Рынок елочных украшений является гиперсезонным. Поэтому на нем можно как быстро заработать, так и остаться с большими неликвидами.
Прогнозируется популярность искусственных елок со встроенной иллюминацией
Елочные украшения в основном не являются предметами одноразового использования. Тем более что ими пользуются максимум несколько недель, после чего надолго убирают с глаз. Поэтому они не надоедают. В результате люди не стремятся расставаться с прошлогодними приобретениями. Продавцам же, для того чтобы преодолеть такое пассивное сопротивление, приходится каждый раз придумывать что-то новое и привлекательное. В год они меняют до 40% своего ассортимента
Разумеется, «классика» — одноцветные елочные шары — наверняка будет продана, если не в этом году, так в следующем. Но конкуренция среди их поставщиков очень высокая. Приходится расширять ассортимент за счет модных игрушек или игрушек-символов наступающего года, которые после двенадцатого удара часов в новогоднюю ночь могут легко превратиться в неликвид.
По словам операторов рынка, в 2003 г. повышенным вниманием пользовались пластиковые шары и искусственные елки, в 2004 г. лидирующие позиции занимала мишура. В 2005 г. эксперты прогнозируют популярность искусственных елок со встроенной иллюминацией и электрогирлянд. Такие изменения объясняются постепенным насыщением рынка, ростом благосостояния и «избалованности» потребителей, которым хочется более необычного и яркого.
Традиционно популярными считаются несколько товарных категорий, которые и составляют основу ассортимента розничных продавцов: искусственные елки; мишура («дождик», серпантин и пр.); электрические гирлянды; пластмассовые украшения; стеклянные шары.
Переменная часть ассортимента елочных игрушек в первую очередь зависит от «звериного символа» и «цветов» будущего года. К примеру, год 2006-й считается Годом собаки. Следовательно, рынок наполнится приличной долей елочных украшений с элементами «собачьей» тематики. Основным ориентиром по модным цветам и направлениям елочных аксессуаров для всех производителей Европы является выставка ChristmasWorld, которая проходит во Франкфурте-на-Майне (Германия) в конце января. В этом сезоне наиболее популярным для елочного наряда считаются насыщенный красный и золотой цвета, зеленый с коричневым (home-style), бело-серебряный, яркие розовый, фиолетовый и салатный цвета.
Игрушки не должны подорожать
Рынок елочных игрушек можно разделить на три сегмента: товар для широкого круга потребителей (до 20 грн. за игрушку), товар для среднего класса (до 150 грн.) и премиум-сегмент. При этом высший сегмент все еще очень узок, поэтому с таким товаром работают единичные операторы. Всего же на рынке елочных украшений можно насчитать 6 крупных производителей и около 15 небольших, а также 30 мелких, 20 крупных оптовых компаний и около 40 небольших.
В нынешнем году активизировались еще одни игроки рынка — производители упаковки. Связано это с тем, что елочная игрушка стала популярным подарком, соответственно и упаковка может быть настоящим произведением искусства. А ее стоимость — в несколько раз превышать цену самой игрушки. Производители упаковки значительно расширили и ассортимент своих предложений. К примеру, сегодня подарочные игрушки можно завернуть не только «по стандарту» (в блестящую бумагу с бантиком или коробку), но и закатать в жестяные банки, как консервы.
Сырье для производства отечественных елочных аксессуаров закупается в основном в Италии и Китае.
Отечественные оптовики поздно «спохватываются»
Украинские оптовые компании, работающие на внутреннем рынке елочных игрушек, обычно начинают беспокоиться о новогоднем ассортименте незадолго до начала сезона продаж — в лучшем случае в середине октября. Зарубежные же компании начинают заключать контракты с производителями в январе-феврале. Причина такого поведения отечественных компаний проста — нежелание на несколько месяцев замораживать оборотные средства. Но за это часто приходится расплачиваться ограниченностью ассортимента, поскольку самое лучшее из коллекций производителей уходит за рубеж.
Два неудачных года — 2001-й и 2004-й — научили наших производителей не сосредотачиваться на одном виде продукции, но и подстраховывать себя бизнесом в других сферах. Наравне с производством елочных украшений компании могут производить канцтовары, заниматься нанесением логотипов, оформлением помещений и т. п. Подобным образом некогда развивался мировой гигант Hallmark — сейчас известный всем как производитель поздравительных открыток. Но в ассортименте этого монстра несколько тысяч видов товара.
Основной импортируемый товар в Украину поступает из Китая, Индонезии, Таиланда, Польши, Германии, Италии. При этом украинские оптовики редко работают непосредственно с фабриками, так как не проходят ценз по величине заказа, а закупают те же китайские украшения в Польше, Германии, России. Соответственно это увеличивает конечную цену товара.
Основная причина того, что отечественные производители не могут конкурировать с китайцами по широте ассортимента, — отсутствие возможности быстро, дешево и без потерь в качестве менять производимый товар.