От советов — к наступательным действиям
Сегодня директора стремятся расширить круг своих интересов в компании. Они хотят обладать большим влиянием в трех сферах.
1. Обеспечение «здоровья» компании в долгосрочной перспективе и высоких краткосрочных финансовых результатов за счет регулярного оценивания рыночной конъюнктуры, социальных аспектов бизнеса, эффективности организационной структуры и операционной деятельности.
2. Выработка стратегии и оценка рисков. Как оказалось, более четверти респондентов имеют смутное представление о нынешней стратегии компании и потенциальных рисках для бизнеса. А более половины — мало знают о перспективах фирмы на ближайшее десятилетие.
3. Формирование руководящего состава вследствие дефицита доверия к менеджменту. По результатам опроса респонденты хотят более тесно взаимодействовать с исполнительным руководством.
Впрочем, несмотря на готовность взять на себя дополнительные обязательства, директора хотели бы в прежнем объеме выполнять нынешние функции. Поступиться они готовы лишь вопросами аудита, внутреннего контроля и оплаты труда топ-менеджеров.
Сокращать персонал — так с умом
Традиционный способ — урезать затраты, связанные с персоналом. Добиться этого можно одним их трех методов: равномерным процентным сокращением штата, устранением организационной неэффективности либо сокращением на основе анализа эффективности деятельности компании (АЭД). Первые два механизма наиболее просты и популярны. Но максимально оправдывает себя только третий. Его цель — сократить затраты, связанные с персоналом, путем отказа от тех видов деятельности, которые не создают добавленную стоимость. Это идеальный вариант для организаций с высокой долей фонда оплаты труда в общей структуре затрат (например, финансовых компаний, где данный показатель достигает 30-50%). Подходит он и для подразделений, где функции сотрудников сложно стандартизировать (стратегического планирования, маркетинга, PR, HR, юридических отделов, хозслужб и др.).
Стандартный процесс снижения издержек на основе АЭД состоит из трех шагов. Во-первых, оценки направления работы фирмы на соответствие критериям «необходимость» и «полезность». Во-вторых, упразднения бизнес-направлений, не создающих добавленную стоимость или ценность которых несоизмерима с затратами на них. В-третьих, построения модели эффективной организации бизнеса, идеальной с точки зрения соотношения затрат и результативности каждого направления. В итоге — проведение сокращений на основе модели. Реорганизация по указанному механизму гарантирует сокращение персонала и издержек на 15-20%.
Залог успеха этой стратегии кроется в балансе директив «запретить» (никаких «неприкасаемых» сотрудников в ходе сокращений, никакого желания «свести счеты» с менеджерами, чьи упущения были выявлены в ходе АЭД) и «разрешить» (неординарный подход, мотивация персонала и поддержка лидеров единиц, ответственных за реорганизацию своего подразделения).
Над пропастью в бизнесе
Наиболее существенные изменения произошли на региональном уровне. В самых мрачных тонах состояние национальной экономики видят американские руководители. Экономические волнения в стране связаны со спадом в нефтегазовой отрасли, вызванной ураганами «Катрина» и «Рита». Аналогично выглядит моральный дух топ-менеджеров из развивающихся государств (в том числе из Китая). Их скептицизм объясняют двумя причинами: во-первых, растущими протекционистскими настроениями в США и Европе, во-вторых, ужесточением условий глобальной бизнес-среды. Вследствие этого новые экономики вынуждены не только переживать спад объемов экспорта (пример тому — ограничение на ввоз китайского текстиля в ЕС), но и справляться с последствиями скачка цен на нефть.
Тем не менее топ-менеджеры не теряют уверенности в светлом будущем собственного бизнеса. Более того, абсолютное большинство респондентов полагают: в ближайшие 5-10 лет их компании не только существенно укрепят свое положение на рынке, но и будут демонстрировать более высокие темпы развития, чем в среднем по отрасли. Их стандартная модель успеха заключается в следующем: сочетание таланта, сетевой организации бизнеса и сильного бренда. Разработка новых продуктов и выход на новые рынки сбыта — главные источники прибыли. Нивелирование долгосрочных целей в погоне за сиюминутными результатами — барьер номер один на пути инновационного развития компании. Самый верный способ защиты от деструктивных тенденций в экономике — использование кризис-менеджмента.
Не слишком ли вы сконцентрированы?
По мнению экспертов, умеренно диверсифицированные компании (получают минимум 67% прибыли в двух бизнес-сегментах) зачастую более эффективны, чем компании сконцентрированные (минимум 67% прибыли в одном сегменте). Как правило, таким организациям удается добиваться оптимального соотношения риска и доходности.
Причем идеальный вариант для диверсификации бизнеса — это сырьевые компании. Именно они могут не опасаться диверсификации, поскольку уже приобрели на своем рынке те навыки, которые им потребуются при переходе в новые сектора.