Украина проводит неоднозначную политику в отношении инвестиций – мнения

Юрист Международной юридической группы AstapovLawyers Юлия Яшенкова, комментируя принятый на днях парламентом закон, предусматривающий снятие ограничений в инвестиционной сфере, отметила, что отмена усиленного контроля над поступлениями иностранных инвестиций в Украину существенно удешевит и сократит более чем на два месяца процедуру их получения, что будет способствовать их притоку.

"Это упрощает и сокращает процедуру с 3 месяцев до 3 недель, прежде всего, за счет экономии времени на открытии инвестиционных счетов, подготовке пакетов необходимой документации для осуществления регистрации, а также удешевляет процедуру за счет экономии ресурсов на комиссиях, взимаемых банком за конвертацию валюты, и прочих сопутствующих расходах", – сказала Ю.Яшенкова.

В то же время планы законодательно расширить полномочия Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) и других контролирующих органов могут негативно отразиться на инвестиционной привлекательности страны, отметила Ю.Яшенкова, говоря о предложениях соответствующего законопроекта Министерства финансов.

По ее словам, расширение полномочий ГНАУ, в частности, относительно получения от банков информации, составляющей банковскую тайну, без решения суда, направлено на "латание дыр" в бюджете и может привести к злоупотреблениям со стороны контролирующих органов.

"Упразднение нормы, обязывающей налоговый орган получить решение суда для раскрытия ему банковской тайны, лишает налогоплательщика возможности с помощью судебного органа обеспечить даже минимальной контроль над обоснованностью этого раскрытия", – отметила Ю.Яшенкова.

При этом она подчеркнула, что обжаловать раскрытие банковской тайны можно только в случае нарушения порядка ее раскрытия, предусмотренного действующим законодательством.

Кроме того, по словам юриста, законопроект также оставляет за налоговыми органами право остановить ход проверки с возможностью позже возобновить ее на оставшийся срок. При этом определение случаев, когда это возможно, носит субъективный характер. "Прежде всего, речь идет о возможности остановить проверку в случае невозможности ее проведения до завершения проверок налогоплательщиков, с которыми проверяемый налогоплательщик вступал в правоотношения, что дает возможность налоговым органам трактовать их на свое усмотрение", – сказала Ю.Яшенкова.

"Безусловно, там, где возможны разночтения закона, создается благодатная почва для злоупотреблений", – добавила она.

Помимо того, она отметила, что, если о проведении проверки налоговый орган должен уведомлять налогоплательщика за 10 дней, то о возобновлении такой проверки – лишь за 1 день.

Директор Аудиторской фирмы "ОЛГА Аудит", сертифицированный аудитор Артур Сурменко в свою очередь отметил несовершенство норм законопроекта относительно деятельности институтов совместного инвестирования (ИСИ).

По его словам, переведение доходов ИСИ, в частности от осуществления операций с активами и начисленных по активам ИСИ доходов, на систему общего налогообложения по налогу на прибыль может привести к потере инвестиционной привлекательности паевых и корпоративных ИСИ, а также фондов финансирования строительства.

"Как результат предлагаемых изменений – инвесторы утратят интерес к данным формам инвестирования, поскольку они перестанут выполнять свою основную функцию – снижение бремени налогообложения доходов от инвестиционной деятельности", – отметил А.Сурменко.

Как сообщалось, Верховная Рада 27 апреля отменила усиленный контроль за поступлением иностранных инвестиций, утвердив закон о соответствующих поправках к действующему законодательству (№6122). Принятый документ вносит изменения в закон о режиме иностранного инвестирования, упраздняя обязательную регистрацию иностранных инвестиций.

Законом предусматривается отмена ограничений на досрочное погашение внешних кредитов/займов и отмена требования относительно привлечения иностранных инвестиций в денежной форме исключительно в национальной валюте Украины.

Разработанный Минфином законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" предлагает делегировать ГНАУ полномочия в получении от банков информации, составляющей банковскую тайну, обследовании любых производственных, складских, торговых и других помещений (объектов), используемых для осуществления хозяйственной деятельности налогоплательщиков, а также подавать иски в суд на налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

На налоговые органы также предлагается возложить полномочия по контролю за использованием оборудования для производства спирта, которое принадлежит субъектам предпринимательской деятельности.

Помимо того, документ предусматривает расширение полномочий таможенных органов, а также введение штрафных санкций для налогоплательщиков при несвоевременной подаче декларации о доходах физических лиц.

Полная версия комментариев экспертов доступна в еженедельном выпуске "Обзор законодательства".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь