Site icon Companion UA

На путь рыночный

На рынке автострахования устранена недобросовестная конкуренция. Один из локомотивов роста классического страхования получил дополнительный стимул к развитию.

























В середине октября Антимонопольный комитет Украины поставил точку в деле нескольких страховых компаний, которые продавали полисы страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств в помещениях МВД. АМКУ обвинил эти компании в нарушении антимонопольного законодательства и назначил штрафы в размере от символической 1 грн. до 500 тыс. грн. Подобное, казалось бы, рядовое событие может привести к существенным изменениям в этом сегменте страхового рынка.


Торжество справедливости


В упомянутом решении АМКУ в первую очередь были заинтересованы компании-лидеры рынка обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев (ОСАГО). Впрочем, эксперты обращают внимание на то, что необходимо различать реальных лидеров и псевдолидеров. Первых и вторых объединяет высокая позиция в списке компаний с наибольшими продажами полисов ОСАГО, однако достигаются эти результаты различным путем. Так, если одним фирмам пришлось немало инвестировать в развитие нового сегмента страхования, в частности, в расширение своей сети продаж, то другая категория страховщиков предпочла сделать ставку на админресурс и продавать полисы практически в принудительном порядке. Руководство страховых компаний «Гарант-АВТО» и «Оранта» (относящихся к первой группе) не скрывает своей радости по поводу решения АМКУ, акцентируя внимание не на самом штрафе. «Это является принципиальным — возобновление рыночных механизмов в такой важной сфере, как страхование автоответственности», — говорит президент НАСК «Оранта» Александр Завада.


Среди страховщиков, которые вызвали негодование на рынке своими нарушениями правил честной конкуренции и привлекли внимание АМКУ, такие компании, как «Княжа», «Добробут» и «Украинская охранно-страховая компания» (УОСК). Сразу отметим, что последняя, по словам председателя АМКУ Алексея Костусева, помогла раскрыть механизмы нарушения и всячески содействовала в расследовании. За это и отделалась символическим штрафом в 1 гривню. С другой стороны, больше всех пострадала «Княжа» — размер ее штрафа составил 500 тыс. грн. И это принимая во внимание факт признания фирмой допущенных нарушений и просьбу ее руководства учесть интересы клиентов компании, которые якобы окажутся «под угрозой» из-за высокого штрафа. Клиентов у этой компании было действительно немало — по итогам 9 месяцев текущего года на «Княжу» приходилось почти 9% всех проданных полисов «автогражданки», что вывело ее на второе место после «Оранты» по количеству реализованных полисов с начала года. Между тем по сумме собранных премий по данному виду страхования «Княжа» занимает за указанный период более скромную долю рынка — около 4,2% (уступая в списке лидеров, кроме «Оранты» и «Гарант-АВТО», еще нескольким страховщикам). Такое несоответствие между количеством проданных полисов и собранными премиями может объясняться, по мнению президента «Гарант-АВТО» Юрия Лахно, тем фактом, что компании, работавшие под «крышей» МВД, продавали по большей части краткосрочные полисы на 15 дней, что позволяло владельцу автомобиля беспрепятственно пройти техосмотр.


Несмотря на то что доля на рынке у «Княжей» не столь значительна по показателю собранных премий с начала года, по мнению А. Завады, практически все активные участники рынка ощутили на себе результаты ее работы. «Доля на рынке автострахования снизилась — не только у нас, но и у всех рыночно ориентированных компаний», — утверждает президент «Оранты». По его словам, хотя в абсолютных цифрах доля «Княжей» на рынке и не была очень большой, зато темпы ее продаж стремительно увеличивались с каждым месяцем. По данным, озвученным на заседании АМКУ, доля «Княжей» по показателю количества заключенных договоров в месяц выросла с 0,3% в январе этого года до 23,1% в августе. По оценке Юрия Лахно, в недалеком будущем компания-нарушитель могла бы овладеть большей частью всего рынка. «Если бы это не прекратилось, то они могли бы спокойно занять до половины рынка», — говорит г-н Лахно.


Что же касается страховой компании «Добробут» (которая не входит в число лидеров ни по показателю количества проданных полисов, ни по собранным премиям по данному виду страхования), то изначально АМКУ решил оштрафовать ее на 140 тыс. грн. Правда, неделю спустя распространил заявление, где обещал увеличить штраф в 10 раз, если компания будет отрицать свою вину. Дело в том, что первоначальная сумма штрафа предполагала тот факт, что «Добробут» признает за собой нарушения, но после этого, по информации АМКУ, руководство компании пошло на попятную и поставило под сомнение решение Антимонопольного комитета. Достоверно не известно, чем именно страховщик разозлил АМКУ, однако комитет возбудил еще одно дело, одним из фигурантов которого является «Добробут». На сей раз расследование касается рынка добровольного имущественного страхования.


