Site icon Companion UA

Компромиссное поле для ВТО-торгов

Чтобы вступить в ВТО, Украине остается решить пять ключевых вопросов. И поле для компромисса в их решении у бизнеса и у государства есть.


Украине остается сделать лишь несколько шагов, и у отечественного бизнеса появится возможность существенно улучшить условия торговли со 148 странами. По подсчетам экспертов правительственных учреждений, вступление нашей страны в ВТО может уже в краткосрочном периоде увеличить годовой экспорт из Украины на $2 млрд. Это даст стимул для дополнительного роста ВВП на 1,9%, а годовая прибыль отечественных экспортеров увеличится на 8 млрд. грн.


В то же время последние шаги — самые тяжелые и требуют от государства максимума мудрости и взвешенности. Ведь, с одной стороны, у нас нет альтернативы вступлению во Всемирную торговую организацию, контролирующую 93% объемов мировой торговли (оставшиеся 7% контролируют в основном государства, являющиеся кандидатами на вступление в эту организацию). Но, с другой стороны, идя на необходимые уступки другим странам, Украина должна соблюдать интересы и собственных производителей. А потому «&» проанализировал наиболее сложные и важные вопросы переговорного процесса по вступлению Украины в ВТО и попытался выяснить, в чем заключается поле для компромисса по ним. И что соответственно бизнесу стоит лоббировать у государства во время ВТО-торгов.


«Зеленый ящик» Пандоры


При анализе переговорных позиций сторон с помощью экспертов было выделено 5 ключевых вопросов, без решения которых вступление Украины в ВТО невозможно.


Первый и, пожалуй, самый сложный — государственная поддержка сельхозпроизводителя. Переговоры с ВТО по вопросам сельского хозяйства Украина начала в 1997 г. И по всем стандартам Всемирной торговой организации базовым расчетным периодом государственных льгот АПК был период 1994-96 гг. Исходя из этого отрезка времени совокупный размер поддержки (СРП) сельского хозяйства был определен на уровне $1,36 млрд. Поскольку переговоры очень затянулись, США, Австралия и еще ряд стран стали требовать заменить базовый период расчета на более поздний — 2000-2002 гг., что автоматически уменьшает совокупный размер поддержки до $1,11 млрд. Более того, США настаивают, чтобы из СРП были изъяты налоговые льготы, что привело бы к его уменьшению до $265 млн.


У коллег по переговорам есть также претензии к Украине по методике расчетов так называемого зеленого ящика (официально разрешенные ВТО механизмы поддержки сельхозпроизводителя, например, для развития сельской инфраструктуры). В частности, от нашей страны требуют убрать из «зеленого ящика» государственную компенсацию на поддержку и строительство объектов социально-культурного назначения на селе, обнулить негативные суммы поддержки рыночной цены сельхозпродукции и не делать корректировки по транспортировке и хранению товаров при расчете фиксированной внешней справочной цены. Минагрополитики готово согласиться на первое предложение (по отмене компенсации), но при сохранении старого базового периода расчета и включения в СРП налоговых льгот. В итоге совокупный размер поддержки сельского хозяйства должен составить $1,14 млрд. Это и может стать полем для компромисса по данному вопросу.


Чтобы уменьшение льгот не ударило по сельхозпроизводителю, государство просто обязано, как считают эксперты, оптимизировать выдачу кредитов сельхозпроизводителям, усилить его инфраструктурную поддержку.


Тарифы в обмен на пошлины


Второй болезненный вопрос — снижение (как того требует Евросоюз) или отмена (как того требуют Соединенные Штаты Америки) экспортной пошлины на металлолом. Напомним, экспорт лома цветных металлов еще с 1999 г. был полностью запрещен. А с 2003 г. была введена фактически запретительная пошлина на экспорт черного легированного металлолома (в размере 30 евро). Повод — металлургические заводы стали массово жаловаться на то, что им не хватает дешевого металлоломного сырья, поскольку металлолом вывозился за границу (прежде всего в Турцию), так как стоил там на 20-25% дороже.


