Site icon Companion UA

Между неумеренным и неуверенным

Бюджет 2006 г. снижает риски инфляции, налогового произвола и расширяет возможности бизнеса заработать на государственных заказах.


Бюджет-2006, принятый парламентом минимальным количеством голосов за 10 дней до Нового года, получился документом компромиссным. Причем, если судить по цифрам, фигурирующим в окончательном варианте госбюджета, этот компромисс намного ближе к позиции правительства, чем к позиции бюджетного комитета Верховной Рады.


Прежде всего главный финансовый документ страны на 2006 г. стал бюджетом относительно сбалансированным (правда, после роста цен на газ велика вероятность его пересмотра). Дефицит госбюджета-2006 составляет 2,5% ВВП Украины (12,86 млрд. грн.). Напомним, что правительство предлагало этот показатель на уровне 1,9% ВВП, бюджетный комитет — более 3% (по Маастрихтским стандартам Евросоюза, страны-члены ЕС и страны-кандидаты на вступление обязаны иметь дефицит госбюджета не выше 3% ВВП).


Подобный дефицит означает, во-первых, снижение инфляционных рисков на первую половину 2006 г. Прогноз умеренной инфляции на первую половину следующего года тем более вероятен, поскольку на данный момент созданный инфляционный навес на 2006 г. не слишком велик. Индекс цен производителей промышленной продукции за 11 месяцев 2005 г. был даже ниже, чем индекс потребительских цен (9,2% против 9,4%). Не будет стимулировать инфляцию и рост минимальной зарплаты, которую в будущем году правительство намерено увеличивать крайне постепенно. Если в декабре прошлого года минимальная зарплата равнялась 332 грн., то с 1 января 2006 г. она будет составлять 350 грн., с 1 июля — 375 грн., с 1 декабря 2006 г. — 400 грн. Минимальная пенсия до конца 2006 г. увеличится до 366 грн. Во-вторых, сбалансированный бюджет — это шанс избавиться от некоторых нынешних острых проблем во взаимоотношениях государства и бизнеса. В частности, ликвидировать и не допустить возрождения долга по возмещению НДС предпринимателям, а также уменьшить практику требований налоговиков к предпринимателям платить налоги наперед. Ведь главная причина возникновения этих проблем в 2005 г. — несбалансированность, излишняя оптимистичность доходной части госбюджета. В-третьих, сбалансированность бюджета уменьшает вероятность возникновения кассовых разрывов и несвоевременного финансирования расходов. Так, есть шанс (тем более усиленный избирательной кампанией в I квартале 2006 г.), что зарплата бюджетникам будет выплачиваться своевременно и полностью, а это позитивно повлияет на стабильность спроса в Украине, особенно на рынках продовольственной продукции низкой и средней ценовой категории.


12,86 млрд. грн. дефицита должно быть покрыто поступлениями от приватизации (приватизационный минимум, установленный госбюджетом, — 2,12 млрд. грн.) и увеличением объема государственного долга. Хотя базовый показатель долговой надежности страны — соотношение госдолга к ВВП станет уменьшаться, поскольку ВВП будет расти быстрее, чем госдолг. Небольшой план по приватизации (в 2005 г. он был в 4 раза выше — 8,65 млрд. грн.) указывает либо на то, что многие дорогие кандидаты на приватизацию (прежде всего «Укртелеком») в 2006 г. проданы не будут, либо на скрытые резервы госбюджета, которыми он сможет пополниться в случае досрочного выполнения «приватизационного плана».


Новый бюджет фактически закрепил тот факт, что обещанного снижения налогового давления в будущем году не произойдет. Уменьшается лишь нагрузка на фонд зарплаты на 1% (правительство предлагало уменьшение на 2%), а также до 1,3% снижен сбор на продажу безналичной валюты.


Одна из главных изюминок нового документа — кардинальное увеличение (на 41%) расходов развития госбюджета (это вновь подтверждает тезис о том, что новый бюджет — победа скорее правительства, чем бюджетного комитета; расходы потребления выросли лишь на 14%). Это позволяет говорить о том, что в 2006 г. роль государства как клиента услуг украинского бизнеса может значительно усилиться, чем могут воспользоваться многие украинские компании. В первую очередь на рынках образовательных и медицинских услуг. На 1,5 млрд. грн. увеличены расходы на образование. В финансировании медицины на 100 млн. грн. увеличены расходы на программы борьбы с туберкулезом, СПИДом, раком и болезнями сердца. Кроме того, нынешние непростые переговоры с Россией о поставках газа простимулировали правительство значительно увеличить финансирование программ по энергосбережению. На их реализацию будет выделено 600 млн. грн.


