Реорганизация
DaimlerChrysler провалил свои планы в Азии
Американско-немецкий концерн DaimlerChrysler вышел из числа акционеров японского автопроизводителя Mitsubishi Motors. После долгих лет непродуктивного партнерства концерн продал свои последние 12,42% акций Mitsubishi американскому инвестбанку Goldman Sachs International. В итоге эта группа инвесторов, которой уже принадлежит 13,45% Mitsubishi, стала крупнейшим акционером японской компании. Однако согласно прогнозам экспертов приобретенные ценные бумаги будут размещены на мировых биржах. Сумма нынешней сделки не раскрывается, но, по некоторым данным, она составляет около 500 млн. евро. При этом источники, близкие к сделке, утверждают, что DaimlerChrysler продал акции с дисконтом 18% к их текущей стоимости.
Между тем именно DaimlerChrysler в последние годы считался «ангелом-хранителем» Mitsubishi, которая находилась в тяжелом финансовом положении. Концерн приобрел 37-процентную долю в Mitsubishi в 2000 г. в надежде укрепиться на перспективном азиатском рынке. С того времени он вложил в японскую компанию около 2,5 млрд. евро. Как оказалось, безуспешно: будущее Mitsubishi предопределил громкий скандал, разразившийся в Японии в начале 2002 г. Он был связан с серьезными техническими дефектами в автомобилях, которые руководство концерна тщательно скрывало на протяжении многих лет. Из-за волны отзывов машин продажи компании стремительно пошли вниз. Единственно возможный выход из сложившегося кризиса руководство Mitsubishi увидело в том, чтобы закрыть часть производства (в Европе, США и Австралии), сократить штат (на 10%) и модельный ряд на внутреннем рынке. Однако выделить на антикризисную программу $6,5 млрд. DaimlerChrysler отказался.
Нынешние действия DaimlerChrysler эксперты назвали своевременными. По их мнению, решение расстаться с Mitsubishi было вызвано по меньшей мере двумя факторами. Во-первых, в конце июля 2005 г. о своем намерении уйти с поста заявил исполнительный директор DaimlerChrysler Юрген Шремп, который считался главным инициатором стратегического союза с Mitsubishi и идеологом азиатской экспансии. Во-вторых, полученные от продажи средства помогут концерну компенсировать затраты на реструктуризацию своего убыточного подразделения Mercedes Car Group.
Лидер авторынка теряет ресурсы
Финансовые аналитики встревожены судьбой крупнейшего мирового автопроизводителя — General Motors. Корпорации даже предрекают банкротство в течение ближайших 12 месяцев. Тяжелое финансовое положение GM (долг $276 млрд.) связано со снижением продаж, которое сопровождается беспрецедентными скидками, а также бременем социальных расходов.
Только за октябрь продажи GM снизились на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Убыток компании за I квартал 2005 г. составил $839 млн., за II квартал — $1,07 млрд., за III квартал — уже $1,1 млрд. Рейтинговое агентство Fitch снизило в середине ноября рейтинг бумаг компании, которые и так находятся на «мусорном» уровне, сразу на две ступени — до B+. Вдобавок ко всему GM сделала признание, что ее выручка за 2001 г. была завышена на $300-400 млн. Котировки акций GM до уровня 1992 г., когда компания переживала предыдущий финансовый кризис.
Вместе с тем многие эксперты уверены, что правительство США не допустит банкротства одного из символов государства. В этой связи вспоминается, как в 1970-е годы на грани банкротства был Chrysler. Тогда правительство пошло на беспрецедентный шаг в виде собственных гарантий по кредиторам.
GM реализует в Украине проекты по сборке автомобилей Opel и Chevrolet. Тяжелое положение GM вполне вероятно отразится и на этом бизнесе корпорации. Вряд ли она его закроет, но, возможно, станет проводить политику экономии и минимизации затрат. Напомним, что в свое время GM приобрела обанкротившегося производителя автомобилей Daewoo и получила «по наследству» совместный бизнес с «АвтоЗАЗом».
В 2004 г. GM продала 9,1 млн. машин, получила $193,5 млрд. выручки и $2,8 млрд. чистой прибыли.
Слияния и поглощения
Marriott расширяет сеть люкс-отелей
Host Marriott (владеет отелями класса люкс под брендами Marriott, Hyatt, Hilton, Westin, Ritz-Carlton, Fairmont, Four Seasons) покупает сеть городских и курортных гостиниц у компании Starwood Hotels & Resorts Worldwide. Сумма сделки оценивается в $4,04 млрд. В собственность Marriott переходят 38 отелей St. Regis, The Luxury Collection, Sheraton, Westin, W и Four Points. Общий фонд Host Marriott в результате сделки расширится почти на 19 тыс. номеров. При этом Starwood сохранит право управлять проданными отелями на срок до 40 лет.
