«В будущем предприниматель выступит своего рода демиургом, творящим целые миры из хаоса. И успешным будет тот, кто способен понять универсальные законы бытия и принять ограничения, накладываемые этими законами».
Великие умы разных эпох размышляли о том, как станет развиваться бизнес в будущем и каким должен быть предприниматель будущего — лет через сто например. А через тысячу? При этом им приходилось «очеловечивать» и бизнес, и тех, кто им занимается, что не всегда соответствовало действительности. Люди бизнеса — от торговцев древнего Вавилона до владельцев трансконтинентальных корпораций наших дней — всегда добивались супербогатства, суперизвестности и супервласти, но при этом их нравственно-человеческие качества оставляли желать лучшего. Это и беспокоило философов всех времен и народов. Слишком много власти сконцентрировано в руках таких людей, и будущее перед ними очень неопределенное. Это понимают и современные думающие люди. Например, Юрий Мороз, бывший российский бизнесмен, автор многих книг и тренингов по психологии бизнеса, серьезно утверждает: «Экономика не может по-прежнему оставаться бездуховной — это слишком опасно».
Он не городской сумасшедший. Он карельский гуру — так все его называют за осознанное переселение в карельскую глушь, что не мешает ему держать связь со всем миром через Интернет. Ю. Мороз как основатель «Школы своего дела» признан в разных странах. Его мастер-класс «На пути к метабизнесу» можно было бы назвать «Введение в эзотерику бизнеса». Он его преподает для тех, кто хочет построить свое дело не на случайных основах, а на жестких требованиях, предъявляемых современной эпохой. Среди этих требований можно выделить мировоззренческие (картина мира должна быть приведена в соответствие с конечными целями предпринимательской деятельности), этические, волевые, интеллектуальные, коммуникативные, организационные.
Метабизнес — это деятельность по созданию и управлению бизнесами в будущем. Институционально метабизнес выглядит как школа, в теле которой возможно становление современного предпринимателя по аналогии с обучением в школах боевых искусств. В принципе это ответ на социальный заказ по разработке качественно нового подхода к пониманию миссии отечественного предпринимателя. По мнению Юрия Мороза, мы проигрываем экономические войны с Западом в силу непонимания того, что только в талантливейших отечественных предпринимателях надежда любой нации. «Не подготовим своих Пересветов против их Кочубеев, — считает он, — проиграем навсегда».
Главными ограничениями в деятельности предпринимателя выступают этические нормы. Следование этике становится не результатом доброй воли предпринимателя, а основным условием его успеха. Порядочность предпринимателя обеспечивает его соответствие вселенским законам. Бизнес в этой связи становится духовным служением. Цель бизнеса — не зарабатывание денег. Деньги — всего лишь инструмент. А сам бизнес — способ тренировки необходимых навыков на пути духовной самоактуализации.
Бизнес станет полигоном для проверки нравственности человека
Если поставить во главу угла прибыль как основную цель бизнеса, то это неизбежно приведет к беспощадной борьбе за экономическое господство, где все методы хороши и люди — лишь разменные пешки. Жан-Жак Руссо говорил: «Если считать целью жизни успех, то гораздо естественнее быть подлецом, чем порядочным человеком». Для любого разумного человека, занявшегося бизнесом, неизбежно возникает раздвоение между золотым тельцом и нравственностью. А вот как он решит данную проблему — за этим и стоит картина будущего: либо полный хаос и катастрофа, либо укрощение хаоса и жизнь.
Ю. М.: Многолетние размышления о предпринимательской деятельности привели меня к следующему. Если сравнить предпринимателя с человеком, овладевшим восточным боевым искусством, то можно увидеть сходные проблемы. Во-первых, предприниматель реально влияет на жизнь огромного количества людей, что может привести (а и иногда и приводит) к человеческим трагедиям и даже смерти. Таким образом, так же как и в школах каратэ или кунг-фу, на первое место в обучении предпринимательскому искусству необходимо ставить духовные, нравственные качества будущего предпринимателя, и только заложив прочный духовный фундамент, можно начинать обучать конкретным приемам.
