Сегодня мало выиграть борьбу за талант. Для того чтобы он принес пользу бизнесу, его нужно сохранить и приумножить.
Пытаясь найти рецепт успеха, ведущий американской радиопрограммы «Давайте поговорим о бизнесе» Митчел Шлимер провел опрос среди топ-менеджеров крупнейших компаний. Как показали результаты исследования, успех организации зависит от умения окружить себя талантливыми людьми. «Если в аграрной экономике главным фактором производительности была сезонность, индустриальной — скорость конвейера, то в информационной экономике именно талантливый персонал стал необходимым условием успешности компаний», — отмечает Павло Шеремета, декан Киево-Могилянской бизнес-школы.
Хлопоты в обмен на эффективность
Еще в конце прошлого века люди искали работу и подстраивались под должностные инструкции. Сегодня лучшие компании создают рабочие места и должности специально под талант, меняя при этом даже организационную структуру. Стремление современного руководителя состоит в том, чтобы на каждой должности работал талантливый человек. «Главная задача менеджера — расстановка правильных людей на правильные должности, позволяющие талантам раскрыться в полной мере. Если в организации это происходит хотя бы в 50% случаев, то успех обеспечен. В современных условиях талант, качество таланта и то, насколько таланты могут взаимодействовать друг с другом, имеет решающее значение для большинства компаний», — добавляет Павло Шеремета.
Усилители ума
Таланты могут быть более требовательны к окружению, возможностям развития и получаемой обратной связи.
Заполучить в свои ряды талантливого работника — это еще не гарантия успеха. Его, как алмаз, нужно шлифовать и развивать, дабы извлечь дополнительную ценность. Исследование, проведенное в текущем году компанией Deloitte среди предпринимателей США, показало, что развитие талантливых сотрудников является главным приоритетом для 56% респондентов.
Поле деятельности компаний при выборе тренинговых программ достаточно широкое. Рынок сегодня может предложить как узкоспециализированные, так и универсальные программы открытого и корпоративного типа. «Каждая образовательная программа имеет свои преимущества, — говорит Павло Шеремета. — Открытая программа необходима, когда нужно расширить кругозор, натолкнуть на новые, порой неожиданные идеи, отвлечься, познакомиться с другими людьми. Корпоративные программы, напротив, способствуют более глубокому проникновению в проблематику компании, дают возможность менеджерам говорить на одном языке и выработать единые подходы».
Альтернативой внешнему обучению персонала становятся внутренние учебные центры. Отличительной особенностью такого вида обучения является то, что компания может разработать индивидуальный подход к каждому сотруднику. «Однако, используя только внутренние источники обучения, существует вероятность, что можно вариться в собственном соку и упустить важные тенденции «снаружи», — добавляет Ирина Моржова. Для развития ключевых сотрудников и кадрового резерва руководителей предприятия все чаще прибегают к использованию программ МВА. Долгосрочные программы используются с целью сохранения мотивации талантливого сотрудника. Они могут быть полезны в тех случаях, когда работник достиг определенного профессионального уровня и продолжает развиваться, но у компании нет возможности повысить его в должности.
Удержание от мобильности
Мотивирование интересом
На нижних уровнях компании доминирующим стимулом для персонала является безопасность — зарплата, приемлемые условия труда, страхование. Чем выше уровень иерархии, тем больше дополнительных стимулов возникает. Это возможность участвовать в разработке стратегии компании, потребность в самореализации, одобрении. Как считает Ирина Моржова, мотивация меняется и с возрастом сотрудников. Сначала основным приоритетом является оплата труда, а потом — ненормированный рабочий день и отпуск в удобное время. Компания должна четко понимать, какой стимул предложить, чтобы получить отдачу.
Постепенно меняется сама философия оплаты труда. Сегодня все реже предлагают установленный оклад за определенную должность. Главным критерием оплаты становится созданная сотрудником ценность. Принцип внутренней справедливости все чаще заменяется принципом рыночной справедливости. Например, нередко талантливые сотрудники получают больше, чем вышестоящие менеджеры, если они генерируют большую ценность для предприятия.
Во внутренней мотивации огромное значение приобретают такие факторы, как идеология компании. Часто талантливые люди покидают фирму только потому, что их внутренние ценности не соответствуют ценностям компании. Для многих талантливых людей важен также бренд работодателя, его репутация. Однако лишь единицы компаний ориентированы на создание имиджа хорошего работодателя. Оксана Семенюк утверждает, что пока такая стратегия свойственна только некоторым западным фирмам, работающим на рынке Украины.
Век живи — век учись На сегодняшний день как в западных, так и украинских компаниях, наметилась тенденция перехода к стратегии непрерывного обучения (life long learning). Исследование, проведенное компанией Kraft Foods Ukraine, показало, что больше всего люди развиваются на рабочем месте. Колоссальное значение при такой стратегии развития таланта имеют наставничество, коучинг и участие в различных проектах. В компании McKinsey, например, наставничество расценивается как жизненно важная часть культуры развития. «Если обучение диктует определенные стандарты, которые нужно выполнять, то коучинг позволяет человеку самостоятельно найти ответы на вопросы, которые искусно ставит ему наставник. Особенно это важно для подготовки топ-менеджмента и будущих управленцев», — объясняет Ирина Моржова. Одним из эффективных инструментов, часто используемых для получения новых знаний, является функциональная ротация. «Переход из одного отдела в другой или выполнение в ходе проекта функций иного характера — это самое интересное для «звезд» компании. Кроме того, данный инструмент больше всего способствует развитию таланта», — говорит Оксана Семенюк.