По мнению отраслевых экспертов, сделка удачно вписывается в планы обеих компаний. В частности, продажа части бизнеса позволит Starwood сосредоточиться на франчайзинге и управлении отелями. В то же время в результате поглощений Host Marriott станет крупнейшей гостиничной компанией в США и шестым по величине инвестиционным трестом недвижимого имущества в мире с рыночной капитализацией в $16 млрд. В собственности компании таким образом окажутся 145 отелей под 17 брендами в девяти странах мира. Считать соглашение перспективным позволяют и отличные финансовые показатели Starwood. В течение последних четырех кварталов выручка компании росла в среднем на 17%. В 2005 г. ее доходы увеличились на 14% (до $4,46 млрд.), а чистая прибыль — на 2% (до $264 млн.).
Впрочем, на достигнутом Marriott останавливаться не намерена. В 2005 г. компания планирует потратить еще около $500 млн. на покупку новых отелей и $130 млн. — на модернизацию уже имеющихся. Свои планы представители компании объясняют существенным ростом спроса на гостиничные номера. Причем, как полагают аналитики, эта тенденция в среднесрочной перспективе будет продолжаться, что приведет к увеличению стоимости активов в сфере гостиничного хозяйства. В такой ситуации инвесторы будут все менее охотно расставаться с отельным бизнесом. По данным американской исследовательской компании Lodging Econometrics, в 2005 г. объем предложения по продаже отелей вырастет на 1%, в то время как в 1998 г. рост составлял 4,2%. Особой популярностью пользуются отели, обслуживающие путешествующих бизнесменов.
Масс-медиа
Американский интернет-гигант America Online (AOL) совместно с кинокомпанией Warner Bros. в начале 2006 г. запустят проект бесплатного онлайнового телевидения. В течение первого года работы сервис In2TV предложит пользователям сайта AOL.com около 3,4 тыс. часов программ. Предположительно это будут 4,8 тыс. эпизодов из популярных сериалов и ток-шоу, снятых на голливудской киностудии. Все программы станут транслироваться в формате AOL Hi-Q, качество которого не будет уступать DVD-формату. Транслируемый материл планируется поделить между шестью тематическими каналами: комедии, драмы, мультфильмы, приключения и т. д. По мере развития сервиса планируется расширить количество эпизодов до 14 тыс., а также увеличить число сетевых телеканалов. Уже сейчас AOL ведет переговоры с другими провайдерами медиаконтента для предоставления программ в свободный доступ. Сервис In2TV будет существовать исключительно за счет поступлений от рекламы (максимум две минуты эфирного времени в течение каждой 30-минутной серии).
Нынешний проект бесплатного онлайнового телевидения стоимостью около $100 млн. — часть программы реструктуризации AOL, в рамках которой компания постепенно отходит от бизнеса dial-up и получения доходов от предоставления платных сервисов.
Между тем рынок онлайнового телевидения сегодня сложно назвать нишевым. В частности, на нем активно работают компании Yahoo! и Google. Они уже запустили схожие сервисы с той лишь разницей, что пользователям предоставлялась возможности смотреть в сети отдельные программы, после заключения соответствующего договора с киностудией. Вместе с тем Microsoft анонсировала сеть телевизионного вещания, которая будет развиваться корпорацией совместно с агентством Associated Press. А технологический гигант Apple Computers недавно отметила миллионную загрузку эпизодов телевизионных сериалов Lost и Desperate Housewives, которые доступны пользователям сервиса iTunes Music Store по цене $1,99 за серию.
Госрегулирование
Таможня повысила цены на сотовые телефоны
В России объявлено о победе таможенников над «серыми» и «черными» импортерами сотовых телефонов. Так, если в августе 2005 г. через таможню было ввезено 1,8 млн. трубок, то в октябре уже в 1,5 раза больше — 3,1 млн. шт. Таможенная стоимость ввезенных телефонов за август и октябрь составила $43 млн. и $436 млн. соответственно. Средняя стоимость, по которой декларируются телефоны, выросла за три последних месяца с $24 до 135 за штуку.
Атака на нелегальный импорт стартовала в августе и была проведена с двух сторон. Налоговики начали активные проверки продавцов телефонов, а таможенники обратились к производителям бытовой электроники и сотовых телефонов с предложением предоставить отпускные цены на их продукцию и список российских поставщиков. На сегодняшний день прайс-листы получены от 34 компаний. Среди них — десять производителей мобильных телефонов: BenQ (Siemens), Motorola, Nokia, Panasonic, Pantech, Samsung, SonyEricsson, Fly, VK Mobile и Benefon. Легализации рынка способствовало и то, что крупные дилеры («Евросеть», Dixis и др.) начали ввозить телефоны напрямую.
Однако дилеры не вполне разделяют оптимизм таможенников, отмечая, что ввезенные нелегально трубки продолжают занимать значительную долю в поставках — до 50-60%. Поэтому крупнейшие сотовые дилеры договорились предоставлять в «органы» информацию о своих конкурентах — тех, кто по-прежнему ввозит телефоны «по-черному».
В результате всех этих действий розничные цены в России на сотовые телефоны выросли в среднем на 20%.