Двигаясь по дороге к себе, можно достичь любой внешней цели.
Акапельная музыка воспитывает интеллигентного исполнителя и аналогичного слушателя. Потому что слушающий каждый раз занимается еще и внутренним воспроизведением.
Если стоящий на сцене человек занят сложным звукоизвлечением, ему некогда делать что-то еще. Лучше всего стоять прямо, расправив плечи. Когда поешь, то само тело — это уже музыкальный инструмент, корпус которого желательно не наклонять и беречь от случайных деформаций.
Внутренняя свобода часто оплачивается физическими ограничениями. В этом смысле великие музыканты схожи с церковными аскетами. Во время церковной службы не жуют попкорн и не кричат Богу: «Давай еще!». По правилам пользования церковью — нельзя. Да и не кричится.
В какой степени это относится к «Пиккардийской терции» — судить лучше самому после того, как услышишь их своими ушами.
Определение №1. Детское искусство для элиты
Человек поет, когда он счастлив или ему просто хорошо. Когда хорошо нескольким людям одновременно и при этом они умеют петь — это называется а капелла. Зачастую состояние «хорошо» труднопредсказуемо и возникает в непредвиденных обстоятельствах. Каждый когда-нибудь пел в ванной, за рулем автомобиля, катера и т. д. или занимаясь необременительными делами. А капелла рождена на бытовом уровне. Когда нет под рукой музыкального инструмента или он есть, а руки заняты. А хочется, чтобы гитара звучала и барабаны так: «унц-унц» и немного трубы — «фа-фа». Из такого детского стремления исполнить голосом целый оркестр и родилась «Пиккардийская терция». Возможно, поэтому сами музыканты испытывают удовольствие от того, что, кроме взрослых и серьезных знатоков «хорошего мужского вокала», их музыку любят дети.
Определение №2. Недешевая музыка
Как известно, ничто не требует такого серьезного к себе отношения, как несерьезные вещи. «Детское» подражание музыкальным инструментам подвергает голосовые связки значительным нагрузкам.
«Это недешевая музыка. Это музыка, которая делается кровью и потом. То есть мы не просто так себе вышли попеть. Мы в это вкладываем душу и делаем это честно».
Переутомление запрещено, алкоголь запрещен. Большая музыка сродни большому спорту. «Незначительные травмы» не могут быть уважительной причиной для отмены концерта — не к кому апеллировать. Вся ответственность за игру, правила для которой создал сам, лежит на игроках. Ты сам засчитываешь себе техническое поражение — наиболее обидный вид поражения в искусстве.
«Пиккардийская терция» — настолько единый организм, что выбывание одного из шести — это гораздо больше, чем просто потеря одной шестой части.
Андрей Капраль говорит: «Я всегда молюсь, прошу, чтобы мне Бог дал сил для концерта. Потому что это нелегкое дело».
Определение №3. Интеллигентная музыка
Говорит тенор Владимир Якимец: «На наши концерты ходят как очень маленькие дети, так и пожилые люди. Не знаю, возможно, из-за какой-то такой (может, прозвучит нескромно) интеллигентности выступления, интеллигентности самого музыкального материала. Его, честно говоря, немного не хватает в современной украинской музыке».
В прессе «Пиккардийскую терцию» именуют не иначе, как вокальная формация. Формация — это «определенная стадия в развитии общества, а также структура общества, присущая данной стадии развития», «система взглядов, внутренний склад».
Формация — это альтернатива группе, определяемой как «несколько предметов или людей, животных, расположенных близко друг от друга, соединенных вместе». «Пиккардийская терция» как формация выглядит новой стадией развития интеллигентности в обществе.
«Все наши песни — это стихи известных поэтов. В основном переводы: Гейне, Байрона. У нас очень серьезные требования к текстам, которые мы отбираем для исполнения. Главный фильтр и самый яркий показатель — наши вкусы. Если что-то нравится, то сразу пытаемся воплотить в песне».
В 2003 г. «Пиккардийская терция» выпустила диск «Антология. Том 1», в который были включены 20 лучших песен за одиннадцать лет. На тот период общий список композиций, отобранных для исполнения таким ответственным способом, состоял из трехсот пятидесяти единиц. «Выезжая за рубеж, мы как культурные люди готовим несколько песен на языке той страны, куда нас приглашают. Поскольку в последнее время мы много выступаем за пределами Украины, часть иноязычного репертуара значительно увеличилась».