Во-вторых, предприниматель обладает (благодаря деньгам) большой властью над людьми, что является большим искушением, так же как для мастера боевых искусств искушение — возможность доказывать свою правоту с помощью силы.
В-третьих, предприниматель действует в условиях конкуренции, и таким образом у него есть реальные противники, что требует как определенной спортивной этики, так и запрещения приемов, которые могут принести вред людям.
В-четвертых, если довести то, чего добивается предприниматель, до логического конца, то мы увидим, что логическим концом является мировое экономическое господство. А от него рукой подать и до господства не только экономического, что заставляет задуматься о том, на чью мельницу льют воду предприниматели.
Поэтому, если эзотерической школы бизнеса еще не существует, то она должна рано или поздно появиться. Данная неизбежность обусловлена всей логикой развития цивилизации, так как борьба (конкуренция) между людьми и государствами все больше уходит из военной сферы и боевых искусств и переходит в область экономики. Соответственно аналогия предпринимательской деятельности с боевыми искусствами тоже неизбежна. Прежде всего это необходимо для защиты от экономического нападения и использования экономики в качестве способа контроля и навязывания своей воли как для отдельного человека, так и для группы людей и государства. Кроме того, это нужно для собственного развития — и интеллектуального, и духовного. То есть предпринимательская деятельность становится полигоном, тренировочным залом для проверки уровня развития человека, его способности устоять перед искушениями. Как искушением деньгами, так и искушением славой, искушением властью и т. д.
Деньги займут то место, которого они заслуживают
В мире во всех странах продолжает укрепляться новая религия — культ денег, которая вытесняет христианство. Что с человеком сделает культ денег, нам предстоит еще увидеть. Как говорил Джон Фаулз, «общества, одержимые деньгами, порождают неудовлетворенных мужчин и женщин, поскольку возможность покупать вызывает такое же привыкание и столь же пагубна, как и героин. Мы умираем, так и не получив всего вдоволь. Эти общества порождают виноватых людей, поскольку слишком немногие имеют слишком много, а слишком многие жестоко наказываются за свою невинную бедность и невежество. За каждым шиллингом, франком, маркой, рублем или долларом стоит иссохший от голода ребенок, наше будущее, грядущий завистливый и изголодавшийся мир».
Ю. М.: Человек, исповедующий эту сегодняшнюю религию, но, несомненно, обладая высокой духовностью, должен быть лучшим предпринимателем за всю историю человечества.
Предприниматель в качестве цели ставит деньги и получает их, однако на пути к деньгам, как только они становятся для него на первом месте, он либо вынужден начинать отбрасывать человеческие отношения, этику, смысл его деятельности в конце концов, смысл собственной жизни, либо ему надо остановиться в недоумении перед ответом на вопрос: «Что же делать и как совместить духовность и деньги?». И пока он не получит ответ для себя на данный вопрос, это становится для него источником неуверенности, метаний, внутренней противоречивости.
Те, кто говорит, что деньги не имеют значения, мучаются от низкого уровня жизни, практически нищеты, и очень раздражаются, когда с ними начинают говорить о деньгах. Те же, кто однозначно выбирает деньги, очень быстро приходят к тому, что конкурента можно убрать любыми, в том числе и уголовными, методами, что никому нельзя доверять и что самыми эффективными методами для получения денег являются страх, насилие и вероломство.
Необходимо не избегать денег, а поставить их на то место, которое они заслуживают, то же относится к современной технике и новейшим компьютерным и психотехнологиям. Становится жизненно необходимым не отбрасывать деньги или духовность, а увязать их в единой картине мира. Как это сделать? Мне пока известен только один способ, как разрушить культ денег. Только тот, кто легко может заработать большое количество денег и так же легко от них избавиться, будет достаточно убедителен, говоря о том, что деньги — не главное в жизни. Только свобода человека, не ограниченная никакими внешними условиями, но ограниченная внутренними духовными взглядами, способна привести к свободе от культа денег.
