Западной Европе пора на биржу труда
В качестве одной из основных причин роста безработицы аналитики называют масштабные антикризисные программы реструктуризации многих крупных европейских корпораций, где, помимо прочего, предусматривается сокращение штата. Пойти на такие меры компании (прежде всего работающие в сфере производства товаров народного потребления) вынуждены вследствие общего повышения цен на сырье и логистику, а также из-за сокращения расходов домашних хозяйств. Кроме того, в первом полугодии рост экономики в целом замедлился, что вынудило предпринимателей пересмотреть свои планы по расширению бизнеса.
Еще один серьезный фактор, который приводит к общему сокращению уровня занятости в Западной Европе, — активизация процессов переноса корпорациями своих производственных мощностей в страны с более дешевой рабочей силой (в частности, в Центральную, Восточную Европу и Китай). Развивающиеся страны и новые члены ЕС привлекают инвесторов куда больше, чем старая Европа с ее широкими возможностями и благоприятным бизнес-климатом. Примером может служить датский производитель игрушечных конструкторов Lego: только по итогам первого полугодия 2005 г. компания понесла убытки в размере $26 млн. Для восстановления финансовых показателей руководство Lego приняло решение перенести один свой завод из Швейцарии в Чехию. Причем в ближайшее время подобная судьба ожидает и другие производственные площадки компании.
Задний ход западноевропейского бизнеса
Традиционные почтовые службы спасет лишь капитальный ремонт
— Экономический спад в ЕС заставляет европейских предпринимателей задумываться над сокращением затратных статей в балансе своих фирм. В основном такая экономия осуществляется за счет сокращения штата. Также некоторые производственные процессы выносятся в страны с более дешевой рабочей силой. Посудите сами: квалифицированный рабочий в Китае получает $40-50 в месяц, тогда как даже в Украине разнорабочего на $100 в месяц найти достаточно сложно.
Электронная почта благодаря своей беспрецедентной скорости, доступности и дешевизне передачи информации в последние годы превращается в основное средство связи и способ повышения производительности бизнеса. Как следствие, e-mail все активнее вытесняет традиционные средства передачи информации. Причем главный удар приходится на почтовые службы: из-за невозможности конкурировать с электронными сервисами в сфере передачи личной корреспонденции они серьезно сдают позиции и зачастую оказываются на грани финансового кризиса.
В сложившейся ситуации многие страны забили тревогу. Показательным примером в этом отношении может служить почтовая служба Австралии: количество личных писем, отправляемых традиционным способом, в стране ежегодно падает. Если в 1980 г. личные письма составляли 50% общего числа почтовых отправлений, то уже в 2004 г. данный показатель снизился до 14%. От финансового краха австралийскую почту спасает разве что конфиденциальная деловая переписка, которую в электронном виде пересылать довольно рискованно и порой невозможно (к примеру, заверенные печатью и подписью документы, счета и т. д.).
О приостановке с 31 декабря 2006 г. оказания услуг по отправке телеграмм на территории государства заявила и австрийская телекоммуникационная компания Telecom. Она пришла к выводу о нецелесообразности предоставления услуг подобного сервиса в связи с развитием электронной почты, мобильной связи и распространением факс-аппаратов. От международных телеграмм австрийский Telecom (как и большинство других европейских компаний) отказался еще в 2001 г.
По мнению представителей ВПС, выход из этого положения один — преобразовать государственную почту в коммерческое предприятие и тем самым стимулировать ее к получению прибыли. Как отмечает генеральный директор международного бюро Всеукраинского почтового союза Эдуард Даян, будущее почты — в развитии услуг для корпоративных клиентов. Достаточно перспективными здесь могут оказаться такие сегменты, как экспресс-почта и курьерская доставка. Кроме того, динамично будет расти сегмент высокотехнологичных услуг (распечатка и доставка счетов, почтовый перевод денежных средств через Интернет и др.). Отраслевые специалисты предсказывают годовые темпы роста указанного сегмента в развивающихся странах в пределах 75-80%. Все эти рекомендации, в частности, уже были взяты за основу при построении концепции реструктуризации федеральной почтовой связи России.
Впрочем, как показывает опыт зарубежных стран, возможен и другой выход из сложившейся ситуации — предоставление почтовыми службами гибридных бумажно-электронных сервисов. Так, французская почтовая компания La Poste сделала ставку на доставку писем с уведомлением о получении (в стране ежегодно пересылается 217 млн. писем с уведомлением о получении), предоставив сервис в двух версиях. Первая из них — комбинация электронной и бумажной почты. Клиент по e-mail отправляет письмо в La Poste, которая преобразует его в твердую копию и обычным способом доставляет адресату. При этом уведомление о получении письма отправителю также отсылается через традиционную почту. Вторая версия, которая была запущена в 2003 г., полностью электронная. В нее включаются функции, аналогичные функциям традиционной почты с уведомлением — то есть электронные марки и подписи. Электронная версия относится к классу специализированных почтовых систем SDD/SOD (Безопасная доставка документов/Безопасная онлайновая доставка). Они гарантируют конфиденциальность передаваемых данных, аутентификацию отправителей и получателей, а также высокую скорость доставки.
Птичий грипп: удар по прибылям или шанс заработать?
Очередная паника вокруг опасного для человека вируса птичьего гриппа (H5N1), вспышки которого уже отмечены в некоторых европейских и азиатских странах, уже привела к серьезному снижению объемов производства и потребления курятины и существенно ударила по птицеводческим хозяйствам.
Апокалипсические заявления глав профильных ведомств многих стран ЕС, даже несмотря на активные действия по минимизации последствий распространения инфекции, уже привели к значительному сокращению потребительской активности населения. В ряде государств Западной Европы из-за страха перед инфекцией катастрофически снижается спрос на курятину. В Италии объемы продаж мяса птицы упали на 20%, даже при том, что страна импортирует продукт из государств, где не отмечены очаги заболевания. В Турции и Греции, в которых выявлен вирус, потребление курятины сократилось на 50 и 60% соответственно. Причем многие местные рестораны вынуждены были изъять из своих меню блюда из птицы. В России птичий грипп уже принес птицеводам убытки в размере около $400 тыс. Падение спроса также привело к снижению цен на сырые яйца и куриные полуфабрикаты. Для предотвращения распространения инфекции ЕС уже ввел запрет на экспорт курятины из ряда стран, где официально зарегистрирован птичий грипп: России, Румынии, Таиланда, Турции, Хорватии и одного из греческих островов.
Впрочем, если для птицепрома такая ситуация чревата серьезными убытками, то для фармацевтической индустрии — отличная возможность заработать. И хотя абсолютной защиты от вируса еще не придумано, прибыль швейцарской фармацевтической компании Roche (владеет патентом на лучшее на сегодня лекарство от вируса Tamiflu) по итогам III квартала 2005 г. выросла на 17%. А совокупный объем продаж Roche на конец сентября составил 8,8 млрд. швейцарских франков. В настоящее время производство Tamiflu на заводах компании доведено до максимума. Это произошло после того, как Всемирная организация здравоохранения порекомендовала правительствам стран мира создавать у себя запасы этого лекарства на случай возникновения пандемии птичьего гриппа. В общей сложности Tamiflu производится на 13 заводах Roche, расположенных по всему миру, при этом совокупный объем выпуска лекарства составляет 100 млн. капсул в год. И он вскоре возрастет.
Так, США планируют увеличить запасы Tamiflu с нынешних 2,3 млн. доз (их хватит лишь на 1% населения) до 20 млн. Италия с населением 58 млн. человек заказала 2 млн. капсул. Еще 800 тыс. доз, рассчитанных на 20% населения, приобретет Новая Зеландия. В то же время ряд фармацевтических компаний вообще решили перейти от закупок препарата Tamiflu к стремлению получить патенты на его производство. С соответствующим предложением в концерн уже обратились четыре американских фармацевтических гиганта (Teva Pharmaceuticals, Barr Pharmaceuticals, Mylan Laboratories и Ranbaxy Laboratories).