Главный риск решения данного вопроса — не повторить ситуацию 2002 г., когда некоторые металлургические предприятия стали просто останавливаться из-за отсутствия металлолома. В то же время, если государство и металлурги не найдут формулу, которая удовлетворит обе стороны, металлургические заводы будут продолжать терять десятки миллионов долларов на антидемпинговых ограничениях других стран. Поле для компромисса здесь есть. Это ставки пошлины на вывоз черного металла в размере от 5 до 10% и на экспорт цветного металла — от 10 до 30% с учетом пятилетнего переходного периода, который предлагает Украине Европейский Союз. На прошлой сессии парламента в первом чтении был принят проект закона «Об отмене запрета на экспорт (вывоз) лома легированных черных металлов, цветных металлов и полуфабрикатов с их использованием», предусматривающий введение 30% пошлины на экспорт цветного и черного (кроме легированного) металлолома и полуфабрикатов. Но законопроект вряд ли удовлетворит договорные стороны по ВТО. Ставку пошлины на экспорт лома черных легированных металлов по законопроекту №7563 (принят в первом чтении) предложено снизить до $25 за 1 т с 1.01.2006 г. и до $18 за 1 т с 1.01.2007 г. Стоит учесть, что, согласно соглашению между 20 ведущими отечественными компаниями в сфере металлургии и заготовления металлолома, на ноябрь-декабрь 2005 г. закупочная цена металлолома будет составлять $184 за 1 т. В то время как цены на металлолом за границей колеблются в рамках $215-240 за 1 т.


В пределах пакета договоренностей государства и металлургов последние могут поставить вопрос об определенном снижении тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Тем более что кардинальное повышение ставок в первой половине года привело к снижению объема грузовых перевозок железной дорогой за 10 месяцев в 2005 г. на 2,4% (по сравнению с аналогичным периодом в 2004 г.).


Сладость с горьким привкусом


Третий вопрос — установление тарифной квоты на импорт сахара-сырца из тростника. Сейчас действует тарифная квота на уровне 260 тыс. т со ставкой ввозной пошлины 2% в пределах квоты и 50% вне ее. В то же время Австралия настаивает на расширении квоты до 408 тыс. т. То есть приблизительно до 1/5 объема сахара, потребляемого в Украине. (У нас в стране ежегодно потребляется 1,8-2 млн. т сахара, тогда как мощность украинских заводов позволяет производить около 5,4 млн. т сахара в год.) Следовательно, поле для компромисса лежит между этими двумя цифрами: 260 тыс. и 408 тыс. т.


«Рогатый» вопрос


Если по предыдущим трем вопросам нужно искать компромисс между интересами отечественного производителя и требованиями мирового сообщества, то по следующим двум ключевым вопросам Украина может практически полностью согласиться с коллегами по переговорам без вреда отечественному производителю. И более того, использовать это как дополнительный аргумент при решении упомянутых трех более сложных в переговорном плане вопросов. Поэтому позиция депутатов, «заваливших» два законопроекта по нижеуказанным направлениям, вызывает у экспертов, по крайней мере, удивление.


Итак, четвертый вопрос — отмена экспортной пошлины на крупный рогатый скот и кожное сырье. Основной экономический смысл внедрения этих пошлин заключался в том, чтобы не допустить сокращения поголовья крупного рогатого скота в Украине путем экспорта. Но тем не менее поголовье продолжает сокращаться (за последние 3 года на 26,6%), хотя главные причины подобной тенденции с экспортом никак не связаны. Следовательно, механизм экспортной пошлины не отыгрывает той роли, ради которой он вводился. А значит и ее отмена вряд ли повлечет негативные последствия. Экспортная пошлина на кожное сырье также не имеет сдерживающего эффекта и в Государственный бюджет фактически не поступает. Соответственно компромисс может заключаться в том, чтобы упразднить (как того и требуют коллеги по переговорам) пошлину на экспорт живого скота и уменьшить экспортную пошлину на кожное сырье сначала до 15%, потом — до 10%. А вместо этого эксперты советуют разработать вместе с министром аграрной политики и профильным вице-премьером действенную программу по увеличению поголовья крупного рогатого скота.


