власть и бизнес
Игра на два фронта
Ллойда Блэнкфейна, гендиректора Goldman Sachs, похоже, перехвалили. Топ-менеджер успешно провел $45-миллиардный инвестбанк через рецессию, чем снискал ему репутацию надежного и добросовестного партнера. Вот почему, когда в апреле Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обвинила Блэнкфейна и его коллег в злоупотреблении доверием инвесторов, это имело эффект разорвавшейся бомбы.
По мнению аналитиков, нынешняя ситуация, безусловно, подорвет имидж Goldman. Однако администрация Барака Обамы может заработать неплохой политический капитал на обвинениях банка. Кроме того, это поможет властям быстрее провести законопроект об ужесточении финансового регулирования.
финансовые взлеты
Пристегнуть ремни!
Когда в сентябре 2006 г. Алан Мулалли, бывший глава подразделения гражданской авиации Boeing, встал у руля Ford Motor, многие сомневались в правильности такого выбора. Последние месяцы окончательно доказали, что сомнения были напрасными. По итогам I квартала 2010 г., когда спрос на авто восстанавливался крайне медленно, производитель нарастил продажи с $24,4 до 28,1 млрд. При этом Ford заработал максимальную за последние шесть лет прибыль, которая составила $2,1 млрд. на фоне $1,4 млрд. убытка за январь—март прошлого года. Для сравнения: Chrysler за квартал заработал $197 млн.; GM, очевидно, окажется убыточным.
По мнению аналитиков, на руку Ford сыграли проблемы конкурирующей Toyota, которая с ноября 2009-го отозвала более 9 млн. машин и согласилась выплатить правительству США $16,4 млн. штрафа за сокрытие дефектов своей продукции. Еще недавно Toyota была любимицей американских покупателей, теперь же многие из них подыскивают ей альтернативу. Ford не мог не привлечь их внимание, когда оказался единственным из «большой тройки», кто пережил кризис без правительственных дотаций.
Впрочем, как заявил председатель Ford Уильям Форд-младший, импульсом для бизнеса стали не столько проблемы других игроков, сколько собственные старания. «Все сводится к продукту, — отмечает Форд. — Если люди придут в наши демонстрационные залы и не увидят ничего интересного, они обратятся к другим производителям». Вот почему Мулалли не наращивает скидки, как остальные, а оперативно расширяет модельный ряд. Недавно с успехом был представлен обновленный седан Taurus, до конца года появится европейская модификация Focus, а также более экономичные версии Fiesta, Edge и Explorer. Как и в начале года, во II квартале СЕО готовится увеличить почти на 40% поставки машин на североамериканский рынок, обеспечивающий более половины продаж.
поглощения
За помощью к конкуренту
Hewlett-Packard известен как крупнейший мировой производитель ПК, но что касается выпуска смартфонов, то тут компания не входит даже в первую двадцатку. Мало кто знает, что HP вообще выпускает такого рода устройства, хотя на самом деле свой «умный телефон» iPaq компания презентовала еще три года назад. Правда, он так и не стал популярным, а его продажи упали с $531 млн. в 2007 г. до $172 млн. в 2009-м. И все бы ничего, если бы смартфоны не являлись одним из наиболее динамичных секторов компьютерного рынка: согласно прогнозам IDC, к 2012 г. по объему продаж они опередят ноутбуки. По поставкам последних HP в I квартале уже уступил глобальное лидерство тайваньскому Acer, поэтому для компании столь важно закрепиться в сегменте смартфонов. Как раз для этого в апреле HP и объявил о $1,2-миллиардном поглощении Palm — испытующего финансовые трудности американского разработчика коммуникаторов под брендами Pre и Pixi и, что более важно, мобильной операционной системы WebOS. Благодаря современному графическому интерфейсу и возможности поддерживать реальную многозадачность эта платформа довольно высоко оценивается экспертами. Именно ее, а не Windows, НР планирует сделать основой для нового поколения своих смартфонов и планшетников, которые составят конкуренцию продуктам от Apple, RIM и Nokia.
