Реорганизация
Топ-менеджеры летят из British Airway
Вслед за увольнениями младшего персонала авиакомпания British Airways приняла решение сократить и управленческий состав. К марту 2008 г. в компании будут уволены 35% менеджеров (более 600 из 1,8 тыс. руководителей среднего звена). Кроме того, в отставку отправят около половины топ-менеджеров компании — после реорганизации их должно остаться 207 (вместо нынешних 414). Увольнения коснутся руководителей почти всех подразделений, включая департамент финансов, продаж, контроля за перелетами и обслуживания клиентов. Как ожидается, такие шаги позволят компании устранить дублирование функций и добиться более четкого распределения обязанностей.
По мнению экспертов, пойти на столь крайние меры авиаперевозчика вынудила негативная динамика квартальной прибыли, вызванная ростом цен на топливо. Прибыль British Airways во II квартале нынешнего финансового года снизилась на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. (c 225 млн. до 171 млн. фунтов стерлингов). Таким образом, копания рассчитывает сэкономить около 50 млн. фунтов уже к 2007 г. Эти деньги будут направлены на строительство пятого терминала в лондонском аэропорту Heathrow, крупнейшем в Европе. Общие затраты на строительство составляют более 300 млн. фунтов.
Нынешняя реорганизация проводится по инициативе исполнительного директора British Airways Вилли Уолша, вступившего в должность в начале октября нынешнего года. Сразу после назначения он заявлял, что не будет в ближайшее время принимать никаких решений о массовых кадровых перестановках или сокращениях. Особенно учитывая, что его предшественник Род Эддингтон за 5 лет уже сократил штат почти на 20% (с 60 тыс. до 46 тыс. человек). Кроме того, решение об увольнениях было принято, несмотря на протесты со стороны профсоюзов и три летние забастовки работников авиакомпании, которые стоили British Airways солидной доли прибыли.
Власть и бизнес
Швейцария приватизирует связь
Правительство Швейцарии намерено продать 66% акций компании Swisscom, крупнейшего телекоммуникационного оператора страны. По словам министра финансов Швейцарии Ханса Рудольфа Мерца, на первом этапе приватизации на продажу будет выставлен пакет в 16% акций стоимостью около $3,2 млрд. Затем правительство рассмотрит возможность принятия закона, который позволил бы государству полностью уйти из Swisscom, продав оставшиеся 50,1% активов.
По сообщениям швейцарских властей, уход государства из капитала корпорации, прибыль которой в 2005 г. составила $1,25 млрд., вынужденный. Так государство рассчитывает освободиться от корпоративных рисков, присущих Swisscom из-за неопределенности перспектив рынка телекоммуникаций.
За последние полтора года топ-менеджмент корпорации пытался принимать меры по увеличению прибыльности бизнеса — были сделаны неудачные попытки купить доли в компаниях Telekom Austria и Cesky Telecom. Провалы в корпоративной стратегии привели к тому, что с 1998 г. в компании сократили 7 тыс. работников. По словам министра финансов, сейчас государству приходится совмещать противоречащие друг другу роли контрольного органа и акционера телекоммуникационного концерна.
В то же время частичная приватизация улучшит шансы Swisscom скооперироваться с другими игроками европейского телекоммуникационного рынка. Корпорация уже намерена принять участие в аукционе по приобретению датской телекоммуникационной компании TDC. Сумма сделки может составить до $12 млрд.
Связь
Inmarsat внедряет услуги нового поколения
Компания Inmarsat — старейший оператор спутниковой связи (работает с 1979 г.) — начала эксплуатацию службы Broadband Global Area Network (BGAN), обещающую относительно недорогой широкополосный доступ к Интернету и голосовую связь в любой точке земного шара.
Служба пока базируется на двух спутниках, запущенных компанией в текущем году, а в 2006 г. к ним присоединится еще один. Она позволяет обмениваться данными со скоростью до 492 Кбит в секунду и одновременно разговаривать по телефону.
Компания утверждает, что новый сервис будет стоить пользователям меньше, чем традиционная спутниковая связь, и в ряде случаев меньше, чем мобильные коммуникации. Ожидается, что цена пересылки 1 Мб данных из любой точки Земли составит $4-7, а тарифы на голосовую связь не будут превосходить $1/мин.
Для того чтобы воспользоваться услугами службы BGAN, нужно иметь портативный терминал, самый компактный из которых по размерам вдвое меньше ноутбука. Эти устройства выпускаются фирмами Hughes Network Systems, Nera SatCom и Thrane & Thrane и стоят от $1500 до $3500. Производители уже получили от Inmarsat заказ на 15 тыс. терминалов.
Мобильная связь из дискаунтера
Крупнейшая европейская дискаунтная сеть супермаркетов Aldi начала предлагать новый дешевый тариф на мобильную связь под собственной маркой. Ее главный конкурент Lidl уже заявил о том, что также задумывается над подобным проектом. Для пользования связью нужно приобрести карту предоплаты под брендом Aldi Talk. За минуту разговора с другим пользователем этого пакета придется заплатить всего пять евроцентов и 15 центов для звонка на любой другой телефон.
