. Но выставочный бизнес имеет четко выраженную сезонность. В Украине крупные компании проводят выставки преимущественно в бизнес-сезон: сентябрь-ноябрь, февраль-апрель. А невыставочные мероприятия обычно попадают в более свободные периоды. К примеру, сентябрь-октябрь и март-апрель востребованы для проведения семинаров и конгрессов, апрель-май — для музыкальных проектов, теплые летние месяцы — для тюнинг-шоу. Более эффективной работе способствует то, что в КЭП календарь выставок формируется на несколько лет вперед, поэтому, принимая заявки на невыставочные мероприятия, можно сразу определить, какая дата свободна.
«Невыставочные мероприятия — это не основная, а дополнительная прибыль для нас. Она составляет не более 1,5% дохода от проведения выставок (чуть более $200 тыс. в год), — говорит Игорь Колгатин, генеральный директор «КиевЭкспоПлаза». — Но перспектива использования выставочных площадей для проведения корпоративных мероприятий в межсезонье позволяет центру получать дополнительные доходы без ущерба для основного вида деятельности».
Доминирующими источниками продвижения «КиевЭкспоПлазы» в формате невыставочных мероприятий является имиджевая печатная продукция: журнал «Виставки Києва» и невыставочный буклет. Они имеют свою постоянную аудиторию и распространяются почтовой рассылкой среди украинских ивент-агентств, а также среди участников выставок. «Мы также отслеживаем, какие праздники и события организовывают компании. А многие, кто проводит свои мероприятия у нас, говорят потом об этой возможности своим знакомым», — продолжает Игорь Колгатин.
Главные конкуренты для КЭП по данному направлению — кафе, рестораны и ночные клубы. Но сейчас мероприятия становятся все более масштабными, часто проводятся как праздники с яркой программой, поэтому требуют больших помещений. И еще в компании пришли к выводу, что в формате невыставочных мероприятий слабая сторона КЭП может быть расценена как сильная. Например, удаленность от центра города или аскетичность пространства выставочных павильонов — это идеальные условия для проведения музыкальных проектов, рассчитанных на участие от 3 до 8 тыс. чел.
Производство
Inkerman готовится к запрету на рекламу алкоголя
Руководство «Первого Национального Винодельческого Холдинга» объявило об утверждении и начале реализации комплексной программы развития Инкерманского завода марочных вин, основная задача которой — увеличение мощностей предприятия более чем в два раза и повышение качества на всех этапах производства. По словам Максима Дашевского, директора производственного объединения, цель ТМ Inkerman — быть эталоном качества в сегменте марочных и выдержанных вин Украины.
На сегодняшний день наблюдается увеличение спроса на сухие красные и белые вина, особенно в марочном сегменте. Популярны различные мускаты, хотя и в их структуре возрастает доля полусухих. При этом все больше потребляется марочных портвейнов. Сегодня потребитель как бы вновь открывает для себя эту категорию. Условно свободной представители компании видят нишу в ресторанном сегменте, где все еще доминируют импортные производители. Причем считают, что необязательно там предлагать старые коллекционные экземпляры, перспективными считаются также марочные, выдержанные и молодые сухие вина европейского уровня. Инкерманкий завод в этой нише предлагает коллекцию Grand Reserve.
По словам Андрея Салацкого, исполнительного директора холдинга, ужесточение конкуренции почувствуется уже в следующем году, чему будет способствовать и запрет рекламы алкоголя (если он вступит в силу): «Запрет рекламы активизирует поиск новых способов продвижения продукции, над которыми большинство игроков рынка начинают уже задумываться. До настоящего времени можно было массированной рекламой убеждать потребителя выбрать посредственное вино. Теперь придется искать новые каналы коммуникации, эффективность которых станет ниже, чем у наружной или телевизионной рекламы».
В России не хватает водки. «Союз-Виктан» ей поможет
В конце сентября компания «Союз-Виктан» приступила к производству и розливу водки на своем заводе в России. По словам Андрея Охлопкова, председателя наблюдательного совета компании, приобретение завода связано со стратегическими планами — войти в число ведущих российских производителей алкогольной продукции: «Наличие собственного производства в России является необходимым условием для дальнейшего развития компании в данном регионе. Россия — один из самых перспективных и динамично развивающихся рынков. Анализ рынка показал дефицит напитков высокого качества, но по приемлемым ценам — так называемого ценового ряда low premium». Поэтому принято было решение на российском заводе производить бренды «Союз-Виктан», «На березових бруньках» и Medoff.
До конца текущего года мощности на российском заводе составят 600 тыс. дал в месяц. Компания просчитывает экономическую целесообразность переноса всего экспортного производства «Союз-Виктана» в Россию в связи с возможным повышением цен на спирт в Украине.
Авторынок
«Валдай» призван укрепить позиции марки «ГАЗ» в Украине
Корпорация «АИС» начала поставки модели нового поколения грузовиков ГАЗ «Валдай» в Украину. Эта марка, по мнению представителей компании, призвана укрепить позиции «ГАЗ» в сегменте грузовых автомобилей. Дмитрий Писаный, генеральный директор корпорации «АИС», считает, что появление новой модели — закономерный результат развития их сотрудничества с Горьковским автомобильным заводом. Но основной предпосылкой для начала поставок «Валдая» в Украину является желание компании занять быстро развивающуюся нишу в данном классе авто. «Грузовики азиатского производства — Foton, Dong Feng, Tata — занимают нишу недорогих автомобилей. Грузовики европейских марок — Volvo, Mercedes-Benz, Iveco — намного более дорогую, — говорит Дмитрий Писаный. — «Валдай», имея сравнимую с европейцами комфортабельность, отличные эксплуатационные характеристики и приемлемую цену, должен с успехом занять «золотую» середину».
На данный момент в рейтинге продаж грузовых автомобилей марка «ГАЗ» имеет 25% от общего количества (по данным компании «АВТО-консалтинг»). С появлением «Валдая» корпорация «АИС» рассчитывает на увеличение доли этой марки в указанном сегменте автомобильного рынка на 3-5%.
Банки
Ощадбанк будет кредитовать «с головой»
Ощадбанк намерен оптимизировать бизнес-процессы по выдаче кредитов, обеспечив снижение издержек и увеличение производительности труда сотрудников банка. С этой целью компания PrioCom, украинский дизайнер IT-решений, начала разработку онлайновой системы, регулирующей процесс выдачи кредитов юридическим и физическим лицам. С внедрением разработки Ощадбанк получит инструмент управления кредитной деятельностью всей филиальной сети банка, установления единой кредитной политики и правил учета, а также методику проведения операций, поддерживая единую нормативно-справочную информацию. Унификация правил кредитования и справочной информации гарантирует быстрый и одновременный вывод на рынок новых продуктов и услуг во всех филиалах банка. Внедрение системы исключит возможность частной корректировки в базе данных в филиалах специалистами банка, что обеспечит 100%-ю достоверность данных и позволит предотвращать на начальном этапе выполнение решения или операции, способных принести банку убытки.
Как сказал директор по программному обеспечению PrioCom Владимир Коваленко, система рассчитана на непрерывный режим работы и предназначена для работы «как по выделенным линиям, так и по коммутируемому соединению, что является очень актуальным для большинства филиалов, расположенных в регионах». По его словам, благодаря централизованной архитектуре системы все затраты по реализации решения, в т. ч. разовые капиталовложения и затраты на эксплуатацию и обслуживание всего комплекса, будут производиться в центральном офисе банка.