Развивая отношения «взаимовыгодного партнерства» с развивающимися странами, западные государства далеко не всегда преследуют открыто заявляемые цели. Чего при этом остерегаться бизнесу?
В ходе реализации своей антикризисной политики развитые государства стремятся предотвратить деструктивные тенденции в национальной экономике или в крайнем случае минимизировать их возможные последствия. Однако параллельно они применяют еще один эффективный метод — перемещение кризисных ситуаций в менее развитие страны. И Украина в качестве такого объекта вполне подходит (учитывая, что национальный бизнес обладает значительным потенциалом). Свидетельством негласного признания экономического потенциала Украины являются искусственные преграды на ее пути в геоэкономическое пространство. В их числе — отказ США отменить по отношению к Украине поправку Джексона-Веника, нежелание предоставить статус страны с рыночной экономикой, затягивание переговорного процесса по вступлению Украины в ВТО и др. И, как показывает опыт, чем больше отношения между развитыми и развивающимися странами строятся только в плоскости «изготовитель высокотехнологичной продукции — поставщик сырья», тем выше угроза экспорта кризиса в менее развитую страну. Причем негативное влияние угроз, спровоцированных трансфером кризисов, усиливается как несовершенством законодательства, так и непродуманными действиями самих субъектов национального бизнеса.
По ту сторону экономического партнерства
1. Перемещение экологически опасных производств за границу. Этот механизм позволяет развитым странам решить проблему экологизации национальной экономики. Учитывая, что экологическая безопасность на Западе обеспечивается четким контролем и жесткими санкциями за нарушение норм, ТНК перемещают «грязные» производства в страны с низким уровнем правовой защиты в этой сфере. Отсюда — катастрофическое увеличение техногенной нагрузки на украинскую экономику.
3. Недобросовестное поведение иностранных инвесторов. Формы проявления этого механизма разнообразны, начиная от захвата перспективных сфер экономики страны-реципиента и перевода за границу научно-технических работ и заканчивая превращением компании страны-реципиента в технологический придаток или ее перепродажей. Для Украины прямые иностранные инвестиции прежде всего несут такие угрозы:
• монополизация иностранными инвесторами некоторых отраслей украинской экономики;
• угроза массированного оттока капитала;
• преимущественное инвестирование в производства четвертого и третьего технологических укладов и т. д.
5. Поглощение развитыми странами интеллектуальных продуктов. Данный механизм становится возможным вследствие низкого уровня правовой защиты интеллектуальной собственности и недостатка средств для указанной работы в странах с переходной экономикой. И Украина в этом плане — огромное поле для деятельности. Что вполне понятно, ведь в стране, где более 50% экономики находится в тени, интеллектуальный продукт — самый уязвимый объект. Одними лишь законодательными актами интеллектуальную собственность в Украине защитить нельзя: теневая экономика действует за пределами правового поля.
6. Обеспечение положительного сальдо в торговле высокотехнологичными товарами и услугами. О том, на-
сколько данный механизм «апробируется» в Украине, свидетельствует структура отечественного экспорта. Так, в 2003 г. металлургическая продукция в мировом экспорте составила 2,5%, продукция машиностроения — 39,7%. В то же время в Украине эти показатели достигли 36,8 и 15,8% соответственно. Между тем рыночные преобразования в стране пока не способствуют изменению такой ситуации.
Один в поле не воин
1. Провоцирование финансовых кризисов посредством спекуляций на фондовых рынках. Реализовать такого рода стратегию сегодня можно благодаря новым возможностям «виртуальной» экономики. Стремительный поток финансового капитала, умноженный на потенциал современных информационных технологий, — идеальная комбинация, позволяющая мгновенно перемещать десятки миллиардов долларов в любой сегмент мировой экономической системы. Пример тому — кризис 1998 года, оказавший пагубное влияние на финансы Украины.
