Список известных гостей, пополняясь с каждым годом, не только подчеркивает статусность курорта, но и является инструментом его продвижения на рынках различных стран.
Переквалификация торговцев в докторов
Точки дифференциации
Дифференциация Карловых Вар строилась и строится на связке природных отличий, культурно-исторических особенностей и спортивно-развлекательной инфраструктуры. Главная цель — превратить довольно скучный прием лечебных процедур в увлекательный и комфортный отдых.
Одной из наиболее древних «фишек» курорта является травяная настойка «Бехеровка». Начиная еще с первой половины XIX века приезжавшие на лечение пациенты начали употреблять этот напиток, получивший название «тринадцатый источник» (поскольку на тот момент уже было известно двенадцать). Влияние данного названия на имидж курорта было настолько велико, что когда к середине прошлого века открыли еще несколько источников, чтобы не размывать бренд напитка, порядковые номера им больше не присваивали, ограничившись именами. В нашем веке для привлечения внимания к городу и его продукту жители и гости Карловых Вар устроили необычную акцию, попавшую в «Книгу рекордов Гиннесса». На центральной площади несколько тысяч человек одновременно подняли за здоровье бокалы с «Бехеровкой», совершив самый массовый тост в истории.
Из спортивных объектов в городе также есть старейший в Чехии ипподром (построен в 1899 г.), 50-метровый бассейн, кегельбан, стрелковый тир, многочисленные теннисные корты, пешеходные и велосипедные маршруты, разработан инвестиционный проект постройки картинг-центра.
Славится курорт своими фарфоровыми («Тун») и стекольными («Мозер») фабриками. Их изделия являются популярными сувенирами. Например, фабрика «Мозер» с начала своего основания в конце XIX века производит ручным способом хрусталь без содержания свинца. Благодаря традициям и стилю он попал на столы самых видных деятелей мира (от королевских дворов до политической элиты). Огромным спросом пользуются и традиционные курортные вафли, выпускаемые с XVIII века. Сувенирная продукция, кроме источника прибылей, выступает хорошим рекламным носителем курорта, вызывая интерес к отдыху у большой вторичной аудитории.
Фестивали в борьбе с сезонностью
Проблема с сезонностью характерна не только для Карловых Вар, но и для многих курортов Европы. Низким сезоном здесь считается период с конца ноября до начала февраля. При этом для выходцев из различных стран спрос имеет разную динамику. Александр Ребенок, совладелец и коммерческий директор АО «Империал», рассказал «&»: «Для русскоговорящих стран пики спроса приходятся на летние месяцы с незначительным всплеском на майские праздники. В то же время туристические потоки из Германии активизируются в другое время. Это связано и с ценами (зимой они ниже), и с традициями. Летом немцы едут к морю, а зиму используют для поправки своего здоровья».
Среднегодовая заполняемость отелей и санаториев Карловых Вар находится на уровне 65-68%. Хотя есть месяцы, когда она превышает 100%. Как отметил Павел Йозеф, губернатор Карловарской области, «мы работаем для повышения посещаемости не только в зимний период, но и летом. Ведь основное значение санаторно-курортной сферы в регионе — занятость населения».
Для борьбы с сезонностью Карловы Вары успешно применяют фестивали, конгрессы и профессиональные собрания. Ежегодно здесь проходят мероприятия международного значения, например, джазовый и кинофестиваль. По словам мэра города Зденека Рубинека, некоторые шаги для повышения популярности «несезонных месяцев» уже совершены. Например, сроки проведения международного кинофестиваля туристических фильмов «Тур фильм» (самого старого в Европе) были перенесены на конец октября. Юбилейный 40-й международный музыкальный конкурс имени Дворжака был подвинут на ноябрь. Также с целью поднять посещаемость город в 2004 г. провел три чемпионата Европы (триатлон, каноэ, поло). Моника Макиева, вице-мэр г. Карловы Вары, говорит: «В следующем году совместно с ЕС мы готовим на конец октября недельную конференцию (на это выделено около 200 тыс. евро), посвященную проблематике людей с нарушением двигательного аппарата и заболеваниями, требующими специального ухода. Как ожидается, сюда съедутся представители 25 ведущих университетов Европы. Второй проект намеченный на конец ноября, связан с культурными мероприятиями в рамках туристического бизнеса. В частности, мы привлечем скульпторов, работы которых потом будут размещены в Карловых Варах».