Для продвижения своей новой услуги сеть магазинов объединилась с поставщиком бытовой электроники компанией Medion и мобильным оператором E-Plus. Medion будет помогать супермаркетам в сфере продаж, маркетинга и сопровождения товара после продажи, а мобильный оператор предоставит свою сеть связи. E-Plus был выбран неслучайно: весной нынешнего года он предложил собственный дешевый тариф под брендом Simyo, став инициатором распространения услуг дешевой мобильной связи. Aldi заинтересовала E-Plus тем, что заверила в своей способности реализовать около 750 тыс. комплектов Aldi Talk. Подобная гарантия была необходима для установления столь низких цен.
Слияния
Рынку производства смарт-карт грозит консолидация
Два крупнейших в мире производители смарт-карт Axalto и Gemplus намерены объединиться. Французская компания Axalto меньше по размерам, чем Gemplus. Поэтому условия сделки предполагают обмен акций Axalto на бумаги Gemplus с коэффициентом 2 : 25. Если сделка состоится, объединенная компания станет крупнейшим в мире концерном по производству смарт-карт. Общий объем продаж составит $2,1 млрд. Объединенный концерн займет половину мирового рынка кредитных и SIM-карт.
Управление объединенным бизнесом предлагается разделить между руководителем Gemplus Алексом Мандлом, который будет работать в новой компании в качестве исполнительного директора, и главой Axalto Оливье Пю, который станет управляющим директором совместной компании.
Но акционеры обеих компаний могут воспротивиться подобным планам менеджмента, усомнившись в эффективности подобной структуры и в итоге проголосовав против объединения. Еще одной преградой на пути объединения может стать желание чиновников Евросоюза не допустить монополизации рынка смарт-карт.
Инвестиции
Мировые IT-лидеры обещают Индии $3 млрд.
5 декабря в ходе своей поездки по ряду стран Азии председатель совета директоров корпорации Intel Крейг Барретт объявил многолетнюю программу инвестиций в Индии на общую сумму, превышающую $1 млрд. Это заявление подтверждает растущее значение Индии для Intel и отражает стремление корпорации ускорить экономическое развитие страны. В течение последующих пяти лет корпорация вложит в дальнейшее развитие своего бизнеса в этой стране $800 млн. Основная часть средств будет потрачена на расширение центра Intel по исследованиям и разработкам в городе Бангалор, а также на реализацию маркетинговых, образовательных и общественных программ. Корпорация увеличит штат и размах деятельности еще одного своего центра разработки в Бангалоре. В целях ускорения развития индийских компаний, разрабатывающих инновационные технологии, корпорация создаст индийский технологический фонд Intel Capital (Intel Capital India Technology Fund) с капиталом $250 млн.
7 декабря стало известно о том, что корпорация Microsoft — крупнейший в мире производитель программного обеспечения — также намерена инвестировать более $1 млрд. в Индию в течение ближайших нескольких лет. В октябре компания Cisco Systems сообщила, что планирует вложить в Индию $1,1 млрд. на протяжении следующих трех лет и увеличить число персонала на своих индийских предприятиях в три раза.
Такие реальные весомые шаги красноречиво показывают, какие страны для мировых IT-лидеров считаются наиболее перспективными в отношении развития бизнеса.
Производство
7 декабря Олег Дерипаска, председатель совета директоров компании «Базэл», владелицы Горьковского автозавода, сообщил о том, что прекращается разработка новых вариантов автомобиля «Волга». Таким образом окончательно похоронено желание россиян создать своими силами конкурентоспособный легковой автомобиль большого класса. ГАЗ будет продолжать производство старых моделей «Волги» до тех пор, пока на них будет спрос. Новая модель если и будет разрабатываться, то в кооперации с одним из мировых производителей. Либо же вообще завод перейдет к сборке иностранных моделей авто.
В целом же ГАЗ сосредоточится на выпуске коммерческого транспорта — «Газелей», «Соболей», грузовиков и автобусов.
Олег Дерипаска также сообщил, что в 2007 г. планируется первичное размещение акций (IPO) ГАЗа на российском фондовом рынке. Говоря о том, как скажется на работе предприятия возможное вступление России во ВТО, председатель совета директоров высказал мнение: «Никак. Для нас наиболее проблемным был наш легковой автомобиль, но от его производства мы намерены отказаться».
В 2002 г. завод выпустил 65648 легковых и 132487 грузовых авто. В 2004 г. — 65686 и 148565 машин соответственно.
За 11 месяцев текущего года на ГАЗе было собрано 48 тыс. «Волг». В 2006 г. планируется изготовить около 50 тыс. легковых машин. В начале декабря на заводе также собрана первая партия из 99 внедорожников Marshal (Scorpio) из машинокомлектов, поставленных индийской компанией Mahindra&Mahindra. Стоимость автомобиля, оснащенного двигателем Renault, составляет $19,5 тыс. По результатам реализации и исследования рынка будет принято решение о возможности создания сборочного производства этих внедорожников.