IT-компании и рекламные агентства зарабатывают на регулярном производстве новых творческих продуктов. Огромным опытом кадровой работы с талантами они могут поделиться с рынком.
Две противоположные, на первый взгляд, отрасли — информационные технологии и реклама — объединяет то, что рождение продукта и в одной, и во второй базово зависит от способности персонала в регулярном режиме рождать инновативные творческие идеи. Поэтому их опыт по отбору кадров, обладающих таким специфическим профессионально важным качеством, как талант, а также по управлению этими непростыми сотрудниками и организации регулярной селекции может послужить хорошим примером для других отраслей.
Рукотворный талант
Существуют достаточно разнообразные версии успеха Билла Гейтса, однако можно точно утверждать: «сухая» и точная отрасль, которой являются информационные технологии, именно благодаря креативным идеям сумела занять лидирующие позиции в мировой экономике. Следуя изменившимся тенденциям, компания IBM даже учредила должность вице-президента по таланту, в обязанности которого входит работа с одаренными сотрудниками подобно HR-отделу.
Постоянный рост отрасли и мгновенное обновление технических составляющих толкает IT-компании к поддержанию процесса селекции кадров, которые могли бы успевать за прогрессом в мире информационных технологий. Крупнейший американский сайт поиска технических кадров dice.com начиная с июня 2004 г. зафиксировал 56%-й рост регистрации IT-специалистов. При этом в США на фоне общего показателя безработицы в 5% в информационных технологиях он составляет 3,7%.
Карьера — не главное
«Компьютерный» специалист чаще других пытается менять место работы. Для него главное — не сделать карьеру в одной компании, а найти интересную и высокооплачиваемую работу. Отсюда возникает проблема удержания талантливых кадров. Создание благоприятных условий работы — базовый сдерживающий фактор. «Если речь идет о молодом специалисте, то для него уже то, что его обучают в большой престижной компании, — сдерживающий и стимулирующий фактор. Для состоявшегося специалиста, помимо финансового поощрения, важным может быть наличие свободного графика или возможность работать дома. Вместе с тем не стоит забывать, что иногда планы развития компании могут не совпадать с планами развития таланта, то есть его идеи не всегда поддерживаются компанией. Это может демотивировать сотрудника», — считает Евгений Ткаченко, бизнес-консультант компании «Гештальт Консалтинг Групп».
Выживает сильнейший
Как отметил Александр Комаров, генеральный директор РА Adell Saatchi & Saatchi, «для развития своих талантов мы используем тренинги. Также выписываем периодику, в основном западную, которая дает ощущение того, что происходит в мире рекламы. Практикуем поездки на фестивали и общение с мировыми звездами индустрии. Мне кажется, что для креативщика поработать над проектом в паре с профессиональным режиссером, который делал рекламу для брендов стоимостью в миллиарды долларов, — это колоссальный подъем. Подобные проекты тянут тебя вверх». Конкуренция должна присутствовать постоянно. В противном случае люди перестают выкладываться. «Мы не скрываем того, что приглашаем на испытательный срок троих кандидатов на одно место. Платим им зарплату, создаем все необходимые условия для работы. Ведь хороший специалист должен быть честолюбив, стремиться к славе, а не просто рутинно делать свою работу. Одно дело, когда клиент купил рекламу или не купил, и совсем другое — победа на фестивалях и известность. Главное — дать человеку возможность самостоятельно развиваться и расти», — считает Елена Кустова, управляющий директор РА Lowe and Partner’s.
Отбор по внутреннему голосу
На сегодня не существует университетов, которые готовили бы креативщиков. Именно поэтому наличие диплома так незначительно влияет на трудоустройство в сфере рекламы. Хотя некоторые рекламные специальности все же требуют теоретических знаний в художественной отрасли. Александр Комаров: «Для того чтобы стать профессионалом в своем деле, надо трудиться. И если, например, дизайнер или арт-директор прошли какую-то школу или художественные институты, и здесь редко появляются люди без специального образования, то практически любой человек, имеющий способность хорошо писать, может работать копирайтером, но это не значит, что он уже копирайтер. Это ремесло, азы которого надо постигать достаточно продолжительное время, развивая себя как креативщика, лингвиста, маркетолога, психолога и т. д.».
