Site icon Companion UA

Продать страну, но не Родину

Процесс сдачи страны в «долгосрочную аренду» трудоемкий и кропотливый. Но если механизм запущен, иностранные инвестиции притекают по принципу снежного кома.


За 15 лет с тех пор, когда Польша занялась экономическими и политическими реформами, к концу 2004 г. она привлекла к себе более $84 млрд. прямых зарубежных инвестиций и укрепила свои позиции как одна из наиболее быстроразвивающихся стран в регионе Центральной и Восточной Европы. Во многом благодаря иностранным инвестициям в реальный сектор польский ВВП с 1993 г. по 2005 г. вырос втрое. За последние два года ежегодный прирост ВВП составлял не менее 5%.


Улучшение инвестиционного климата Польши – одна из важнейших задач внешней политики.

Эти достижения стали возможными благодаря тому, что Польше удалось создать положительный образ в глазах иностранных инвесторов. В формировании имиджа государства изначально принимают участие центральная и местные власти, специально созданная для привлечения инвестиций госструктура, а также посольства и торговые миссии. Не меньший вклад вносят польские бизнесмены и иностранцы, уже инвестировавшие. Еще одна группа, способствующая продвижению страны, — рядовые поляки, которые выехали в Западную Европу на работу.


Рост по восходящей

С 1989 г. новое правительство страны занялось политическими и экономическими реформами, появился план по экономическому развитию страны. Но для осуществления задуманных преобразований, необходимо было найти деньги, которых в стране не было.


Первыми, еще до принятия плана, в страну пустили тех, кто каким-либо образом ранее был с ней связан. Например, Германия после Второй мировой войны принимала поляков из некоторых районов, ранее принадлежавших Германии. Им еще в 1987 г. социалистическое правительство разрешило создавать малые предприятия, когда в Польше ощущался острый дефицит товаров быстрого оборота.


Далее на сигнал о либерализации откликнулись крупные компании, производящие товары быстрого оборота, такие как табак и пиво. Дальше — больше. Сейчас в Польше налажено полное производство автомобилей Fiat, Opel, Volkswagen, Isuzu, Toyota, MAN, Volvo и др. Бытовую технику производят Whirlpool, Indesit, Bosch-Siemens, Electrolux.


Деньги в страну приходят благодаря незыблемости прав инвесторов.

Около двух лет назад в стране начали развиваться наукоемкие отрасли. Крупные глобальные компании — Intel, Motorola, Samsung, Siemens, Lucent Technologies и др. — открывают здесь центры исследований и разработок (R&D). Сегодня в стране действует около 20 таких центров. По оценкам, объем инвестиций в центры R&D в обозримом будущем должен достичь $100 млн. При вступлении в ЕС международные СМИ прогнозировали отток польских ученых, IT-специалистов и инженеров в другие государства. Но приход иностранных инвесторов обратил этот процесс. Сейчас эксперты называют Польшу наряду с Россией основными странами Восточноевропейского региона, где имеет смысл развивать направление R&D.


Польша также становится важным центром предоставления услуг для разных стран (Business Process Offshoring, BPO). Это call-центры, консалтинговые, аудиторские, IT-структуры и др.


Постепенно растет авиастроение. Польша гордится своей 100-летней историей авиации и 70-летним опытом самолетостроения. В новой экономике она смогла «продать» и эти умения. В частности, здесь есть «долина авиации», где сосредоточены предприятия авиаиндустрии, центры научных разработок, обучающие и тренинговые центры.


Уже сейчас Польша — заметный производитель яхт на мировом рынке. Чтобы стать крупным поставщиком данного товара для внешних рынков, предприятия страны перешли на специализацию. В результате Польша стала одним из основных мировых поставщиков малых и средних яхт.


Страна смогла преподнести себя и как территория для оздоровления и туризма. В частности, она занимает седьмое место в мире по числу spa-курортов. А также стала мощным производителем продуктов питания. Она — крупнейший производитель яблок во всей Европе, значительная часть из них экспортируется. А экспорт сыра за год вырос на 72%.


Как утверждают польские эксперты, если бы не пришли иностранные инвесторы, ряд отраслей оставались бы в упадочном состоянии, а некоторые могли вообще не появиться. «Благодаря вливанию иностранных денег выросла конкуренция, и на ряде рынков появилась качественная отечественная продукция — пиво, мебель и др. До прихода инвесторов предприниматели неохотно вкладывали средства в модернизацию и развитие производства. Их стимулировала конкуренция», — говорит Анна Сковроньска-Лучиньска, советник-посланник, руководитель торгово-экономического отдела посольства Польши в Украине.