Уступать, так с выгодой


Пятый вопрос — требование отмены экспортных субсидий на экспорт молока и молочной продукции. Украина может смело пойти на уступку в данном вопросе по той простой причине, что никогда и не оказывала финансовой поддержки экспорту в молочной отрасли. И по прогнозам Минагрополитики, не намерена делать этого в ближайшем будущем из-за скудности госбюджета. Потому нет смысла отстаивать то, что страна и так не в состоянии обеспечить.


Как считают эксперты, уступки по последним двум вопросам могут также стать дополнительными аргументами для более мягкой позиции коллег по переговорам относительно той же господдержки сельского хозяйства.


Законодательные изменения, которые уже были предприняты для вступления Украины в ВТО, начали приносить дивиденды украинскому бизнесу. В частности, благодаря тем 7 законам, которые парламент принял в июле в 2005 г., США уже упразднили торговые санкции против Украины по 23 товарным позициям. Это позволит экспортерам ежегодно дополнительно зарабатывать более $70 млн. 







Украина на пути в ВТО: между Исландией и Гондурасом


На прошлой неделе министр экономики Арсений Яценюк вернулся из штаб-квартиры ВТО в Женеве, где успешно провел переговоры еще с тремя странами по вступлению Украины во Всемирную торговую организацию. Таким образом, в двухстороннем переговорном процессе завершены переговоры с 38 странами. Заканчивается подготовка к подписанию протоколов с Исландией, Перу, Египтом и Китаем. Продолжаются переговоры с США, Австралией (переговоры с этими двумя странами фактически ключевые), а также Тайванем, Эквадором, Панамой, Колумбией, Кыргызстаном, Гондурасом и Доминиканской Республикой.


В этом году парламент принял 9 законов, связанных со вступлением в ВТО. Еще два законопроекта приняты в первом чтении. Остается принять 7-9 законов.


Проект отчета рабочей группы по рассмотрению заявки о вступлении Украины в ВТО по состоянию на конец первого полугодия 2005 г. был согласован на 80%.


ВТО-эффект


Польша вошла в ВТО в декабре 1996 г. Уже через год после вступления объем прямых иностранных инвестиций в страну вырос почти в 5 раз, а ВВП через 2 года — почти в 1,5 раза. По другим странам бывшего соцлагеря, вступившим в ВТО, рост иностранных инвестиций был не таким впечатляющим, но стабильным. К примеру, в Болгарии (вступила в ВТО в декабре 1996 г.) уже на следующий после вступления в ВТО год уровень ПИИ вырос в 2,5 раза, а еще через два года — в четыре раза по отношению к уровню 1996 г. У Румынии (вступила в ВТО в январе 1995 г.) объемы внешней торговли увеличились уже в год вступления почти в два раза. Если в 1994 г. объем ПИИ в румынскую экономику составлял $0,3 млрд., то в 1998 г. — уже $2 млрд.


Среди стран СНГ, уже вступивших в ВТО (Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова), эффект был менее значительным прежде всего из-за того, что внешнеэкономические отношения этих государств были во многом «завязаны» на Россию (к примеру, у Кыргызстана — почти 50% импорта и экспорта), которая в ВТО не входит. В то же время и у них были успехи. Так, к примеру, Кыргызстан, вступивший в ВТО в декабре 1998 г., за период с 1999 по 2001 г. сумел увеличить экспорт в страны Всемирной торговой организации на 14,8%, а вот импорт из этих государств (вопреки всем мрачным прогнозам «ВТО-пессимистов») упал на 41,8%.


Безусловно, довольны ВТО и в Китае, который после вступления в эту организацию (в декабре 2001 г.) вышел на третье место в мире по объемам внешней торговли. 74% китайцев считают, что вступление Китая в ВТО принесло значительные позитивные изменения стране, при этом 68% добавляют, что вступление во Всемирную торговую организацию значительно стимулировало развитие китайской экономики.

Exit mobile version