Президент В. Ющенко объявил 2006 год годом украинского села. Соответственно рекордная часть госбюджета — 10,6% всех расходов (то есть около 10 млрд. грн.) — будет потрачена на поддержку АПК. 4,1 млрд. грн. пойдет на поддержку животноводства, птицеводства и растениеводства (в виде особого режима уплаты НДС). Предполагается удешевление (наиболее вероятно, через государственные Ощадбанк и «Укрэксимбанк») кредитов для сельхозпредпринимателей. Возобновятся госпрограммы финансирования газификации и обеспечения сел водой, ремонта и информатизации сельских школ. Каждый сельский фельдшерско-акушерский пункт получит в 2006 г. 7 тыс. грн. от государства на приобретение медицинского оборудования.


На 12 млрд. грн. увеличены расходы местных бюджетов. В частности, на 70% по сравнению с 2005 годом увеличены их инвестиционные расходы. Финансовая поддержка построения и ремонта теплосетей, газообеспечения, метрополитенов, электротранспорта, дорог выросла на 1,5 млрд. грн. Особенно существенно увеличиваются инвестиции государства в обновление мостов и дорог (почти на 900 млн. грн.). Похоже, государство начинает от слов о выгодности инвестиций в инфраструктуру переходить к делу. К примеру, в открытый в декабре 2005 г. мост по дамбе Каховской ГЭС в Херсонской области Украина вложила 40 млн. грн. (закончив его, кстати, на год раньше запланированного срока), а экономический эффект от введения моста в действие ожидается не менее 300 млн. грн. 


Какие сильные и слабые стороны бюджета-2006?


Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций:
— Бюджет на 2006 год ничем принципиально не отличается от предыдущих главных финансовых документов страны. Скорее всего его можно назвать бюджетом компромисса, в результате достижения которого основные стороны бюджетного процесса в какой-то мере получили то, что хотели.


Бюджет по определению является уязвимым. И после парламентских выборов новое правительство будет его пересматривать. Хотя бы потому, что он принят на основе оптимистических экономических предпосылок. Документ принимался с точки зрения годового горизонта. Поэтому трудно сказать, как это будет монтироваться в некую среднесрочную стратегию. Кроме того, если в новом году правительство будет пользоваться такими же методами, какими пользовалось для обеспечения социальных выплат, то подобные действия могут провоцировать инфляцию. Дополнительные риски связаны также и с тем, что пока не известна цена на российский газ, а соответственно и его стоимость для отечественных производителей. В случае существенного его удорожания по сравнению с нынешними ценами часть предприятий не выдержат такого ценового удара. Они понесут определенные потери, а это сократит поступления в бюджет.


Валерий Асадчев, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета:
— Бюджет-2006 является бюджетом проедания. Пока мы не выровняем ситуацию с пенсиями и зарплатами, дефицит будет высоким. Объективно все украинские бюджеты еще в течение нескольких лет будут считаться бюджетами проедания. Его слабая сторона еще и в том, что он сформирован не на реформированной экономической основе. На должном уровне не реформировано ни налоговое законодательство, ни бюджетное. Риски нестабильности в экономике заключены в большом размере дефицита бюджета. В целом бюджет будущего года скорее всего будет пересмотрен после выборов, ведь, к примеру, в нем заложены прошлогодние цены на газ.


Позитив бюджета заключается в крайнем случае в том, что он принят. Удалось хотя бы локально, но все же помочь местным бюджетам (финансированием в 5 млрд. грн.). Частично решены вопросы по сельскому хозяйству. Сильная сторона бюджета-2006 еще и в том, что правительство попыталось заложить определенные программы по развитию отраслей, особенно в сфере энергосбережения.


Валерий Алешин, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам пенсионеров, ветеранов и инвалидов:
— Госбюджет на 2006 год по своей сути переходный от серьезного социального бюджета-2005 к бюджету, который будет не только выполнять социальные программы и развивать их, но и обеспечивать расширение доходной части бюджета. В то же время он является также предвыборным. Бюджет предполагает серьезный дефицит. При возникновении проблем с наполнением доходной части такой дефицит может продуцировать определенные, в том числе и макроэкономические, проявления нестабильности. Потенциал риска существует большой. А те средства, которые планируют использовать по ключевым отраслям (например, по сельскому хозяйству, угольной промышленности, машиностроению), в большей степени отражают потребность лечения тех проблем, которые долгие годы накапливались в экономике. Но это пока еще нельзя назвать переходом к инновационному инвестированию бюджетных средств.


Марта Кузьмин, эксперт экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. А. Разумкова:
— Слабых сторон у бюджета несколько. Во-первых, большой размер дефицита. Во-вторых, его социальная направленность. Из-за того что значительная часть  средств уходит на финансирование социальных программ, остается меньше возможностей на реализацию инвестиционных программ, финансирование реформ. В-третьих, из бюджета большие трансферты направлены в местные бюджеты. Это, конечно, неплохо для развития области или села, ведь у них должны быть собственные ресурсы для развития. Но так как сейчас начинается избирательная кампания, то эти средства могут быть направлены на совсем другие цели. Именно в этом и заключаются высокие риски.

Exit mobile version