ОБЗОР: Рынки вспомнили об угрозе второй волны рецессии в условиях бюджетного кризиса в Европе

Рынки все больше опасаются, что слабость, проявившаяся в европейской экономике, подорвет рост в США, а также означает принципиальное изменение уровня рисков для инвесторов, работающих с долгами ведущих развитых стран, оказавшихся в замкнутом круге бюджетных проблем.

ШАНСЫ ВТОРОЙ ВОЛНЫ РЕЦЕССИИ

Риск возникновения второй волны рецессии не уменьшился, несмотря на меры, принятые странами ЕС в ответ на углубление долгового кризиса в регионе, пишет газета The New York Times.

Такой риск является реальным, несмотря на то, что статистические модели, используемые аналитиками для прогнозирования движения рынков, не свидетельствуют об этом, считает профессор экономики и финансов Йельского университета и один из основателей MacroMarkets LLC Роберт Шиллер. Опасность, по его мнению, в данном случае представляет вероятное снижение доверия инвесторов к экономике, которое может повлечь за собой дальнейшее падение рынков, увеличение давления на балансы государств, а также сокращение потребительских расходов и госинвестиций.

Между тем многие эксперты сомневаются в возможности начала второй волны экономического спада. Одной из причин этого является то, что ВВП ряда крупнейших стран мира увеличивается уже три квартала подряд. В прошлом за ростом ВВП, отмечавшимся в течение трех-четырех кварталов после завершения рецессии, никогда мгновенно не следовал новый спад.

Р.Шиллер, однако, считает, что вторая волна рецессии может возникнуть через несколько лет. В прошлом веке такая ситуация была отмечена лишь один раз: тогда первая волна рецессии в США пришлась на 1923-1933 годы, а вторая волна последовала в 1937-1938 годах. Между двумя этими периодами безработица в стране не опускалась ниже уровня в 12,2%, и, хотя промежуток составил четыре года, два эти события объединяются экономистами в одно – Великую депрессию.

Мировые финансовые рынки отреагировали бурным ростом на объявление о принятии Евросоюзом пакета стабилизационных мер объемом почти в $1 трлн, однако затем тенденция к их снижению возобновилась на фоне опасений, что резкое сокращение госрасходов замедлит восстановление экономики региона.

Курс евро к доллару США упал в пятницу ниже уровня $1,24 – минимального значения с момента краха американского инвестбанка Lehman Brothers в ноябре 2008 года. В понедельник европейская валюта продолжает дешеветь, ее стоимость относительно доллара рухнула до $1,2274 – самой низкой отметки с начала апреля 2006 года. Многие участники рынка считают, что евро вошел в период длительной слабости из-за опасений инвесторов в отношении будущего еврозоны и возможности ослабления европейской экономики.

Падение американских фондовых индексов в пятницу составило 1,5-2%, европейских – 3-5%, нефть и металлы также подешевели на фоне укрепления доллара США относительно евро.

Вероятность возникновения второй волны экономического спада и опасения рынка подтвердили слова главного исполнительного директора Deutsche Bank Йозефа Акермана, который в телеинтервью в пятницу выразил сомнение в том, что Греции удастся в будущем рассчитаться по внешним долгам.

"Я сомневаюсь, что Греция со временем, укрепив экономику, сможет погасить свои долги, – заявил он. – Ситуацию в этой стране необходимо стабилизировать, поскольку ее банкротство может спровоцировать распространение кризиса на другие страны и привести к новому спаду".

ЭКОНОМИКА США ПОПАЛА В ЗАЛОЖНИКИ

Долговой кризис в Европе влечет за собой ряд угроз для американской экономики. Одной из наиболее опасных проблем является вероятность того, что опасения в отношении убытков банков, связанные с возможностью дефолта по долговым обязательствам государств, подорвут доверие к мировой финансовой системе, пишет газета The Wall Street Journal.

Опасность также заключается в возможности роста беспокойства инвесторов в отношении инвестиций в другие страны, имеющих значительные дефициты, включая США и Великобританию.

"Если инвесторы решат, что в страны, имеющие крупные бюджетные дефициты, не стоит вкладывать деньги, это станет проблемой, поскольку половина стран мира имеет дефициты", – отмечает Итан Харрис из Bank of America Merrill Lynch в Нью-Йорке.

Продолжающееся падение курса евро относительно доллара США также является неблагоприятным фактором для американской экономики. Повышая конкурентоспособность европейских товаров на мировых рынках, ослабление евро негативно для американского экспорта и может затянуть экономику США и других стран мира в очередную рецессию.

"Что мы сейчас наблюдаем, так это опасения инвесторов, связанные с тем, что неблагоприятная ситуация в Европе за счет ослабления евро начнет сказываться на США", – отметил главный экономист DundeeWealth Economics в Торонто Мартин Муренблид.

Сильные статданные по американской экономике, вышедшие в пятницу, были проигнорированы рынком в связи с сохраняющимися опасениями в отношении ситуации в Европе.

Розничные продажи в стране увеличились в апреле седьмой месяц подряд – на 0,4%, свидетельствуют данные министерства труда США. Аналитики прогнозировали повышение на 0,2%.

Объем промышленного производства в США в прошлом месяце вырос на 0,8%, что стало самым существенным повышением за последние три месяца. Аналитики в среднем ожидали увеличения на 0,7%.

