Сегодня в шоу-бизнесе творчество стоит далеко не на первом месте. Но таланты все равно появляются — не благодаря, а вопреки. Значит, это кому-то нужно. Но кому и зачем?
Есть шутка, что «зажигание звезд» — самый прибыльный бизнес после производства водки и табака. Но нефть и газ надежнее, потому что нефтяная скважина всегда востребована и никуда от тебя не убежит. А артист может не понравиться народу, уйти к другому продюсеру или начать сам себя продюсировать.
Простейшее толкование слова «шоу-бизнес» — бизнес на шоу, потому что в этой отрасли бывает как шоу без бизнеса, так и бизнес без шоу. Поэтому продюсеры пытаются минимизировать долю риска и случая, максимально увеличивая «научную» составляющую процесса, чтобы шоу стало бизнесом. Для этого существуют определенные работающие схемы раскрутки звезд (см. табл.). В принципе, во всех схемах события развиваются достаточно традиционно: первая запись, первые гастроли, первые деньги и первая громкая слава. Разница только в качестве изначального сырья (потенциал будущей звезды), размера финансов (стоимость раскрутки), ценности продукта на выходе (талант и профессионализм) и в масштабах славы, которая может оказаться как «долгоиграющей», так и однодневной.
Практически все продюсеры сходятся на мысли о том, что существует некая мистическая формула, где результат успеха в шоу-бизнесе является произведением таланта исполнителя, помноженным на талант продюсера, на затраченные ими обоими время, деньги, обоюдное желание и удачу. Только в комплексе эти грани (составляющие успеха) засверкают, как бриллиант.
Первая грань: талант исполнителя
Вторая грань: талант продюсера
Талант продюсера начинается с того, чтобы разглядеть талант исполнителя, его востребованность публикой и временем, перспективность и потенциал роста. Максим Фадеев, продюсер Глюкозы, Кати Лель, Юлии Савичевой: «Чтобы угадать, что именно данного образа и репертуара не хватало на эстраде, именно это требовалось публике и чтобы именно это вычислить, необходимы недюжинное чутье, опыт, интуиция. Из сотни симпатичных девушек с неплохими вокальными данными выбрать надо одну, вкладывать в нее деньги, силы. Каков критерий? Только интуиция, только удача». Поэтому настоящий продюсер — это призвание. В шоу-бизнесе существует негласное правило: если у тебя не единичное попадание в цель, то можно говорить о профессионализме, а не только о везении. Например, у Игоря Матвиенко два отличных проекта: «Любэ» и «Иванушки Интернэшнл», оба созданные с нуля, «долгоиграющие» и прибыльные. Повторяемость успеха — вот критерий мастерства продюсера и подтверждение факта знания хотя бы приблизительного рецепта успеха на кухне шоу-бизнеса.
Третья грань: желание и упорство
Четвертая грань: время
Между делом, иным бизнесом, воспитанием детей, учебой, поездками за границу и т. п. добиться успеха в шоу-бизнесе не удастся. Поэтому, как правило, талантливые люди все бросают, резко меняют свою жизнь и сосредотачиваются только на одной заветной цели. Борис Краснов, бывший киевлянин, а сейчас известный московский дизайнер, вспоминает: «Нельзя, живя в Киеве и наезжая в Москву, добиться успеха. Ты должен стать своим в этом мире, научиться говорить с ним на одном языке. Даже если тебя будут отвергать, в какой-то момент ты уже станешь своим, к тебе привыкнут, и у тебя появится шанс. Но все это отнимает кучу времени».
Пятая грань: деньги
Из анализа этой мистической формулы успеха можно сделать вывод: если какие-то составляющие равны нулю, результата не будет. Но если существует хотя бы минимум, например, деньги на запись одной песни, а все остальное — в изрядном объеме, результат будет несомненно. Другое дело — какой? Поэтому такие мэтры своего дела, как Юрий Айзеншпис, всегда советовали: «Надо все-таки ориентироваться на талант. Во-первых, его можно подкорректировать и направить в правильное русло — его ресурсов хватит. Во-вторых, с талантом хоть и тяжело, но престижно и интересно работать. Быть интересным большинству — прерогатива только очень большого артиста и редкий случай. Всем остальным надо найти свой круг и быть ему верным».
