Золото останется привлекательным активом для вложений
не только с точки зрения сохранения средств, но и их приумножения.
Финансисты констатируют: даже в век «нематериальных инвестиций», бездокументарных форм ценных бумаг и спекуляций на активах без их фактической поставки многим людям по-прежнему свойственно держать в руках свои сбережения, любоваться их цветом и наслаждаться запахом. Но осуществить это сегодня сложнее, чем во времена Золотого стандарта, ведь тогда гарантировалось, что каждая выпущенная денежная единица может по первому требованию обмениваться на соответствующее количество золота.
В нынешних условиях, когда валютные колебания стали главными действующими лицами в страшных снах многих людей, гарантий не даст никто. Остается лишь верить в чудо, держа в руках блестящие слитки такого дорогого драгоценного металла и надеяться, что золото не станет очередным рыночным пузырем.
Объемы упали вслед за спросом
Волатильность отечественного рынка драгметаллов, в частности, золота, далека от наблюдаемых колебаний на западных рынках. Одной из основных отличительных особенностей украинского рынка является то, что подавляющее большинство покупок банковских металлов с инвестиционной целью осуществляются с их физической поставкой, в то время как во многих странах значительную часть подобных транзакций занимают операции без таковой. Отчасти поэтому многие украинские инвесторы рассматривают вложения в драгоценные металлы не как спекуляции, а как возможность сохранить сбережения. Зависимость от физических поставок также не дает финучреждениям возможности снижать расходы, а следовательно, и комиссионные по операциям с банковскими металлами.
Еще до начала кризиса, а также на фоне встряски рынок золота, как и в целом драгметаллов, характеризовался сменой ведущих банков-игроков. Число банков, работающих на нем, неуклонно росло. Как результат — на рынке начала усиливаться конкуренция, что сказалось на ценовой политике финансовых учреждений и привело к снижению маржи между курсами покупки и продажи банковских металлов. Так, данный показатель упал до 2% от стоимости слитка по сравнению с 5% и выше несколькими годами ранее, что позволило инвесторам снизить издержки.
Примечательно то, что если в I квартале 2010 г. объемы ввоза золота по сравнению с прошлым годом не сильно изменились, то уже сейчас ряд финучреждений с прицелом на вторую половину текущего года планируют или уже начали наращивать объемы ввозимого драгметалла. Предпосылки к более активной работе на данном рынке таковы. По состоянию на начало 2010 г. заметно изменилась структура портфеля покупателей, в частности, существенно выросла доля банковских металлов в портфелях инвесторов как физических, так и юридических лиц. В VAB Банке, например, уже в I квартале 2010 г. доля операций по продаже банковского золота без физической поставки корпоративным инвесторам выросла в 3,9 раза, а инвесторам-физлицам — более чем на 50%.
Курс на удорожание
По прогнозам финансистов, золото сохранит свою привлекательность на протяжении всего 2010 г. хотя бы потому, что оно у большей части населения ассоциируется с тихой гаванью, где на время экономических пертурбаций можно хранить все сбережения или хотя бы их часть. Ведь сегодня надежность таких инструментов, как валюта и ценные бумаги, довольно сомнительна. А слитки банковских металлов, финансовые инструменты, обеспеченные золотом и другими драгоценными металлами, паевые фонды, инвестирующие в банковские металлы, будут и в дальнейшем вызывать повышенный интерес со стороны инвесторов, стимулируя рост котировок на металлы. Таким образом, ожидается, что драгметалл, помимо функции сбережения, продолжит оставаться инструментом, приносящим доход. Ожидаемый коридор, в котором будут колебаться цены на этот драгоценный металл, составит $0,9—1,65 тыс. за тройскую унцию. Впрочем, в качестве наиболее вероятного коридора до конца нынешнего года эксперты называют $1—1,3 тыс. Кроме того, повысить доходность подобных инвестиций поможет размещение банковского металла на депозит. Хотя банкиры не исключают, что из-за притока золота на депозиты процентные ставки по таким вкладам будут незначительно снижаться.