Цепная реакция роста

Первые, порой незначительные, инициативы постепенно привели к цепной реакции, которая наблюдается сегодня во множестве отраслей. Этот же процесс позволяет выровнять благосостояние и развитие регионов, поскольку предприятия открываются по всей стране. К примеру, в связи с тем что в Польше открывалось полноценное производство автомобилей, отрасль нуждалась в сопутствующих производствах. В итоге страна стала серьезным поставщиком автомобильных деталей и аксессуаров: эту нишу закрыли малые и средние местные производители, а также совместные польско-иностранные компании. В 2003 г. общая стоимость компонентов, проданных местными поставщиками, составила 15 млрд. злотых (1 злотый ~~ 1,5 грн.)


Недавно решение о строительстве фабрики стоимостью 253 млн. евро подтвердила компания Michelin. Такое решение было принято после того, как она несколько лет назад приняла участие в приватизации локального предприятия по производству шин и получила положительные финансовые результаты. Такое же решение приняла Goodyear. Открыть завод планирует и Bridgestone. Сейчас готовится к реализации еще 6 крупных и 15 более мелких инвестпроектов в автомобильной индустрии.


Похожая ситуация наблюдается на рынке недвижимости. Приход западноевропейских инвесторов спровоцировал рост спроса на городскую недвижимость. Причем не только в туристических местах Кракова или Варшавы, но и в таких «вторичных» городах, как Гданьск или Вроцлав. Эти же города теперь обслуживаются все большим количеством местных авиалиний.


Развитие логистики ранее концентрировалось вокруг Варшавы. До сих пор 80% крупнейших современных складов расположены здесь. Но с учетом того, что ЕС предоставил финансовую поддержку для реконструкции и строительства автомобильных и железных дорог, а также благодаря развитию регионального бизнеса уже сейчас появляются новые логистические центры.


Экономическое развитие вследствие вступления в ЕС повысило доверие иностранных инвесторов к локальному рынку ценных бумаг. Вливание зарубежного капитала положительно повлияло на индексы Варшавской фондовой биржи (WSE). Ее капитализация в 2004 г. составила 214,3 млрд. злотых, что на 74 млрд. больше, чем в 2003 г. Польша стала одним из финансовых центров Центральной и Восточной Европы.


Некоторые регионы уже сейчас начинают специализироваться в инвестиционной сфере. Например, в городе Свиноуйсце до недавнего времени основным инвестором был скандинавский холдинг AKS. Городские власти много сделали, чтобы привлечь его к себе и теперь обеспечивают ему максимально удобные условия работы. В скором времени холдинг планирует расширить бизнес в городе и открыть инженерное предприятие стоимостью 25 млн. злотых. Вслед за AKS свой бизнес начали или заявили о намерении его начать еще несколько крупных скандинавских компаний. Мэр города говорит, что уже определена индустриальная площадка для компактного размещения различных производств.


«Первый, кто создает Польше имидж, — это фирмы, которые уже работают на данном рынке, — говорит Анна Сковроньска-Лучиньска. — Всевозможные специализированные госструктуры могут свидетельствовать о том, что в стране все идет хорошо. Но если фирмы будут сокрушаться, как им тяжело, то ничего нельзя будет исправить».


Поляки «продают» страну вдохновенно

«Продавая» страну, поляки оперируют цифрами и отмечают несколько основных ее преимуществ.


1. Расположение производства или сбыта в Польше позволяет более эффективно организовать продажи и в других странах ЕС. При этом продукция поступает в указанные страны под маркировкой «Сделано в Польше». А поставки между странами осуществляются без таможенных пошлин.


2. Географическое положение Польши позволяет работать как на Западную Европу, так и на Восточную.


3. По данным «Бостонской консалтинговой группы» (БКГ), производство в Польше приблизительно на 30% дешевле, чем в западных странах ЕС.


4. Затраты на рабочую силу в 4-10 раз ниже, чем в других государствах ЕС. По прогнозам БКГ, эта разница будет сохраняться еще долгое время.


5. Производительность труда — самая высокая среди стран с развивающейся экономикой, а рабочая сила — квалифицированная.


