Многие отечественные предприятия отказываются от взыскания задолженности с госпредприятий, ошибочно считая ее безнадежной. Предлагаемый выход — в использовании процедуры мирового соглашения.
Важно определить механизм погашения долга по мировому соглашению Юрий Лазуренко, адвокат, партнер консалтинговой группы «ДЛЛ Топ Консалтинг»: Основная проблема состоит в практической реализации процедуры мирового соглашения Олег Трохимчук, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»:
На сегодняшний день достаточно большая часть предприятий, в которых доля участия государства составляет 25% и более, находятся в процедурах банкротства. Сложившуюся ситуацию вряд ли можно назвать экономически обоснованной, дескать, неэффективный собственник и т. д. Дело в том, что банкротство таких предприятий — актуальный инструмент неуплаты долгов (в том числе и в бюджеты всех уровней). Такое положение возникло вследствие принятия Закона Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» от 29.11.2001 г. №2864-III, нормы которого предусматривают запрет на отчуждение имущества (а также долей, акций, принадлежащих государству) должника-госпредприятия, если такое отчуждение происходит в процессе исполнительного производства или в рамках судебных процедур банкротства (с нижеприведенными оговорками). При этом законодатель формально нарушает ст. 13 Конституции Украины, которая предусматривает равенство всех субъектов права собственности. Конституционный Суд Украины признал закон о моратории конституционным (решение от 10.06.2003 г. №11-рп/2003 г.), вследствие чего кредиторам надо либо расстаться с надеждой взыскать такую дебиторскую задолженность, либо искать юридически обоснованную схему взыскания долга.
Санация или мировое соглашение
Предлагаемая далее схема взыскания актуальна для применения конкурсными кредиторами (кредиторы, чьи требования возникли до принятия хозяйственным судом определения о возбуждении дела о банкротстве), поскольку текущие кредиторы (кредиторы, требования которых возникли после вынесения Хозяйственным судом определения о возбуждении дела о банкротстве) в данной ситуации могут получить взыскание в общем порядке. А именно посредством предъявления иска к должнику. И в случае принятия положительного решения хозяйственным судом — его исполнения государственной исполнительной службой путем наложения взыскания на денежные средства должника, если таковые имеются. Данная правовая позиция подтверждается рекомендациями Высшего хозяйственного суда Украины от 04.06.2004 г. «О некоторых вопросах практики применения Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Ввиду существования закона о моратории судебная практика высказывается в пользу того, что к должнику-госпредприятию могут применяться следующие судебные процедуры банкротства:
• распоряжение имуществом должника;
• санация;
• мировое соглашение.
Таким образом, к должнику применяются все процедуры банкротства, кроме ликвидации, когда, как правило, и происходит продажа имущества с целью удовлетворения требований кредиторов. К счастью, законодатель оставил кредиторам правовой механизм получения долга с госдолжника. Таким механизмом может послужить процедура санации или мирового соглашения. Продажа имущества в упомянутых процедурах банкротства не запрещена законом о моратории. При этом необходимо учитывать следующее. Как санация, так и мировое соглашение могут быть инициированы комитетом кредиторов — представительским органом всех конкурсных кредиторов, который призван принимать ключевые решения по отношению к должнику. В связи с этим после появления в прессе публикации о возбуждении дела о банкротстве должника необходимо совершить ряд действий, предусмотренных законом о банкротстве. В том числе попытаться войти в комитет кредиторов, ведь чем существеннее дебиторская задолженность, тем больше голосов можно получить на заседании комитета кредиторов и тем большей становится управляемость ситуацией.
С целью проведения четкой границы между санацией и мировым соглашением следует учитывать следующее: процедура санации преследует цель финансового оздоровления должника и в конечном итоге приобретения частичного либо полного контроля над предприятием. Все мероприятия в рамках процедуры осуществляются по плану санации, который утверждается комитетом кредиторов и хозяйственным судом. Также целесообразно привлечь инвестора и специалистов в области кризис-менеджмента. В процедуре санации возможна продажа части имущества должника, что предполагает погасить, по крайней мере частично, кредиторскую задолженность. Но в целом санация — дорогое удовольствие, и в случае простого взыскания долга просто нецелесообразна для кредитора. Поэтому с целью оптимизации процесса взыскания необходимо задействовать процедуру мирового соглашения.
Процедурные вопросы
При использовании процедуры мирового соглашения следует учитывать такие моменты. Предприятие должно быть не просто кредитором должника (то есть заявить к нему свои требования в течение 30 календарных дней с момента публикации о возбуждении дела о банкротстве), а и быть членом комитета кредиторов. Несмотря на то, что проект мирового соглашения может быть предложен любым кредитором, статус члена комитета кредиторов дает более реальные шансы на принятие необходимого решения. Получить вышеуказанный статус можно двумя путями:
• нужно стать инициирующим кредитором, либо «стоять у истоков» процедуры. Необходимо просто принимать участие в собрании всех кредиторов должника, которое созывает распорядитель имущества (арбитражный управляющий) и лоббировать свою кандидатуру (комитет кредиторов включает не более семи членов). Количество голосов на собрании зависит от суммы дебиторской задолженности — 1000,00 грн. = 1 голос;
• если по каким-либо причинам не удалось войти в состав комитета кредиторов (хотя вы и являетесь кредитором и заинтересованы в получении долга), то можно купить у члена комитета кредиторов его задолженность. Более того, купить с ощутимым дисконтом, поскольку, как правило, отечественные предприятия не слишком настойчиво стремятся взыскать такую задолженность, ошибочно считая ее безнадежной.