В рекламе, как нигде в другой сфере, успех компании или агентства напрямую зависит от степени развития таланта у работников. «Можно выделить два типа потенциальных сотрудников. Первый — специалисты с опытом работы, которых мы отбираем путем прямого поиска. А второй — претенденты на стартовые позиции, где, кроме специалистов с опытом, можем рассматривать и совсем молодых людей. Все потенциальные кандидаты на креативные позиции, кроме прохождения интервью, получают творческие задания, например, разработать рекламную кампанию, слоган или дизайн макета. Но все же реальный уровень креативности и профессионализма можно определить, только когда человек проработает несколько месяцев», — рассказывает Анжела Семакова, директор по персоналу группы компаний Provid/BBDO.
Отсутствие креативных специалистов неизбежно ведет к отсутствию продукта как такового. Эксперты из рекламных агентств уверены: даже курьер в этом бизнесе обязан быть талантливым. Показательно, что уровень успешности кампании напрямую связан с уровнем креативности специалистов агентства. Подобные же выводы можно сделать, и проанализировав ведущие IT-компании. Те, кто делает ставки на инновации, выходят в лидеры, а консерваторы уходят с рынка.
Талант на экспорт Аутсорсинг сегодня является одним из ключевых элементов в системе поиска IT-специалистов. По данным консалтингового агентства Frost&Sullivan (США), за период с 2001 по 2004 г. количество рабочих мест для IT-специалистов, переданных на аутсорсинг Францией, Германией, Гонконгом, Японией, Великобританией и США, увеличилось на 826 тыс. и составило 7,6 млн. Другими словами, из этих стран за границу уходят в среднем около $464 млрд. в год в виде оплаты труда программистов. Традиционно мировыми лидерами по «импорту мозгов» являются США и Япония. Им принадлежит приблизительно 70% рынка. В Европе первенство удерживает Германия. Представители компании Frost&Sullivan утверждают, что на IT-аутсорсинг в большинстве своем передаются сервисы технической поддержки, а также разработка ПО и аппаратного обеспечения. В то же время лидером экспорта IT-услуг остается Индия. Украина занимает лишь третье место среди стран СНГ после России и Беларуси. По данным компании «Техинвест», количество специалистов, работающих в украинском IT-секторе, к концу 2004 года достигло 15 тыс. человек. Это на 50% больше, чем в 2003 году. Если подобная динамика сохранится, то через несколько лет наша страна сможет вмешаться в распределение экспортных IT-бюджетов ведущих стран мира.
Какие особенности работы с талантливыми специалистами в вашей отрасли?
— Эффективность обучения сотрудников — вопрос, относящийся сугубо к сформированной стратегии компании. Если выбрана стратегия отбора и найма уже готовых высококвалифицированных специалистов, то создание системы «доучивания» будет просто дублировать затраты на отбор этих самых «звезд». Однако в любом случае компания должна развиваться и думать не об обучении тому, чего не хватает сейчас, а об обучении тому, что понадобится завтра и послезавтра. Данная задача — сверхсложная, ибо требует определенной дальновидности и предвидения от руководителей всех уровней, а также от специалистов по работе с персоналом в том числе. Оценить эффективность ее выполнения можно в основном по результатам работы компании.
— Любой алмаз требует огранки. Когда приходит студент после института с хорошими задатками, он нам нужен. Со временем мы ограняем его энергию и направляем ее в нужное русло. Однако опытный работник уже имеет необходимые навыки и знания. Конечно, бывают ситуации, когда «огранен» равняется понятию «ограничен» и может просто не отвечать нашим требованиям. Креативщики — люди очень амбициозные. Основная мотивация для них заключается в том, чтобы создать что-то лучше, чем другие. Для этого им нужно признание окружающих. Поэтому мы практикуем участие на фестивалях. Работы должны быть признаны коллегами, конкурентами. Ну и есть определенная степень материального поощрения. Но деньги не должны идти впереди. Они должны служить просто наградой за работу. Мы считаем, что талант не должен работать ради денег.