Site icon Companion UA

СП масштаба страны

Аналогии между процедурами вступления страны в ВТО и создания совместного предприятия как-то напрашиваются сами. 12-14 лет назад было много споров об их полезности для экономики страны.


Олег Ясон возглавлял Прилукскую табачную фабрику, 12 лет назад стоял у истоков создания на ее базе совместного предприятия с одним из лидеров мирового табачного рынка — British American Tobacco, стал заместителем генерального директора компании «British American Tobacco Украина». По его наблюдениям, дискуссия по поводу вступления Украины в ВТО, конечно, в иных масштабах, напоминает диспуты вокруг СП. Об этом он и рассказал специально для «&».


Все ключевые моменты были оговорены заранее


В настоящее время в ВТО 148 участников. Это больше половины всего мирового списка стран. Я не думаю, что страны стремились бы стать членами этой организации, если бы там было плохо. И не совсем понятно, почему столь долгая дискуссия идет у нас, ведь некоторые страны бывшего СССР уже вступили в ВТО: Литва, Латвия, Эстония, Армения, Грузия, Молдова, Кыргызстан. И ничего страшного с их экономикой не произошло. Наверное, у нас данный вопрос просто очень заполитизирован. Мне кажется, что сегодня лучше быть все-таки членом мирового клуба, чем держаться особняком. Сейчас уже нельзя быть закрытым.


Ситуация со вступлением Украины в ВТО и нынешними дискуссиями мне напоминает споры в начале 1990-х гг. о совместных предприятиях (особенно с западным капиталом). Тогда мало кто положительно воспринимал приход иностранного капитала. Нам говорили, что, мол, вы продались, все будет вывозиться, а здесь оставаться — только пыль. Но время расставило все на свои места.


Мы имели возможность сознательно подойти к процессу объединения потому, что к тому времени мы уже были коллективным, а не государственным предприятием, и наши специалисты могли влиять на принятие решений. Нам было понятно, что перемены необходимы: нужен качественно новый продукт, отвечающий международным стандартам, нужны инвестиции, ноу-хау, совершенно новые тип и стиль менеджмента.


В 1991 г. нами подписан протокол о намерениях. Шла оценка фабрики, изучали British American Tobacco, были привлечены аудиторская компания с мировым именем, западные и украинские юристы. Совместно проработали над условиями сделки почти полтора года.


Будет просто легче работать


Олег Ясон: «Сегодня лучше быть все-таки членом мирового клуба, чем держаться особняком».

Сегодня я не знаю ни одного человека на предприятии, кто был бы недоволен созданием нашего СП. Ведь выстоять без того потенциала, который имеет крупная международная компания, сложно. На предприятии произошли колоссальные изменения — нет ни одной машины, которая эксплуатировалась в 1993 г. А некоторые из них меняются уже во второй раз. В следующем году не будет ни одного здания из имевшихся в 1993 г. — на территории существующей фабрики практически построена новая. Предприятие находится на украинской земле, налоги государству идут очень большие — в прошлом году они составили 555 млн. грн.


Продукция, выпускаемая нами, полностью отвечает мировым стандартам. Поэтому я вообще не вижу, какие у нас могут быть проблемы, связанные со вступлением Украины в ВТО. Наоборот, в значительной степени должны упроститься вопросы доставки сырья, материалов, часто и готовой продукции. Потому что сейчас много бюрократических преград, особенно это касается сертификации, растаможивания.


Иногда высказывается опасение, что если границы будут открыты, на рынок попадет много новых марок сигарет, и отечественные (такие как наши «Прилуки особливі») станут неконкурентоспособными, а собственники прекратят их производство. Соответственно будет убита не только марка, бренд, но и все, что входит в их ценностный ряд. Уверен, это не случится, так как конечный выбор делает потребитель, а производитель удовлетворяет спрос. В его пристрастиях ничего не поменяется только оттого, что Украина станет членом ВТО. На отечественном рынке и сейчас много международных марок, и находясь в условиях свободного выбора, многие потребители отдают предпочтение отечественным.