6. Польша — страна молодежи и студентов. 50% ее населения — люди в возрасте до 35 лет. Половина из них имеет высшее образование. Это одно из наиболее молодых сообществ во всей Европе. При этом страна дает сильное образование в сфере IT, которая сегодня является одной из наиболее перспективных. Практически все студенты владеют английским языком (по крайней мере, на базовом уровне), около половины знают немецкий.


7. Государство позволяет иностранцам приобретать землю, что дает дополнительные гарантии для ведения бизнеса.


8. В стране действуют 14 СЭЗ, в которых предусмотрены налоговые льготы.
Рассказывая об экономических преимуществах, поляки с гордостью вспоминают Беловежскую пущу, где сохранились зубры, и легендарные Татры. Также они знают, как пропагандировать свой научный потенциал, приводя в качестве примеров то, что их соотечественники открыли первую планетную систему вне солнечной, нашли способ практического применения голубого лазера, открыли вещества, которые помогают бороться с раковыми клетками и др.


Разные правительства Польши оказались последовательными

Значительную роль в формировании имиджа инвестиционно привлекательной страны сыграли госструктуры. А разные правительства обеспечили постоянство внедряемых изменений и преемственность общих идей.


Во-первых, Польша подписала много межправительственных договоров по взаимной защите и поощрению зарубежных инвестиций. С Украиной такой договор подписан в 1993 г. Причем, как отмечает г-жа Сковроньска-Лучиньска, главное, что эти договоренности, в которых государство выступает гарантом инвестиций, действуют: «В частности, такие договоры предусматривают предоставление для иностранцев таких же условий работы, что и для местных бизнесменов. Нет никаких ограничений на перевод дивидендов из Польши в свою страну. Инвестор может закрыть бизнес и при необходимости вывезти вложенные средства. Также, если изменения в законодательстве наносят вред инвестору, он может требовать от государства компенсацию».


Во-вторых, на пользу в привлечении инвестиций играет разделение бизнеса и власти. В польском парламенте почти нет бизнесменов.


И в-третьих, на государственном уровне проводятся международные экономические форумы, а торговые советы при посольствах организовывают экономические миссии (туры компаний в другую страну) и поддерживают различные проекты по продвижению страны. Самый крупный польско-украинский форум проводится уже восьмой год.


Государственное агентство эффективно пиарит страну

Поначалу первичным обслуживанием зарубежных инвесторов в Польше занималось Министерство приватизации. Но очень быстро стало понятно, что нужно учредить специальный орган. Им стало государственное агентство по зарубежным инвестициям.


В нынешнем виде агентство сформировалось не сразу и трансформировалось под влиянием некоторых отрицательных факторов. В частности, какое-то время в стране действовали два национальных органа и множество региональных. Но потребителям услуг было сложно в них разобраться, они тратили много времени на хождение по офисам. Кроме того, в середине 1990-х гг. Польша проиграла Словакии в борьбе за автомобилестроение — и вынесла из этого урок. Поскольку среди основных причин эксперты называли отсутствие единого органа, который занимался бы вопросами инвестиций, этот орган решили создать.


Сейчас в стране действует Польское агентство по вопросам информации и инвестиций (PAIiIZ). Оно работает по принципу one-stop-shop, то есть предоставляет услуги «из одних рук» и действует от имени правительства. Оно может предоставить информацию, которая содержится в едином национальном судебном реестре, где числятся все субъекты экономической деятельности страны. Там можно, к примеру, проверить потенциального партнера, его финансовую отчетность за последний период, узнать, кто от его имени может подписывать договоры. Также агентство помогает проходить административные и юридические процедуры. Эта же структура реализует программы, направленные на развитие связей между иностранными и отечественными фирмами, вузами и центрами R&D.


Во многом благодаря существованию специального единого органа Польша может заниматься эффективным самопродвижением в мировом бизнес-сообществе. Например, недавно газета Financial Times в рубрике «специальный репортаж» на отдельной вкладке опубликовала серию материалов об особенностях инвестирования в Польшу. Эта подборка публикаций была частью массированной рекламной и PR-кампании, которая охватила 10 печатных СМИ, а также каналы CNN и BBC. По данным CNN, хотя бы раз рекламный спот видели 3,7 млн. чел. в 16 странах мира, из них около 1 млн. — бизнесмены. А после двухмесячной кампании на BBC узнаваемость PAIiIZ выросла до 43%. Также выросло число посетителей сайта. Для более успешной реализации таких глобальных программ и инициирования новых в агентстве создано подразделение по общению с медиа.


