Чтобы лучше узнать себя, можно попробовать изучать других
Девиз фестиваля современной грузинской музыки «Живой звук Боржоми», проходившего в Киеве с 9 по 11 декабря 2005 года, был придуман очень точно и состоял из четырех предложений: «Не каждый это услышит. Не каждый поймет. Не каждый. Только тот, кто способен оценить». Неожиданный тест на аутентичность, которую все так усердно намерены сохранить или найти.
Лишь обладающий собственной подлинностью способен оценить культуру другого народа, потому что культурный обмен возможен при условии, что оба находятся на одинаковых уровнях.
Как грузины победили формализм
Очень важное достижение для подобного рода мероприятий состоит в победе над внутренним формализмом. К трафаретному пониманию «культурного обмена» склоняет само словосочетание, сформированное еще в великие формальные времена, когда «обмен» сводился к помпезным официозным концертам в колонных залах перед аудиторией, скучающей тысячами зевающих ртов.
Чрезвычайный и полномочный посол Грузии в Украине Григол Катамадзе, смущенно сомневаясь в необходимости своего присутствия на фестивале в качестве официального лица, сказал, как обычный грузин: «Я очень счастлив, что этот год в Украине объявлен Годом Грузии, и он очень интересно, красиво и по-грузински проходит».
Верное средство от формализма — честность и доверие. Совпадение действий с намерениями. Интересоваться другими и предлагать себя в качестве объекта для интереса — это естественно для человека и нации, избавленной от комплекса провинциальной неполноценности.
Как грузины смотрят на мир
Шоу-бизнес предлагает массу вариантов для обмена приобретенными извне штампами. У них есть набор мелодий, у нас — набор ответных движений. Пустышка на пустышку — все по-честному. Нам покажут по телевизору, что едят китайцы и какие бороды носят в Иране, но мы все равно об этом ничего не узнаем.
Как грузины примирили коммерцию и искусство
На вопрос «&» об основных принципах, которым следует «Боржоми», представляя в Украине подобные культурные мероприятия, бренд и продакт-менеджер компании Тимофей Замурий ответил: «Мы пытаемся сделать Грузию популярной, показать современную Грузию. Конечно, проще было бы представлять ее как государство с тысячелетней историей. Это тоже нужно, и мы это будем делать, но параллельно хотели бы показать Грузию сегодняшнюю, а не только музейную».
Культурные проекты компании «Боржоми» — не личное пристрастие руководства. Т. Замурий в связи с этим говорит: «Вы можете увидеть по этому концерту, что здесь мы пытались дать музыкальную палитру. Например, из представленных сегодня трех коллективов мне нравится один. Не скажу какой. Все люди разные, в том числе и любители боржоми.
Для нашей компании очень важна духовность. Считаю, что лучше ничего не делать, чем делать это плохо. Поэтому мы проверяем каждый свой шаг. Найти формулировку в словах для того, чтобы представить «Боржоми» своим почитателям, очень трудно. Слов обычно не хватает, это правда. А вот такое уникальное событие и есть культурный мессидж «Боржоми». Я вижу огромный интерес к тому, что происходит, и это здорово».
Быть открытым к восприятию чужой культуры, по меньшей мере, целесообразно, потому что способность конвертировать мировой опыт в личные резервы — необходимое условие для развития. Зачем ограничивать себя частью, если можно пользоваться всем?