Конечно, благосостояние потребителей растет, меняются их вкусы. В ответ именно на это мы корректировали и будем корректировать свои производственные планы. Если же люди станут склоняться к потреблению международных марок, то их доля в нашем портфеле будет увеличиваться.


Нельзя научиться хорошо плавать, барахтаясь в детском бассейне


Опять же можно слышать опасения, что у отечественных производителей нет времени и денег для того, чтобы подготовиться к конкуренции на уровне мирового торгового сообщества. Но, во-первых, не следует забывать, что каждый день — это и есть время, и что каждый день нужно что-то делать. Во-вторых, нельзя научиться хорошо плавать, барахтаясь в детском бассейне. Что надо для того, чтобы конкурировать? Необходимо иметь качественный продукт, конкурентную цену и уметь продать данный продукт. Многим этим вещам можно научиться очень быстро в условиях открытого рынка.


Это не совсем то, но опять же приведу пример, связанный с нашим совместным предприятием. ВАТ работает на 180 рынках мира, знает разные экономики, настроения потребителей и т. д. И если у нас возникает какая-либо проблема, мы можем использовать опыт того рынка, где была аналогичная ситуация, можем использовать все ноу-хау, которыми владеет ВАТ. Это больше, чем материальные инвестиции. И в этом существенное преимущество — мы не изобретаем велосипед.


Еще один плюс открытости — большие возможности для привлечения специалистов с других рынков. Сейчас люди, выросшие в «ВАТ Украина», работают в других странах и на очень ответственных должностях. Нет никаких оснований опасаться того, что когда иностранцы массово придут в Украину, они позволят нашим специалистам быть только обслуживающим персоналом. Каждый собственник бизнеса заинтересован в том, чтобы иметь наиболее профессионально подготовленный персонал, независимо от его национальной принадлежности.


Уже сейчас любая менеджерская должность, которая открывается в Европе на предприятиях ВАТ, открывается для претендентов из всех стран. И наш человек из Украины может претендовать на данную должность, принять участие в конкурсе и победить, если он лучше других отвечает требованиям.


Результат обычно зависит от того, как ты настроен


Разумеется, процесс вступления страны в ВТО сложнее, чем создание СП. Не зря же Саудовская Аравия, которая должна вскоре стать 149-м членом этой организации, вела переговоры 12 лет. И у нас были опасения при создании совместного предприятия, потому что все было новое. Но результат обычно зависит от того, как ты настроен. Когда мы вели переговоры о создании СП, то сразу договорились с ВАТ, что они будут иметь право управления персоналом, поскольку у них имеется больший международный опыт. Я работал директором Прилукской фабрики, но не ставил вопрос о том, что должен обязательно сохранить руководящую должность. Если я отвечаю требованиям, значит, контракт продлевается, если нет, то надо расставаться с компанией. Конечно, это стимулирует и работать больше, и изучать многое. Аналогично судьба сложилась у многих других менеджеров, которые перешли из коллективного предприятия в СП.


И последнее: порой говорится якобы о потере Украиной после вступления в ВТО своего торгового суверенитета. Опять же вернусь к примеру нашего совместного предприятия. Лично я действительно потерял часть власти и прав, которыми обладал, будучи директором коллективного предприятия. Но что лучше для предприятия: когда один человек управляет процессом или когда создана система, мало зависящая от воли отдельного человека? Безусловно, второй вариант предпочтительнее. Однако даже в этом случае, чтобы и люди, и предприятие чувствовали себя защищенными, должны работать законы. Хорошо известно, что как раз с этим у нас большие проблемы. Вступление в ВТО поможет исправить положение. Потому что страна станет более открытой, директивное управление будет отходить все дальше в прошлое, больше будут работать рыночные механизмы.

Exit mobile version