Нужна ли дополнительная информация, чтобы оценить объем проделываемой вокально-интеллектуальной работы?
Можно спорить о результатах, но процесс вызывает уважение.
Определение №4. Пророки для чужого отечества
Нам, для того чтобы завести публику, не нужно например, разбивать на сцене гитару.
Однажды в руки Роми Шмидт, организатора международного фестиваля акапельной музыки, попали записи «Пиккардийской терции»: «Я услышала записи и была буквально в восторге от них. Они имели чудесные голоса, впечатляла их многосторонность, а особый шарм их звучанию придавал украинский язык. Поэтому я сразу пригласила группу в Мюнхен и потом приглашала еще несколько раз. Я считаю, что они очень интересны и по-настоящему обогатили наш фестиваль… «Пиккардийская терция», безусловно, принадлежит к фаворитам публики».
Нам есть чем гордиться, тем более что скромная группа готова поделиться этой гордостью. На мюнхенский Vokal Total коллектив приглашали два раза подряд, что является невозможным исключением в других случаях. Через год пригласили снова. Публика требовала.
Италия, Испания, Франция, Америка, Германия. В каждой из этих стран «Пиккардийская терция» дала более двух десятков концертов.
«Я сейчас не собираюсь врать людям и говорить, что там нас приглашали какие-то известные фирмы. Нет, мы ехали к украинцам. К диаспоре, которая нас долго хотела видеть», — говорит Владимир Якимец. Тем не менее ребятам не раз делали серьезные предложения перебраться в Нью-Йорк и Торонто. Или хотя бы в Киев. На что пиккардийцы отвечали: «Нам во Львове достаточно уютно и удобно, и нет необходимости переезжать в Киев потому, что у нас и так достаточно работы. Нам из Львова близко за границу, мы ориентируемся не на Москву, а на более цивилизованные страны».
Польские концерты «Пиккардийской терции» иногда проводятся по 10-15 раз в месяц. Это очень часто даже для польских групп. Менеджер группы Роман Климовский констатирует: «У нас отсутствует определенная культура восприятия такой музыки. Не любит наш зритель пока что ни экспериментального джаза, ни джаза вообще. Людей, которые его понимают, осталось очень мало. Это препятствует развитию подобной музыки. А в Польше, скажем, на джазовые концерты приходит и молодежь, и те, кому уже за шестьдесят».
Определение №5. Воробьиные следы
Очень длительное время складывалось впечатление, что «Пиккардийская терция» выступает за рубежом чаще, чем в Украине. На самом деле это не так. В своих интервью участники коллектива давали следующие комментарии: «Вообще-то в Украине мы дали больше концертов, чем в Польше. Просто наши соседи находятся на таком этапе развития, когда культура становится востребованной, чего нельзя сказать про Украину. Это является причиной оказываемой ею материальной поддержки».
Несмотря на предполагаемое равнодушие широкой аудитории к некоммерческому характеру предлагаемой музыки, до сих пор все концерты «Пиккардийской терции» сопровождались аншлагами. И дело не в правильном PR, который в подобных случаях практически отсутствует, а в том, что информационный и культурный голод в стране настолько велик, что слушатель сам занимается поисками источников информации и выслеживает интересующие его события буквально по «воробьиным следам».
24 декабря (16.00 и 19.00) в национальном академическом театре оперы и балета Украины имени Т. Г. Шевченко «Пиккардийская терция» проведет два сеанса прямохождения. Надеемся, что не в последний раз.
«Пиккардийская терция». Паспорт секстета Место создания: львовское музучилище. Обещания: никогда не выходить на сцену, если выступление провалится. Музыкальная основа: классические традиции пения времен барокко, украинские народные песни. Текущий состав: Андрей Капраль — тенор, Владимир Якимец — тенор, Ярослав Нудик — тенор-универсал, Роман Турянин — высокий голос, тенор, Богдан Богач — баритон, Андрей Шавала — бас, Роман Климовский — менеджер. |