Надо восстанавливать систему создания кумиров Главное — найти человека с творческим потенциалом четвертого типа, который «понимает и умеет» 1. «Не умеет и не понимает». Это огромная армия дилетантов, которые любят музыку искренне и бескорыстно, но не имеют музыкального образования (самоучки и начинающие). 2. «Умеет, но не понимает». Это музыканты, не имеющие специального образования, но владеющие на достаточно высоком уровне инструментом или вокалом, иногда изумляющие своей виртуозностью. Но не обладают индивидуальностью, уникальностью исполнения. О таких говорят: звуков много, а музыки нет. Многие из них убеждены в том, что самые современные приемы эстрадного исполнения давно открыты на Западе, а наша задача — их умело копировать в своих композициях. Поэтому их произведения вторичны, похожи друг на друга. А ведь главный критерий творчества — самобытность и уникальность. 3. «Понимает, но не умеет». Это, как правило, музыканты-теоретики, музыковеды, несостоявшиеся исполнители. Они полны оригинальных идей, мыслят, обладают знаниями, но не владеют техникой игры на инструменте, вокальным мастерством и непосредственным чувством. Из такого типа музыкантов могут вырасти хорошие продюсеры и менеджеры, которые способны помочь другим в творческом воплощении замысла. 4. «Понимает и умеет». Этим качеством обладают музыканты-исполнители, для которых подготовка произведения или программы — это процесс создания художественной ценности. Они очень скрупулезно трудятся над материалом и критически относятся к своему творчеству, постоянно стремясь к поиску новых идей и выразительных средств. Конечно, мне как продюсеру надо уметь выявить именно четвертый тип исполнителей, чтобы формировать из них будущих звезд.
— Кумирами для меня является моя приоритетная «святая троица»: Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев. Какая у них феноменальная работоспособность, неукротимое стремление идти только вперед, никогда не оглядываясь на прошлое. Они — гиганты! Сейчас сколько ни появляется в шоу-бизнесе каждый год новых звездочек, а настоящие кумиры по-прежнему все те же, и их единицы. Можно, конечно, изображать из себя умного, талантливого и крутого. Но это будет продолжаться недолго. Человека же волевого, обладающего неукротимым стремлением достичь намеченной цели, сыграть нельзя. Но ярко выраженный темперамент так же редок, как и харизма. И это — только одна сторона медали. Вторая еще хуже. Я считаю, что вся наша система построения кумиров развалилась вместе с распадом СССР. Возьмите любую крупную державу и посмотрите, что у них происходит в сфере музыкальной индустрии. Можно с ходу перечислить всех идолов США: Барбра Стрейзанд, Мадонна, Уитни Хьюстон, Донна Саммер, Элвис Пресли, Майкл Джексон, Лайза Минелли и т. д. Любая нация тем сильнее, чем больше у нее кумиров. А у нас сейчас вся эта система кумиров планомерно разрушается и с помощью желтой прессы, и при содействии монополии в шоу-бизнесе. В Америке все происходит иначе. Как бы их артистическая элита ни ненавидела друг друга, но на церемониях «Оскаров» и «Грэмми» они демонстрируют такую любовь, такое единение, что диву даешься! Потому что они понимают: это — их общее дело. И если они не помогут друг другу, то загубят свой бизнес. Поэтому я считаю, и у нас надо восстанавливать систему создания кумиров. Схема очень простая: поднялся сам — помоги подняться другому. Тот второй поднимет третьего и т. д. В общенациональном масштабе надо, чтобы идолы, кумиры помогали сами друг другу подняться. Тогда и появятся новые кумиры, настоящие, а не однодневки.
— Я ищу талантливых исполнителей с ярким творческим потенциалом по двум основным критериям: насколько хорошо исполнитель понимает музыку и насколько хорошо он владеет исполнительским мастерством. В результате пришел к выводу, что есть четыре типа артистов шоу-бизнеса.