В целях продвижения страны в целом и ее отдельных регионов организовываются конференции, медиа- и экономические миссии в Польше и вне ее. Для упрощения данной задачи агентство выступило заказчиком профессионального рекламного видеофильма, представляющего страну. Этот ролик может получить любое посольство или польская компания, которые заинтересованы в развитии отношений с бизнесменами другой страны. А посольства приобретают через агентство буклеты от Минэкономики, в которых содержится информация о том, какие возможности инвестирования существуют в Польше, какие отрасли наиболее интересны, каковы условия работы.


Сейчас агентство занимается построением сети региональных центров помощи инвесторам в Польше, чтобы улучшить уровень услуг в регионах, доступ к последним обновлениям и региональным макроэкономическим данным. 







В Польше не было непродуманных политических решений


Анна Сковроньска-Лучиньска, советник торгово-экономического отдела посольства Польши в Украине:
— Очевидно, что формированию позитивного инвестиционного климата в стране должна способствовать власть. Но каждое государство понимает это содействие по-своему, и конечный результат зависит от того, чего оно хочет в действительности. В Польше, к примеру, не было непродуманных внезапных решений, принятых не в пользу бизнеса. До сегодняшнего дня в Украину поступило очень мало инвестиций, потому что решения принимались с субботы на воскресенье и часто были непонятными для бизнесменов. Также доверие к власти подорвали постоянные дискуссии о реприватизации.


Мы очень удивились, когда в Украине довольно неожиданно приняли решение о ликвидации льгот в СЭЗ, деятельность которых можно было просто урегулировать.


Во многом успех зависит от того, насколько в процесс вовлечены все уровни власти, начиная от президента и заканчивая властями маленького городка. Когда наши мэры, к примеру, узнавали о том, что придет крупный японский инвестор, они боролись за него между собой.







Для регулирования иностранных инвестиций специального закона нет

Сначала инвестиционная деятельность в Польше регулировалась отдельным законом, который определял все условия работы иностранных инвесторов. Его основное предназначение состояло в том, чтобы открыть польский рынок для притока зарубежного капитала. При этом устанавливались ограничения для инвесторов (например, запрет на инвестиции в ряде отраслей) и льготы.


В середине 1990-х гг. этот закон отменили, а новый так и не приняли. Сейчас иностранцам в подавляющем большинстве случаев разрешено работать так же, как и полякам. Разница минимальная. Например, гражданам ЕС в отличие от других стран можно действовать как физлицам, не создавая юрлица. Поэтому инвестиционная деятельность не нуждается в отдельном законе и регулируется более общими нормативными актами, такими как закон об экономической деятельности. В сфере инвестиций в финансовом секторе осуществляется банковский надзор.


Действуют закон о поддержке крупных инвестиций и кодекс коммерческих компаний (регулирующий вопросы создания, структуры, деятельности, приобретений, преобразований различных обществ, независимо от формы собственности). Существует практика региональной поддержки за счет инвестиционных грантов, грантов на трудоустройство, обучение, развитие инфрастурктуры, СЭЗ и некоторые структурные фонды и программы ЕС.


С 1 апреля 2003 г. в обязанности замминистра экономики, труда и социальной политики входит защита интересов инвесторов и промотирование экспорта.


СЭЗ приняли большинство автомобильных компаний

Закон о СЭЗ принят в 1994 г. Предприниматель, получивший разрешение на осуществление деятельности в СЭЗ до 1 января 2003 г., при соблюдении определенных условий получил право полного освобождения от налога на доходы в течение первых 10 лет деятельности и 50% освобождения доходов от налогов на оставшееся время функционирования зоны.


В Польше СЭЗ занимают 6638 га, из которых освоено 55%. Хозяйственную деятельность на территории СЭЗ проводят 429 предприятий. Они инвестировали 19,9 млрд. злотых и создали более 77 тыс. рабочих мест. В среднем на 1 га СЭЗ приходится 5,6 млн. злотых инвестиций.


Установленные льготы в основном зависят от прибыли и количества созданных рабочих мест. Это стимулирует предприятия не скрывать реальный заработок.


В СЭЗ доминирует автомобильный сектор, занимающий 42%.


До 2005 г. затраты государства на поддержку СЭЗ составили 8% от объема инвестиций.


СЭЗ существуют уже 10 лет и могут действовать до 2017 г.

Благодарим компанию DLA Piper Ukraine LLC за содействие в подготовке материала
Exit mobile version