Пришло время предпринимателям подумать о том, что назначение бизнеса не только в извлечении прибыли. Бизнес может быть и мощным инструментом для изменения мира.
Придется совершать невозможное на минимуме энергетических затрат
Хроническая усталость наших бизнесменов становится сегодня нездоровой закономерностью. Дальше будет еще хуже — скорости возрастут, а дополнительное время за деньги не купишь. И придется совершать невозможное на минимуме энергетических затрат. Количество энергии, которое тратит предприниматель в период начала нового дела, больше, чем некоторые люди способны истратить за всю свою жизнь. Все свое незнание, неумение предприниматель компенсирует волей и энергией. Карлос Кастанеда дал рецепт, который демонстрирует, что такое волевой настрой, с которым можно совершить невозможное. Этот рецепт можно применить, только если человек накопит достаточный энергопотенциал: «Что бы мы ни делали и кем бы мы ни являлись — все это основывается на нашей личной силе. Если ее достаточно, то всего одно сказанное нами слово может изменить нашу жизнь. А если ее мало, то пусть даже будут раскрыты все сокровища мудрости — это ничего нам не даст».
Ю. М.: Энергию, которая есть у человека, можно тратить двумя способами. Первый способ (его использует большинство) — инвестиции энергии в рутинную, тупую, нетворческую работу. В лучшем случае за долгий срок будет получен некоторый конкретный, очень небольшой результат, но прироста энергии не будет и соответственно не будут расти возможности человека.
Кстати, инвестиции энергии — это и есть тот начальный капитал, который может инвестировать каждый. Проблема заключается в том, что, инвестируя энергию, нужно получать прирост энергии, а не денег. Поскольку с помощью энергии можно заработать деньги (но купить ее за деньги нельзя), то превращать жизненную энергию в деньги хуже, чем топить ассигнациями печку.
Другой способ — попытка сделать изобретение, найти сильный ход, выйти на новую идею, неожиданную, нестандартную возможность, которая освобождает человека от рутинной и неинтересной работы и дает ему возможность заняться деятельностью, достойной человека. Каждое сделанное изобретение, каждый найденный сильный ход повышает энергопотенциал, развивает человека и экономит энергию. Предприниматель в отличие от штангиста наращивает не силу мышц, а объем своего энергопотенциала. Надо просто знать: если каждый день тренироваться, то результаты будут лучше. В Шоу-Дао среди десятков методов обучения есть и два следующих: 1) «пушистый снег» — убеждение ученика в его собственных силах и знаниях; 2) «уминание снега» — наглядный показ ученику истинного уровня его знаний и умений.
Легко догадаться, что если человек недооценивает свои возможности, то снег нужно «вспушивать», если переоценивает, то снег нужно «уминать».
Только избыток энергопотенциала позволяет нам творить. Тратить минимум энергии можно, если хорошо осознавать, кого и для чего вы кормите своей энергией, и не допускать ненужные, бессмысленные затраты. Потому что ключ к творчеству в будущем — энергетическая прибавочная стоимость. Это она позволяет нам видеть мир другими глазами и добиваться невозможного.
Хаос — сырье предпринимателя
Мы не знаем, что нас ожидает в будущем. Но мысли о светлом будущем издавна озаряют проблематичное настоящее человечества. Некоторые конфликты современного мира возникают вследствие того, что люди более высокого уровня развития разрушают стабильность и привычное настоящее. Это было во все времена. «Хаос — высшая степень порядка», — говорили древние. То есть хаос разрушает потому, что степень его упорядоченности выше упорядоченности космоса. А. Тихомиров в своих «Трактатах» пишет: «Эволюцию мира в целом можно описать как постепенное превращение Хаоса (потенциально непроявленного мира) в Космос (проявленный мир) путем информационно-энергетического воздействия, именуемого в библейской традиции творением».
