От эффективности взаимодействия Министерства экономики и Национального банка во многом зависит финансовое здоровье экономики. С назначением на должность главного экономиста Арсения Яценюка есть основания полагать, что эффективность взаимодействия между указанными ведомствами улучшится, что пойдет на пользу всей экономике.
Закон о Национальном банке Украины не выделяет Министерство экономики в качестве «эксклюзивного» партнера центробанка (ст. 52 этого документа определяет характер взаимоотношений с Кабмином в целом). Тем не менее именно с указанным ведомством НБУ связывает давняя тесная «дружба» и самые «незабываемые» впечатления. Все дело в том, что в первую очередь от эффективности взаимодействия Минэкономики и Нацбанка во многом зависит качество прогноза основных макроэкономических показателей. На их основе в том числе готовится и главный финансовый документ страны — бюджет. Кроме того, именно эти органы являются вечными «дежурными» по борьбе с инфляцией (а иногда и с дефляцией, как, например, в 2002 году) и в меру своей компетенции несут ответственность за ситуацию в экономике в частности и за обеспечение экономического роста в целом. В разные годы и при разных персоналиях на соответствующих руководящих должностях упомянутые совместные задачи решались с разного рода эффективностью. И практически всегда данный процесс сопровождался горячими дискуссиями, особенно обострявшимися в период, когда по какому-то направлению ситуация выходила из-под контроля. «В такие моменты ни НБУ, ни Минэкономики, как правило, не хотели становиться козлами отпущения. Поэтому стремились всячески аргументировать свою непричастность к экономическим проблемам и пытались взвалить всю ответственность на другую сторону. В этом плане в более выгодном положении был НБУ, который в первую очередь отвечает за стабильность денежной единицы. А за ценовую стабильность — лишь в пределах своих полномочий. И все же большинство дискуссий носили, по большому счету, рабочий и конструктивный характер. К тому же очень редко выносились на широкую публику. Причем даже в такие моменты во встречных обвинениях стороны не выходили за рамки приличия», — разъяснил «&» тонкости сотрудничества упомянутых ведомств чиновник НБУ, пожелавший сохранить анонимность.
На этом фоне взаимоотношения Минэкономики Сергея Терехина и Нацбанка Владимира Стельмаха стоят особняком. Почти за 9 месяцев совместной работы стороны так и не смогли найти взаимопонимание и выстроить конструктивный диалог. «Минэкономики должно, как это делается в других странах, самостоятельно разрабатывать свой социально-экономический прогноз. Это не исключает участия как руководства, так и специалистов НБУ в разработке прогнозов на всех этапах: предоставления ими своего видения и существующих проблем, и возможных сценариев развития и политики, которая должна обеспечивать достижение поставленных идей. Но должен напомнить, что макроэкономический прогноз — это согласованная, сбалансированная совокупность макроэкономических счетов (система национальных счетов, платежного баланса, счета бюджетной сферы и монетарные счета). Поэтому удивительно выглядят намерения разработать экономический прогноз и программу, а затем «подгонять» к ним бюджет, без серьезной увязки с существующими реалиями. То же можно сказать, например, и по поводу запроса в НБУ дать прогноз валютного курса и монетарных показателей без предоставления одновременно четкого изложения сути экономической и бюджетной политики правительства на прогнозированный период», — разъяснял суть существующих расхождений с Минэкономики в одном из своих интервью Игорь Шумило, исполнительный директор по экономическим вопросам НБУ. Более того, частые обвинения Сергеем Терехиным Нацбанка в «экономическом вредительстве» и выполнение им роли эксклюзивного ньюсмейкера «от НБУ» внесли свой «посильный» вклад в формирование негативных ожиданий у бизнеса. Результаты, как говорится, налицо: одни последствия ревальвации гривни чего стоят. Как отмечают эксперты, такого ущерба экономике не наносил еще ни один профильный министр.
Впрочем, с назначением министром экономики Арсения Яценюка (который был первым замглавы Нацбанка с января 2003 г. по февраль 2005 г., в том числе с лета 2004 г. исполнял обязанности председателя банка) ситуация в этой сфере должна существенно улучшиться. В этом, например, уверены Владимир Стельмах и многие банкиры. «Мы рассчитываем на координацию усилий по обеспечению роста экономики страны, — сообщил глава НБУ, комментируя назначение А. Яценюка министром. — Он не развращен политикой так, как предыдущий министр. Арсений Яценюк будет более системно, основательнее и ответственнее подходить к принятию решений». В свою очередь первый заместитель председателя правления «Укрсоцбанка» Валентина Жуковская отмечает: «Есть надежда, что с приходом А. Яценюка экономический блок правительства начнет работать более стабильно, а Кабинет министров и Нацбанк станут действовать более эффективно и слаженно. Хочется верить, что банкирам больше не придется опасаться каких-либо резких труднопрогнозируемых колебаний в денежно-кредитной политике или неожиданной резкой ревальвации гривни». Кроме того, В. Стельмах выразил надежду, что с обновлением руководства Минэкономики и Кабинета министров правительство откажется от идеи усиления налогового давления на банки, поскольку это может негативно ударить по экономике. Глава НБУ пояснил, что ранее озвученные предложения Минэкономики и Минфина могут привести к существенному замедлению наращивания капиталов банков, что в десятикратном размере мультиплицируется в замедление прироста кредитов экономике.
