Когда до невозможной плотности заполнены основные ниши, производитель начинает искать прорыва в так называемых малых сегментах.
Попытка выйти на новую целевую аудиторию
Водка относится к продуктам, для которых достаточно трудно придумать объективные отличия или реализовать инновации. При этом практически все они уже исчерпаны, все производители активно используют одни и те же ресурсы: различные вкусы и варианты очистки, защита от подделок, форма и величина бутылки. По словам Романа Вашколупа, генерального директора НАТ, «на сегодняшний день украинский рынок водки очень плотный и, казалось бы, сформированный. Однако мы смогли найти направления, в которых еще никто не работает. В портфеле отечественных производителей крепких напитков нет водки, ориентированной исключительно на женскую аудиторию». Хотя с утверждением, что La Femme является водкой, знатоки и ценители этого продукта будут спорить: крепость невелика, вкус сладкий. Но по технологическим документам данный напиток называется водкой, и сам производитель именно так позиционирует его на рынке.
«Шаг компании НАТ выглядит как попытка найти нишу в целевой аудитории, — говорит Иветта Деликатная, директор Relationship Marketing агентства Тalan Proximity. — Ведь в основном водочная категория «топчется» в двух ведущих сегментах — «для народных масс» и luxury. Средний сегмент не так активен, а нишевый — тем более. Таким образом, попытка создать женскую водочную группу достаточно интересна. Трудно сказать, насколько она может быть успешна, но время покажет».
Лучшая водка для женщин — это Martini
Представители компании «АТБ-Маркет», одного из крупнейших в Украине операторов розничного рынка, полагают, что, «безусловно, водка с женским именем будет выделяться на полке с мужскими именами. Но успех такого проекта прогнозируется слабый в связи с тем, что рынок явно ориентирован на мужскую аудиторию. Проводя аналогию с винами, можно сказать, что вина с женскими названиями покупают либо сами женщины, либо мужчины для женщин. В случае с водкой трудно представить, чтобы женщины сами покупали себе водку, пусть и женскую, а тем более мужчины для них». Скептики на одном из интернет-форумов, где обсуждалась новая водка, вообще отметили, что лучшая водка для женщин уже давно придумана — это Martini.
Успех La Femme и других новинок НАТ в такой насыщенной категории, как водка, возможен при поддержании высокого уровня знания и частоты появления продукта перед глазами потребителя. При этом нужна и эмоциональная составляющая, которая может быть создана не только названием и позиционированием, но и сильным креативом, а также использованием нестандартных коммуникационных инструментов. «Первое условие выполняется основными игроками, а вот с реализацией второго условия — поиском нестандартности — в нашей стране пока в большинстве случаев все происходит на достаточно примитивном уровне», — говорит Иветта Деликатная.
Руководство НАТ считает такие планы реальными прежде всего за счет ставки на уникальные предложения. «Мы решили собрать все лучшее, что ранее продавалось на украинском рынке и что сегодня представлено в мире, — говорит Роман Вашколуп. — Это и ликеры типа «Амаретто», и различные настойки. В линейке водок также появятся уникальные вкусы, в частности под ТМ «Байка» — «Гострохрінова», «Шваркова», «Липова», «Абсолютна», а под ТМ «Цельсий» — «Ваніль», «Ментол». Причем новинки мы будем выводить на рынок по очереди, чтобы они не «съедали» друг друга».
Эффективность вывода новой продукции специалисты компании намерены отслеживать в магазинах розничной торговли. И здесь в большей степени НАТ рассчитывает на торговую сеть «Эко-Маркет» (входит в один холдинг с компанией НАТ), которая будет служить своеобразным испытательным полигоном. В ней будет собираться информация о продажах, изменениях в сбыте после проведения BTL-мероприятий, эффективности того или иного бренда. На основе этой информации принимут решения, предназначенные для реализации в национальном масштабе.
Инвестиции в проект составили 20 млн. евро, ожидаемый срок окупаемости — 3,5 года. На данный момент на заводе запущены три разливные линии мощностью 6 тыс. бутылок в час каждая, а в скором времени планируется ввести в эксплуатацию еще три линии.