Ю. М.: Именно этим занимаются те предприниматели, которые центр внимания переключают с эксплуатации бизнеса на его создание и развитие. Переделывать, точнее, ломать уже существующую жесткую систему — сложное дело, она будет сопротивляться. А хаос — универсальное сырье. Это глина, из которой можно слепить все что угодно. Получается, что хаос — сырье предпринимателей. Предприниматель выступает своего рода демиургом, который создает целые миры из хаоса. Суть работы предпринимателя — краткое повторение акта творения. Лучшие фирмы непрерывно совершенствуют свою систему управления, все производственные и технологические процессы, продукцию и услуги, причем делают это ежедневно. Некоторые менеджеры называют указанный процесс «непрерывным хаосом», поскольку все постоянно меняется. Предприниматель — творец в лучшем смысле данного слова.
Но без метабизнеса невозможно понять это необычное значение предпринимательской деятельности. Для чего нужно понятие «метабизнес»? Только с точки зрения более продвинутого вида деятельности и может быть описана предпринимательская деятельность. Если есть метабизнес, то существует и метабизнесмен. Это методолог предпринимательской деятельности. Он с такой же легкостью разбирает деятельность предпринимателя, с какой гроссмейстер разбирает партию в шахматы двух новичков, только освоивших, как ходят фигуры. Метабизнесмен — не теоретик, а тренер, который может вырастить чемпионов мира.
Для чего все это нужно? Если исходить из того, что существует международное разделение труда, то становится понятно, что России «не светит» стать лидером ни в области производства, ни в области торговли, ни тем более в области финансовой деятельности. У России есть только один шанс остаться одной из ведущих стран мира — прорываться на ведущее место в мире в области предпринимательской деятельности. Данное место пока свободно, это новый рынок, и он пока никем не занят. Соответственно необходимо разъяснить, что это за деятельность. Это означает, что производство будет находиться в одном месте, торговля — в другом, финансироваться — из третьего места, и все это станет происходить за пределами России. А что же будет делаться в России? А в России в «НИИ предпринимателей» будут разрабатывать что производить, где производить, как продавать, где продавать, кому продавать, кто будет финансировать, на каких условиях и каким образом и т. д. То есть заниматься созданием нематериальных активов. И только метабизнесмен сможет объяснить, что существует такая деятельность, как создание нематериальных активов, в которой и можно специализироваться не только на уровне человека, но и на уровне государства. У нематериальных активов есть огромное преимущество — они неисчерпаемы. За этим видом деятельности будущее.
Должен сделать поправку, что — это только попытка понимания шанса, который надо использовать. Паспорт карельского гуру Юрий Мороз, автор тренингов и книг по психологии бизнеса, создатель «Школы своего дела». Родился в 1962 году в России. В 1985 г. окончил Московское высшее техническое училище им. Баумана. Первый кооператив создал в 1988 году. 14 лет занимался бизнесом, создав за это время около 30 фирм. В 2000 г. придумал и создал «Школу своего дела» (ШСД), суть которой заключается в тезисе: «Секрет успеха в жизни (а не только в бизнесе) лежит в том, чтобы никого не копировать, а создавать собственное уникальное дело. Помочь понять, что есть ваше дело в жизни, и затем материализовать его — это и есть задача, которую ставит перед собой «Школа своего дела». В ШСД создал уникальную систему подготовки предпринимателей, направленную на личностное развитие. В Украине год назад создан филиал ШСД. Наиболее значительные книги Юрия Мороза — «Бизнес. Пособие для Гениев», «Истина в тезисах», «Поиск сильного решения в бизнесе. Триз умер», «Управленческий консалтинг — нет ничего проще», «Известные и неизвестные ноу-хау в бизнесе», «1001 и 1 идея вашего бизнеса», «Миллион долларов — что дальше?». Живет в деревне в Карелии, женат, имеет трех сыновей.