2. Кредитование транзитивных стран международными финансовыми организациям. Получение финансирования уже не раз доказывало всю свою опасность. В ходе выделения займов такого рода структуры навязывают своим реципиентам условия, которые могут вызвать ряд серьезных проблем. В их числе — нарастание долга, уплата долгов государственным имуществом, наступление дефолта и т. д.
Во-вторых, страны с серьезным военным потенциалом и политическим весом имеют возможность изменять направления мировых финансовых потоков, создавая, например, военно-политическую или экономическую нестабильность в отдельных регионах.
4. Экспорт устаревших технологий. Реализация такого механизма позволяет развитым странам не только удерживать лидерство в инновационной сфере, но и перекачивать финансовые ресурсы предприятий-лицензиатов. Эта ситуация обостряется еще и тем, что предприниматели менее развитой страны зачастую не признают факты приобретения неэффективных зарубежных технологий. Тому есть несколько причин. Прежде всего покупатель не желает «терять лицо», даже если обнаружил свою некомпетентность. Кроме того, выбор продиктован недостатком средств — импортер поставлен перед дилеммой «брать, что дают, или не брать совсем». К тому же покупатель опасается ухудшить налаженные отношения, надеясь на перспективы дальнейшей совместной работы.
Страны с переходной экономикой вынуждены удовлетворяться устаревшими технологиями. Почти все приобретенные за границей технологии имеют 10-15-летний «стаж» (например, технологии в отраслях по производству табачных изделий, кокса, полиэтилена). Это не может не оказывать отрицательного влияния на инновационный потенциал предприятий-лицензиатов. Усиливает данную угрозу технологическая несовместимость: развитые государства переходят на шестой технологический уклад, в Украине же господствует третий (30-35%) и четвертый (60-65%) уклады.
Успешность мер по нейтрализации упомянутых выше угроз зависит от согласованных действий на макро- и микроуровне. Представители бизнеса должны сосредотачивать усилия на упреждении таких угроз, как импорт устаревших и экологически опасных технологий, диспаритет в торговле высокотехнологическими товарами, нейтрализация действий иностранных партнеров, угрожающих отечественным компаниям нарастанием технологического разрыва, выкачиванием интеллектуальных продуктов, сырья и полуфабрикатов. Разработка стратегии нейтрализации подобных угроз относится к сфере менеджмента компании, включая его контрактную работу, внешнеэкономическую политику, защиту объектов интеллектуальной собственности.
В свою очередь осознание объективного характера трансфера кризисов национальным правительством позволяет разрабатывать эффективные комплексные контрмеры. В отношениях с развитыми странами можно использовать то обстоятельство, что они также не застрахованы от кризисов, быстрое распространение которых обусловливает глобализация. Кроме того, трансфер кризисов способен вызвать эффект бумеранга. Как бы то ни было, следует учитывать, что объективное восприятие ситуации и профессионализм — главные условия формирования рациональной геоэкономической стратегии Украины. В то же время авантюризм и непрофессиональные действия при принятии стратегических решений могут превращать потенциальные внешние угрозы в реальные. Более того, эти угрозы имеют свойство нарастать подобно снежному кому, многократно увеличивая ущерб национальному бизнесу.
Ниже, ближе, медленнее…
За первые 7 месяцев текущего года украинский экспорт вырос лишь на 7,6%, а импорт — на 24,3%. При этом сальдо сократилось с $2,6 млрд. до $118 млн. Для экономики станы, где ВВП на 60% формируется за счет экспорта — удар существенный. Ситуация на мировых рынках усугубилась в связи с уменьшением спроса на базовый украинский экспорт (металл и продукцию химии), введением новых мощностей, ростом мировых цен на энергоносители, снижением темпов развития мировой экономики. За первое полугодие 2005 г. чистый приток прямых иностранных инвестиций в экономику Украины составил $491,3 млн., что на 14,4% ($82,4 млн.) меньше, чем за аналогичный период 2004 г.