На подписание мирового соглашения кредиторы идут скорее от безысходности, нежели действительно надеясь на исполнение должниками своих обязательств по мировому соглашению
После получения статуса члена комитета кредиторов на очередном заседании комитета необходимо поставить на повестку дня вопрос разработки проекта мирового соглашения. Решение по его заключению принимается на заседании комитета кредиторов большинством голосов с учетом того, что независимо от количества голосов кредитор-залогодержатель может ветировать мировое соглашение. Текст мирового соглашения (в котором указан размер требований всех кредиторов, означенных в реестре требований кредиторов, сроки и способы погашения задолженности) подписывается от имени комитета кредиторов — председателем комитета, а со стороны должника — руководителем (процедура распоряжения имуществом) или арбитражным управляющим (процедура санации). В течение пяти дней с момента принятия решения о заключении мирового соглашении арбитражный управляющий подает в хозяйственный суд текст данного соглашения и протокол заседания комитета кредиторов. Хозяйственный суд обязан утвердить мировое соглашение, если все формальные требования закона были соблюдены, и прекратить производство по делу о банкротстве. Таким образом должник лишается своих привилегий. А в случае его недобросовестного поведения есть возможность обратить взыскание на принадлежащие ему денежные средства в рамках исполнительного производства.
Плюсы и минусы мирового соглашения
Неоспоримым достоинством мирового соглашения как судебной процедуры банкротства является то, что его условия могут предполагать:
• обмен требований на имущество должника — у госдолжника, как правило, есть высоколиквидное имущество: оборудование, недвижимость, транспортные средства. Кроме того, комитет кредиторов самостоятельно принимает решение о номенклатуре имущества, за счет которого будет осуществляться погашение задолженности;
• обмен требований на корпоративные права должника;
• продажу имущества должника. Она прямо не предусмотрена законом о банкротстве, но, поскольку не противоречит законодательству, может служить хорошим подспорьем в деле кредиторов. Остается лишь определить порядок продажи имущества (желательно на бирже либо другим образом, но под контролем и при участии комитета кредиторов).
Кроме того, следует отметить, что мировое соглашение, предусматривающее обмен требований на недвижимое имущество, является основанием для регистрации прав нового собственника в БТИ.
К недостаткам мирового соглашения можно отнести то, что оно должно предполагать отсрочку, рассрочку или прощение долга. С учетом данной нормы рекомендуется простить должнику небольшую часть его долга. Это может быть и 5% от общей суммы.
Согласно Закону Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» (от 29.11.2001 г. №2864-III), мораторий устанавливается на реализацию имущества государственных предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25%. Но мораторий устанавливается на применение принудительной реализации имущества, которая возможна либо при ликвидации предприятия в процедуре банкротства, либо при исполнительном производстве и не распространяется на случаи отчуждения имущества по договоренности сторон. Таким образом, при мировом соглашении вполне возможно погашение долга указанным способом. Необходимо только определить сам механизм: будет ли обмен требований на имущество, корпоративные права либо продажа имущества, как и было указано автором. При этом важно учесть, за каким государственным органом закреплено то или иное имущество.
Несмотря на то, что согласно закону решение о заключении мирового соглашения от имени кредиторов принимается их представительским органом — комитетом кредиторов — большинством голосов кредиторов, каждый кредитор, даже не являясь членом комитета, имеет право возразить в суде против ее утверждения. А суд обязан выслушать каждого присутствующего на судебном заседании кредитора, у которого возникли возражения относительно заключения мирового соглашения. Кредитор также имеет право обратиться в суд с заявлением о признании недействительным такого мирового соглашения, если есть на то основания (при желании их можно всегда найти). Следует отметить, что определение суда об утверждении мирового соглашения является обязательным основанием для его вступления в силу. Указанные выше действия какого-либо конкурсного кредитора приведут к затягиванию процедуры банкротства, что не позволит сделать дальнейшие шаги к ее реализации.
Согласно п. 6 ст. 40 Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом», утверждение хозяйственным судом мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. Таким образом, в случае неисполнения должником своих обязательств по мировому соглашению кредитор будет иметь возможность обратиться в исполнительную службу, где опять-таки столкнется с мораторием на реализацию имущества госпредприятия, либо повторно инициировать дело о банкротстве. Но это будет уже новое дело, которое начнется с нуля, независимо от того, на какой стадии было подписано мировое соглашение и прекращено производство по делу. Естественно, указанные действия займут немало времени.
На сегодняшний день в процедуре банкротства пребывают много госпредприятий, которые давно прекратили хозяйственную деятельность и не в состоянии ее возобновить. Остатки имущества рушатся и разворовываются в связи с отсутствием денег на его содержание и охрану, а реализация этого имущества запрещена, процедуру банкротства завершить невозможно. Поэтому на подписание мирового соглашения кредиторы идут скорее от безысходности (не видя законной процедуры, которую можно было бы реализовать), нежели действительно надеясь на исполнение должником своих обязательств по мировому соглашению.