Пакетные предложения
Понимая, что комплексный продукт будет востребован больше, чем единичный, власти города активно предлагают санаторно-курортное лечение «в пакете» с посещением Праги, исторических замков Чехии, Крушных гор, соседних курортных городов и дворцов. «Первый и очень серьезный вопрос, которым занимается руководство области, — транспортная инфраструктура. Она необходима для того, чтобы Карловы Вары и другие курортные города области были приближены к клиенту. Следующим вопросом является развитие зимних видов спорта и баз отдыха в Крушных горах для повышения привлекательности данной области для туриста. Третьей задачей является развитие детских санаториев, чтобы расширять спрос в будущем», — отметил Павел Йозеф.
Благодаря современным автобанам расстояния в 100 км перестают восприниматься как трудно преодолимые. А это существенно расширяет ареал спортивных и культурно-исторических «поисков» туристов. Подобную стратегию может использовать и Украина, где в западной ее части существует возможность соединения карпатских горнолыжных баз, наследия древнего Львова и минеральных источников в единый туристический продукт.
Город источников Карловы Вары (основаны около 1350 г.) — самый крупный курорт Чехии. Население — 60 тыс. чел. Расположен в 120 км от Праги и в 45 км от границы с Германией на высоте 600 м над уровнем моря у подножия Крушных гор (высота 1000-1200 м). В разных ценовых категориях в городе есть 10 тыс. мест размещения, а туристы на отдых приезжают более чем из 80 стран мира. В городе находятся 15 источников с минеральной водой, которые отличаются по температуре и содержанию углекислого газа. В воде содержатся 47 компонентов, необходимых организму человека. Ее целебные свойства применяются для лечения заболеваний пищеварительного тракта, нарушений обмена веществ, нарушений жирового обмена, пародонтоза, заболеваний двигательного аппарата и позвоночника. В сочетании с современными лечебными методами здесь применяют и другие источники оздоровления (грязи, торф, природные газы и т. п.).
Самыми щедрыми являются японцы и россияне Нам ще потрібно вчитися, як представляти свою державу на міжнародних ринках. Для підняття відвідуваності України треба розвивати транспортну інфраструктуру, створити умови для розвитку курортної сфери, знайти «туристичну родзинку» і тиражувати її по всій Європі. В целом по акционерному обществу средняя заполняемость номеров составляет 71-74%. Люди часто возвращаются во второй, третий раз. Одна постоянная клиентка уже побывала у нас более 50 раз. Если же посмотреть на государственную статистику, то самыми щедрыми с точки зрения оставления денег являются японцы ($139 в день) и россияне ($136). Что касается доходов, у города есть две статьи, когда он зарабатывает на клиентах здравниц: это санаторно-курортная такса (15 крон с человека — 0,52 евро) и такса с койко-дня (4 кроны, что за год составляет около 5 млн. крон). Еще одна статья дохода — оплата въезда в санаторно-курортную зону.
Благодарим компании «Лоял», «АэроСвит» и Национальную туристическую организацию за помощь в подготовке материала
— Туризм у Чехії розвивається стрімкими темпами. Цьому сприяє значна державна підтримка та захист цієї сфери. Наприклад, на 1,5 млн. населення Праги щороку припадає 5 млн. туристів. У Карлових Варах люблять відпочивати і народні депутати України, і міністри. Ми в свою чергу намагаємося, щоб вони тут не лише відпочили, але й перейняли корисний досвід. Вже підготовлена угода про співпрацю в туристичній сфері між урядами України та Чехії, регулярно відбуваються обміни двосторонніми делегаціями.
— Чехия — пожалуй, единственная страна в ЕС, где санаторно-курортный бизнес живет преимущественно за счет иностранного клиента. Санатории и отели, пытаясь быть конкурентоспособными, повышают уровень комфорта и качество услуг. За последние 3,5 года мы инвестировали в АО «Империал» почти 1 млрд. крон ($45 млн.) При этом стараемся, чтобы максимальная граница окупаемости средств не превышала 10 лет (рациональной является 7-8 лет). Но проблема сегодня не в средствах, а в людях. Кредиты до 0,5 млрд. крон можно взять в банке, однако квалифицированного работника найти намного сложнее.
— Годовой бюджет города составляет около 1,2 млрд. крон (42 млн. евро). Из 400 млн. крон (13,8 млн. евро) инвестиций ежегодно порядка 100 млн. крон вкладывается в развитие санаторно-курортной сферы (реконструкция административной зоны, поддержка садов и парков, развитие инфраструктуры, поддержка театра (15 млн. крон — 520 тыс. евро) и симфонического оркестра (20 млн. крон)). Из бюджета города также выделяются средства на проведение карловарского кинофестиваля, фестиваля «Тур фильм» и на конкурс певцов имени Дворжака.