Как и в минувшем году, в 2010-м на украинском рынке будут преобладать операции с наличными банковскими металлами. Однако при этом маржа между покупкой и продажей золота будет иметь тенденцию к сокращению, что сделает такие инвестиции еще более выгодными. Что касается рынка промышленного использования золота, то с восстановлением и развитием промышленности, ювелирного бизнеса, по мнению ряда банкиров, гораздо более востребованными тут будут такие драгоценные металлы, как платина и палладий, имеющие хорошие шансы занять лидирующие позиции по динамике роста в 2010 г.
Рецепт от пузыря
Разговоры о росте цен на золото и другие активы сопровождаются страхом инвесторов перед надуванием очередного пузыря. Исходя из прогнозов отечественных и зарубежных экономистов, рынок золота пока находится на безопасном расстоянии от пузыря. В пользу данного утверждения выступает как относительно скромный рост данного актива в прошлом году (порядка 25%), так и то, что среди драгметаллов есть куда более прыткие конкуренты. К примеру, те же платина и палладий (рост цен за минувший год составил 55 и 112% соответственно) по сей день продолжают демонстрировать хорошую динамику на фоне восстановления промышленности. Последний аргумент — рост спроса на металлы — на сегодняшний день является главным препятствием на пути образования пузыря.
В целом в ситуации, когда операции происходят без физической поставки торгуемого актива, а порой и без его наличия у продавца, цена зачастую определяется исходя не из реальной полезности актива и спроса на него, а из спекулятивных ожиданий. Поэтому экономисты уверены: перегрев рынка может возникнуть где угодно, по отношению к любому активу, цена которого перестает отражать его реальную стоимость, ценность, полезность и востребованность.
Инвестиционный спрос будет расти
Татьяна Лобашова, заместитель председателя правления АБ Киевская Русь:
— Отличительной особенностью украинского рынка банковских металлов является проведение операций с их физической поставкой, тогда как во всем мире подобные операции проводятся по большей части с безналичным металлом. Это можно объяснить тем, что для большинства украинских клиентов банковские металлы — не спекулятивные вложения, осуществляющиеся в мировой практике в основном без физической поставки, а «активы-убежища», которые полностью могут проявлять свою суть именно в форме слитков.
Последние год-два на внутреннем рынке банковских металлов ознаменовались сменой банков-лидеров и общим увеличением количества банков-игроков. Рост количества участников рынка привел к усилению конкурентной борьбы, что в свою очередь снизило маржу между курсами покупки — продажи наличных банковских металлов до 1,5—2% по сравнению с 5% несколько годами ранее.
До конца 2010 г. на украинском рынке будут преобладать операции с наличными банковскими металлами. Маржа между покупкой-продажей будет иметь тенденцию к сокращению, и инвесторы без существенных потерь смогут производить операции покупки-продажи банковских металлов. Думаю, что в структуре спроса на них возрастет доля инвестиционного спроса из-за постоянной девальвации доллара США и евро на мировых рынках, а также ввиду того, что динамика цен на банковские металлы на международном рынке имеет долгосрочную восходящую тенденцию.
С претензией на рост
Татьяна Панченко, начальник управления денежного обращения, неторговых и кассовых операций ПУМБ:
— В связи со всеми обстоятельствами внешнего характера, в первую очередь с кризисными явлениями в мировой экономике, в прошлом году резко упал спрос на банковские металлы, особенно со стороны ювелирных компаний. Соответственно это привело к снижению объемов ввозимого металла: в минувшем году они сократились в пять раз. Что касается I квартала 2010 г., то и в нем объем ввоза металла остался на уровне 2009-го.
Если говорить о ПУМБ, то банк планирует за нынешний год увеличить объем ввезенного металла в два раза по сравнению с прошлым годом.
В свете недостаточной надежности «бумажных» инструментов, в том числе денег и облигаций, слитки банковских металлов, финансовые инструменты, обеспеченные золотом и другими драгоценными металлами, паевые фонды, инвестирующие в банковские металлы, и в дальнейшем будут вызывать у инвесторов повышенный интерес. Это будет стимулировать рост котировок на металлы. Наш прогноз таков: по итогам первого полугодия 2010 г. золото перешагнет отметку $1,2 тыс. за тройскую унцию, до конца года — $1,35 тыс.