рейтинги
С Запада на Восток
Запад как никогда близок к тому, чтобы потерять свое инновационное первенство. Журнал Bloomberg BusinessWeek опубликовал ежегодный рейтинг 50 самых инновационных компаний мира. В списке есть представители Азии (15), Европы (11) и впервые — Латинской Америки (2). Остальные 22 места — за выходцами из США. Однако первый раз с 2005 г., когда начал составляться рейтинг, в ТОП-25 перевес оказался на стороне неамериканских игроков (у них 13 позиций).
Главный прорыв совершил Китай. В минувшем году страна была представлена лишь Lenovo (ныне на 29 строчке), теперь же к ней присоединились производитель электромобилей BYD (8), поставщик бытовой техники и электроники Haier Electronics (28) и сотовый оператор China Mobile (44). При этом КНР выступила единым фронтом с другими азиатскими представителями, ряды которых в нынешнем рейтинге пополнились корейской Hyundai Motor (22), японской Fast Retailing (27) и тайваньской HTC (47). Им даже удалось вытеснить гигантов вроде 3M, ExxonMobil или Johnson & Johnson. Правда, западные эксперты успокаивают, дескать, угроза со стороны азиатских государств не так страшна, как кажется, ведь тот же Китай способен лишь имитировать, но не создавать революционные продукты. И все же «азиатская эра» уже настала. «Мы наблюдаем появление нового миропорядка, — отмечают консультанты BCG, традиционные партнеры рейтинга. — Инновационное лидерство развитых экономик понемногу дает трещину».
кризис-менеджмент
Испытание на прочность
Вritish Рetroleum и ее СЕО Тони Хейворда выпало тяжелое испытание. В прошлом году $239-миллиардная компания стала предметом зависти конкурентов, начав разработку глубоководного месторождения Тайбер — одного из крупнейших в мире с запасами примерно в 1 млрд. т нефти. Расположено оно в Мексиканском заливе в 80 км от американского штата Луизиана. Именно там платформа Deepwater Horizon в сентябре достигла рекордной глубины бурения — 10,6 км. Однако 20 апреля на ней произошел взрыв. После двух суток пожара станция затонула, став причиной гибели 11 рабочих и оставив после себя нефтяное пятно площадью 1,5 тыс. кв. км, которое ежедневно пополняется минимум 5 тыс. баррелей нефти из поврежденной скважины. В Береговой охране США считают, что операция по устранению утечки займет около 90 дней. Если интенсивность поступления нефти за это время не сократится, последствия катастрофы могут превзойти инцидент 1989 г., когда вследствие затопления танкера Exxon Valdez у берегов Аляски образовалось пятно в 25 тыс. кв. км.
Надо отдать должное британцам: сработали они максимально оперативно. На место аварии были высланы подводные лодки, самолеты и специализированные судна для сбора нефтепродуктов. По прогнозам BP, на ликвидацию пятна уйдет порядка $100 млн. и еще $700 млн. — на замену платформы, но эксперты считают эти оценки заниженными. Так, в 1989 г. очистительные работы, компенсационные платежи и штрафы обошлись ExxonMobil в $4,3 млрд. Правда, сейчас затраты понесет не только BP, которой принадлежит 65% месторождения, но и миноритарии в лице Anadarko и Mitsui.
Данное происшествие крайне негативно скажется на капитализации британской компании (ее акции стремительно дешевеют), но еще сильнее — на ее имидже. Для Хейворда, возглавляющего ВР последние три года, инцидент грозит поставить крест на всех его стараниях очистить репутацию компании, серьезно пострадавшую после взрыва на перерабатывающем заводе в Техасе в 2005 г. и утечки нефти на скважинах на Аляске в 2006-м. «Чем, черт побери, мы это заслужили?», — сетовал Хейворд в недавней беседе с одним из своих коллег. Аналитики с Уолл-стрит уже предупредили, что отныне все действия ВР будут тщательно изучаться регуляторами, а потенциальные партнеры, скорее всего, пересмотрят свои планы. «В последние пару лет компания начала вести себя более ответственно, — говорят в инвестфирме Oppenheimer & Company, имея в виду «зеленые» инициативы британцев и запуск проектов по альтернативной энергетике. — Но теперь карточный домик рухнул».