Кто станет лидерами


С лишением поддержки проштрафившихся страховщиков со стороны МВД жизнь остальных активных участников рынка «авторажданки» станет проще. Не то чтобы им не будет с кем конкурировать и о чем заботиться, но все же уже не будет фактора раздражения в лице страховщиков, которые отхватывали самые лакомые кусочки на рынке. Кроме того, при возобновлении честной конкуренции у операторов рынка страхования появится больше пространства для деятельности. Ведь на данный момент из почти 400 зарегистрированных страховщиков 84 компании имеют лицензии на этот вид страхования.
















Впрочем, сами лидеры рынка скромно уклоняются от конкретных прогнозов насчет того, как доли рынка могут распределиться в будущем. Тем не менее они выражают уверенность в том, что лишь действительно конкурентоспособные компании окажутся в выигрыше. «Перспектива будет за теми компаниями, которые владеют разветвленной сетью и, самое главное, выполняют свои обязательства по страховым выплатам, — говорит Юрий Лахно. — У тех, кто выплачивает, — у них и будут покупать полисы. Эти компании получат лидирующие места на украинском рынке». Со своим коллегой солидарен и президент «Оранты». «Те страховые компании, которые смогут убедить, что они лучшие, окажутся в выигрыше и свою рыночную долю увеличат», — говорит Александр Завада.


Десятке лидеров по количеству проданных полисов на сегодняшний момент принадлежит чуть менее 70% рынка, а если оценивать показатель собранных премий, то ТОП-10 занимают около 64% рынка. По обоим показателям явный лидер —  «Оранта», которая на начало октября занимала около четверти рынка «автогражданки». Кроме уже упомянутых фирм, в число наиболее успешных игроков в этом сегменте страхового рынка входят такие компании, как «АСКА», «Универсальная», страховая группа «ТАС», «ИНГО-Украина», а также УПСК. Очевидно, что между ними и, возможно, несколькими другими операторами в обозримом будущем и станет разворачиваться борьба за лидирующие позиции на рынке.


Нарушителям — бой


Говоря о нарушениях на рынке «автогражданки», необходимо отметить, что и само Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, которое объединяет участников данного рынка, в последнее время активизировало борьбу с нарушителями. Так, еще до вынесения упомянутого решения АМКУ общее собрание Моторного бюро решило запретить своим участникам продажу полисов «автогражданки» не только в местах проведения процедур регистрации и техосмотра транспорта, а также и на прилегающих территориях. Кроме того, оно решило в случае систематических нарушений на рынке страхования автогражданской ответственности со стороны своих членов предоставлять информацию о нарушителях в Госфинуслуг. Однако руководство Моторного бюро утверждает, что не обладает достаточными полномочиями для воздействия на нарушителей, а потому может только косвенно влиять на наведение порядка на рынке. Что касается последних событий, то на ближайшем собрании членов Моторного бюро может быть рассмотрен вопрос об исключении из членов организации компаний-нарушителей. И кто знает, станет ли решение АМКУ единственной санкцией против таких фирм. Оптимизма им может придать разве то, что нынешние лидеры рынка «автогражданки» больше всего заинтересованы в установлении здоровой конкуренции, нежели в желании кому-то отомстить. 





Автострахование заработает в полную силу

Номинально обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств было введено в Украине еще 1 января 2005 г. Законом «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств». «Однако из-за популистских настроений руководства МВД норма закона, предусматривающая штраф за отсутствие страховки у водителя, не действовала. Вследствие этого за первое полугодие реально застраховались, по разным данным, от 5 до 9% украинских водителей. Подобное положение дел, естественно, вызывало острое недовольство страховых компаний, для которых автострахование является не только привлекательным бизнесом, но уже сопряжено и со значительными затратами на получение лицензий, рекламу услуг, подготовку персонала и т. д.», — отметил «&» эксперт Украинского центра структурного прогнозирования Евгений Николаев. Соответственно Лига страховых организаций, Моторное (транспортное) страховое бюро Украины и ассоциация «Страховой бизнес» обращались к Президенту, премьер-министру и спикеру парламента с призывом поспособствовать принятию изменений в данный закон, которые сделают автострахование обязательным.

13 октября Президент Виктор Ющенко подписал упомянутые изменения в закон. «Фактически страховщики и государство достигли компромисса: в обмен на расширение списка льготников, которым страховка предоставляется бесплатно или за половину стоимости, штрафы за отсутствие полисов таки будут введены, — отметил «&» один из авторов упомянутого закона, народный депутат Дмитрий Святаш. — Помимо этого, при доработке документа в нем появилось несколько новых «удобств» для владельца автомобиля. Во-первых, продажа полисов данного вида страхования на границе. Во-вторых, с целью большей защищенности потерпевших будет усилена ответственность страховщика за неуплату отчислений в централизованные резервные фонды Моторного (транспортного) страхового бюро. В-третьих, введены оптовые скидки для клиентов, имеющих большие автопарки».

Exit mobile version