Сам Арсений Яценюк также настроен на конструктивное сотрудничество и четко заявил о границах своей компетенции (например, отметил, что министру экономики не позволено рассказывать, каким будет курс). «Публично мы будем страшно любить друг друга, — заявил он о будущих взаимоотношениях с НБУ журналу «Профиль Украина». — У меня не может быть конфликта с Нацбанком, поскольку там работают те люди, с которыми мы прошли Крым, Рим и медные трубы». При этом, по его словам, на качестве сотрудничества никоим образом не скажется тот факт, что в конце 2004 г. В. Стельмах, вопреки своим обещаниям, уволил его из НБУ. «Это большая политика. Я всем все прощаю и ничего не помню. Нужно перевернуть страницу. Нельзя ставить личные амбиции выше государственных интересов», — резюмировал
А. Яценюк.
Каким будет качество сотрудничества между НБУ и Минэкономики под руководством Василий Горбаль, член Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета: Дмитрий Святаш, народный депутат, член Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности: Александр Сугоняко, президент Ассоциации украинских банков: Дмитрий Боярчук, эксперт «CASE Украина»:
А. Яценюка?
— От эффективности взаимодействия НБУ и Минэкономики зависит качество подготовки основ финансово-денежной политики государства, приоритеты развития тех или иных отраслей экономики и единая позиция по поводу курсовой политики. При предыдущем министре экономики Сергее Терехине конструктивной работы между Национальным банком и Минэкономики не прослеживалось. Министерство экономики постоянно пыталось ограничить руководство НБУ в принятии решений. Прослеживалась цель подчинения руководства Национального банка Министерству экономики — что недопустимо. Как негативное последствие можно указать ревальвацию гривни в апреле 2004 года, которая явилась следствием непродуманных действий г-на Терехина.
А. Яценюк уже в первом своем интервью на посту министра экономики очень четко изложил, в чем он видит компетенцию Министерства экономики и чем оно будет заниматься. Я уверен в том, что сотрудничество между Минэкономики и Нацбанком будет конструктивным. И я абсолютно не вижу проблем в том, что В. Стельмах когда-то «изгнал» А. Яценюка из Национального банка. Да, новый министр экономики действительно молод и амбициозен. Но я уверен в том, что и Стельмах, и Яценюк уже нашли взаимопонимание и будут работать на конструктив, чтобы украинских вкладчиков больше не ожидали стрессы, подобные апрельскому. Потому что оба они банкиры и ценят стабильность.
— По крайней мере худшим, чем было при Терехине, оно уже не будет. Даже несмотря на бывший конфликт между Стельмахом и Яценюком. Во-первых, обоих этих руководителей можно считать не политиками, а профессионалами. Во-вторых, концептуально их взгляды совпадают: оба они консерваторы, которые в отличие от Терехина не приемлют радикализм в экономике. В-третьих, теперь они оба являются членами единой команды Президента. А Президент Ющенко уже на первом заседании нового Кабинета министров жестко предупредил: дискуссия о моделях реформирования валютной, монетарной и прочих систем должна идти в государственных кабинетах, а не через средства массовой информации, как при правительстве Тимошенко. В-четвертых, вероятно, Президент попытается сделать так, чтобы направления деятельности этих двух финансистов как можно меньше пересекались. Ведь перед Минэкономики уже не первый месяц стоит много крайне важных задач, связанных с Нацбанком крайне опосредовано: это разработка долгосрочной стратегии развития экономики (понятной каждому инвестору и бизнесмену); разработка механизмов выявления на ранних стадиях и избежания ценовых кризисов на рынках наиболее социально значимых товаров (топлива, зерна, мяса); координация действий всех органов исполнительной власти по вступлению Украины в ВТО и минимизация рисков от данного процесса для украинского бизнеса.
— Мої теперішні сподівання стосовно ефективності співпраці Міністерства економіки на чолі з Арсенієм Яценюком і НБУ набагато кращі, ніж коли економічне відомство очолював Сергій Терьохін. Недостатньо буде наукового закладу, щоб підрахувати ті збитки, які були завдані не лише українським громадянам, але й усій українській економіці попереднім міністром. Що стосується А. Яценюка, то спільна робота з ним і те, як він виконував обов’язки голови Нацбанку під час політичної кризи (яка могла переростив в кризу економічну), свідчать про наступне. По-перше, він продемонстрував здатність приймати рішення в надзвичайно критичній ситуації і не боятися брати на себе особисту відповідальність. По-друге, в той час А. Яценюк виявився здатним консультуватися і прислуховуватися до думки інших. Завдяки цим його якостям банківська система врятувала українську економіку від того падіння, яке могло б бути. Тому я з оптимізмом дивлюся у наступні півроку і вважаю, що при всіх можливих особистих проблемах В. Стельмах і А. Яценюк здатні поставити свої обов’язки вище особистих амбіцій.
— Конфлікт між Володимиром Стельмахом та Сергієм Терьохіним був пов’язаний із «проблемою» ревальвації гривні. Такий крок активно лобіював міністр економіки, послуговуючись радше політичними міркуваннями, ніж макроекономічними розрахунками. Коли вдалося підштовхнути Нацбанк до підвищення курсу гривні, то згодом виявилися всі негативні наслідки такого кроку, Терьохін елементарно відмовився розділити відповідальність із Стельмахом. Крім того, він виступив одним із основних його критиків. З того часу між Мінекономіки та НБУ зберігалась постійна напруга.
З приходом у Кабмін Арсенія Яценюка відносини Міністерства економіки з Національним банком повинні істотно покращитися. Надзвичайно важливо те, що Яценюк сам певний час очолював НБУ і чітко розуміє завдання та можливості цієї структури. До того ж підвищиться ефективність роботи і самого Мінекономіки, оскільки раніше поширеною в колах співробітників була думка про те, що Терьохін працює ледь не в паралельному очолюваному ним органу вимірі. Удосконалення співробітництва між структурами, що відповідають за розробку та реалізацію економічної політики, завжди позитивно відображається на бізнес-середовищі. Втім, для переважної більшості підприємців покращення відносин між Мінекономіки та НБУ не буде відчутним фактором в їхній діяльності.