"Необходимо понять, что экономика США находится в периоде устойчивого восстановления, однако это не безусловный рост, и здесь есть один знак вопроса – бюджетный кризис в Европе, – отмечает бывший член совета управляющих Федеральной резервной системы (ФРС) США Фредерик Мишкин, являющийся в настоящее время экономистом Колумбийского университета. – При отсутствии мощных шоков все будет в порядке, однако мы по-прежнему не знаем, насколько значительным окажется в итоге европейский шок".

ГРЕЧЕСКАЯ ЗАРАЗА – В ЕВРОПЕЙСКОМ ДОМЕ

Долговой кризис вокруг Греции создает риски и для экономик стран Восточной Европы, в особенности для южных стран региона, считают в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР).

"Еще один риск – это более слабый рост экономики ЕС в результате бюджетной консолидации или новых проблемы в европейской банковской системе", – считают аналитики ЕБРР.

Аналитики The Wall Street Journal в какой-то степени перекладывают ответственность за распространение кризиса на сами европейские страны. "Одно дело, когда здоровые государства становятся злосчастными жертвами "заразы", и совсем другое – когда они сами заражают себя, взяв источник инфекции под свое крыло", – говорится в статье известного экономиста и публициста Ирвина Стелцера.

Европейцы сами включили проблемный баланс Греции и других ослабленных стран в свою до недавних пор стабильную систему, тем самым ликвидировав усилия по поддержанию бездефицитного бюджета, как это было в случае с Германией, и привлекая излишнее внимание к 30 годам бюджетного дефицита, как во Франции.

Однако намного хуже тот факт, что подобная "финансовая болезнь" не ограничится еврозоной, но перекинется и на другие страны, включая Великобританию и США.

Рейтинговые агентства в последнее время все чаще высказывают сомнения, что Великобритании и США удастся сохранить высшие кредитные рейтинги из-за огромного объема бюджетных дефицитов и госдолга. Тем не менее это не мешает президенту США Бараку Обаме призывать европейские страны сократить объемы госдолга, госзатрат и дефицита госбюджета при том, что госдолг самих США к 2015 году составит 110% ВВП по сравнению с 90% ВВП в период после окончания Второй мировой войны.

В отличие от США, которые пока не слишком спешат урезать расходную часть бюджета, страны Европы готовят реальные ограничения затрат и повышение налогов. Подобные меры помогут со временем решить проблему бюджетного кризиса, но сейчас они отложат и без того медленное восстановление европейской экономики на неопределенный срок. В первом квартале 2010 года экономика еврозоны и ЕС в целом выросла всего на 0,2%, при этом ВВП Испании прибавил 0,1%, Португалии – 1%.

Падение курса евро на фоне греческих проблем благоприятно лишь для экономики Германии, ориентированной на экспорт. Большинство же стран еврозоны, прежде всего, те самые проблемные периферийные государства, столкнутся из-за ослабления евро с дополнительными проблемами.

Отказ от евро маловероятен, по мнению И.Стелцера, однако картина в еврозоне полностью изменится.

Франция сможет добиться своей долгосрочной цели по углублению европейской интеграции, чему постоянно противилась Германия, но это будет пиррова победа, поскольку в рамках новой бюджетной системы пересмотру подвергнется и бюджет самой Франции, дефицит которого превышает 8% ВВП.

Доверие к Европейскому центральному банку подорвано в результате его действий в ходе греческого кризиса. Международный валютный фонд (МВФ) стал важным игроком в еврозоне, хотя ранее доступ к этому региону был для организации практически закрыт.

МВФ ОТМЕЧАЕТ МЕДЛЕННОЕ СОКРАЩЕНИЕ ДЕФИЦИТОВ

Развитые страны, несмотря на оживление экономики после кризиса, медленно снижают дефициты бюджетов и продолжают накапливать долги, констатировал Международный валютный фонд в своем обзоре бюджетной политики стран-членов Fiscal Monitor.

"Бюджетные риски по сравнению с ноябрьским обзором выросли, в особенности в развитых экономиках, в силу трех причин: фундаментальных бюджетных факторов, роста внимания финансовых рынков к бюджетным проблемам, слабого прогресса в разработке бюджетной exit strategy", – говорится в документе, размещенном на сайте фонда.

Если уровень госдолга не удастся снизить до докризисного уровня, это будет сокращать уровень потенциального роста развитых экономик более чем на половину процентного пункта ежегодно, предупреждают эксперты МВФ.

Пока в среднем ситуация с бюджетами в развитых странах продолжает ухудшаться, и средний уровень дефицитов сокращается медленнее, чем ожидалось фондом в ноябре: он достигнет в 2010 году 6% ВВП против 6,7% ВВП в прошлом году.

"Пока немногие страны достигли прогресса в сворачивании мер бюджетной поддержки экономики; в тех странах, где объявлены ориентиры по снижению уровня бюджетного дефицита, часто отсутствуют подробности, на основании чего это будет сделано", – говорится в обзоре.

Если продолжится нынешняя тенденция, средний уровень госдолга к ВВП, сильно поднявшийся в ходе кризиса, возрастет к 2015 году в развитых странах еще на 20 процентных пунктов и достигнет примерно 110% ВВП.

Чтобы добиться снижения уровня госдолга до менее чем 60% ВВП к 2030 году и избежать негативных последствий высоких госзаимствований для экономики, развитым странам необходимо скатить расходы на 8,7% ВВП.

МВФ предлагает в качестве возможных мер повышение НДС в США и Великобритании, сокращение льгот по этому налогу.

В то же время в отношении развивающихся стран прогнозы МВФ выглядят более оптимистично. Эксперты ожидают, что здесь средний уровень госдолга к ВВП начнет снижаться уже с 2011 года.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь