Розница
Компания АМИ, один из лидеров IТ-рынка Украины, приступила к размещению процентных именных облигаций на сумму 15 млн. грн.
Основной целью привлечения средств является модернизация и развитие собственного компьютерного производства, а также развитие розничного бизнеса компании. АМИ планирует в ближайшие несколько лет значительно увеличить свое присутствие на розничном компьютерном рынке Украины. Для этого компания реализует комплексный проект, включающий:
• создание сети франчайзинговых магазинов «Компьютеры АМИ. Магазин партнеров»;
• развитие собственной сети компьютерных магазинов «Новая электроника»;
• открытие секций компьютерной техники в сети магазинов «АБВ-Техника».
«Выпуск облигаций — эффективный способ привлечения денежных средств, который все активнее начинают использовать отечественные компании, в том числе и на IТ-рынке, — отмечает Михаил Брейман, директор компании АМИ. — Мы активно развивающаяся компания, и привлеченные средства позволят нам не утратить темпы роста».
Облигации размещаются двумя сериями со сроком обращения 3 года с момента начала выпуска. Доход по облигациям составляет 16% годовых в гривне (что близко к средним показателям для эмитентов из розницы) на протяжении первого периода обращения (с 5 декабря 2005 г. по 5 июня 2006 г.). Первые облигации были приобретены «Проминвестбанком».
Маркетинговые коммуникации
ALeXX выходит в экстрим
При поддержке ТМ «ALeXX» 31 декабря Украина впервые приняла участие в церемонии старта ралли «Дакар-2006». «Украина официально еще никогда не принимала участие ни в ралли, ни в церемонии открытия. В этом году наша делегация впервые будет присутствовать на официальном открытии ралли «Дакар», чтобы заявить, что в Украине есть потенциал для участия. Кроме того, ТМ «ALeXX» планирует финансировать создание первого в Украине раллийного автомобиля и представить на «Дакар-2007» украинскую команду под названием «ALeXX FreeWay», — говорит Андрей Романюк, бренд-менеджер ТМ «ALeXX».
Спонсирование ралли — закономерный шаг в развитии маркетинговых коммуникаций ТМ «ALeXX», позиционирующей себя как необычный коньячный бренд. Проект FreeWay Club стал в один ряд с ALeXX-Fashion и Cinema.
Средства массовой информации
В январе в Украине официально начнет свое вещание лидер российского платного телевидения — спутниковая телекомпания «НТВ-Плюс». Официальным партнером россиян в Украине стала компания «Новые телевизионные технологии» (НТТ). В состав учредителей НТТ входят юридические и физические лица, в том числе и компания «Новая телевизионная группа», работающая с «НТВ-Мир». Как сообщил «&» Дмитрий Самохин, генеральный директор компании «НТВ-Плюс», «к концу 2006 г. компания «НТВ-Плюс» планирует занять несколько процентов украинского рынка и достичь цифры 40-50 тыс. абонентов. Специально для украинских зрителей формируется новый спортивный канал. Борьба с незаконными трансляциями программ телекомпании в Украине будет проводиться юридическим, техническим и, самое главное, экономическим способом — «НТВ-Плюс» станет доступнее для каждого абонента».
Напомним, что довольно долго канал был представлен пиратскими продуктами либо дилерами, работающими полулегально. Теперь же он в полную силу может вступить в конкурентную борьбу, прежде всего с операторами кабельного телевидения (хотя он с ними мало пересекается по программному наполнению).
На сегодня запланированная стоимость различных пакетов услуг спутниковой телекомпании для украинских зрителей составляет от 118 до 323 грн. Абоненты «НТВ-Плюс» в Украине будут иметь возможность принимать более 60 каналов со стереозвуком. В планах телекомпании — увеличить количество каналов до 70, а также переход на трансляцию в новом формате звука Dolby Digital 5.1. По официальной информации «НТВ-Плюс», в настоящий момент ведутся переговоры со всеми украинскими телеканалами относительно постановки их программ на платформу «НТВ-Плюс». Это даст возможность украинским подписчикам телекомпании смотреть и отечественные телепродукты. Право на просмотр «НТВ-Плюс» будет предоставляться абонентам по единой фиксированной цене без участия посредников.
Производство
В конце прошлого года предложение водки среднего ценового сегмента — самого популярного и перспективного в Украине — пополнилось ТМ «Вожак». Ее производит ЗАО «Львовский ликеро-водочный завод». Продажами и продвижением занимается ООО «Львовский ликеро-водочный торговый дом» (основанное в 2003 г. самим производителем).
В настоящее время ассортимент марки представлен тремя позициями — «Вожак Класична», «Вожак Оригінальна» и «Вожак Особлива». По словам Олега Барана, руководителя отдела маркетинга торгового дома, одна товарная позиция — слишком мало для того, чтобы новый продукт смог достойно конкурировать с другими водками на полке. Пять-шесть позиций — весьма рискованно для выхода новой марки на рынок. Три позиции — оптимальное решение. В дальнейшем планируется расширение ассортиментного ряда до четырех-пяти позиций. Пока используется только тара 0,5 л, так как производитель считает ее наиболее популярной у целевой аудитории.
Львовский ЛВЗ существует уже 75 лет. В 1995-96 гг. здесь было установлено новое импортное оборудование. Предприятие имеет коллективную форму собственности. Производственная мощность — 2,8 млн. дал в год (лидеры рынка продают минимум в два раза больше). До недавнего времени на заводе производилось 60 видов водок и ликеров, в том числе и для других поставщиков (в частности, в 1997-2002 гг. именно здесь выпускались ТМ «Гетьман» и «Первак»). 99,8% продукции реализуется во Львовской области. На предприятии утверждают, что контролируют со своей продукцией 6% отечественного рынка.
Банки
«Кредитпромбанк» первым из банков подтвердил качество менеджмента
ОАО «Кредитпромбанк» первым из украинских банков получило международный сертификат, подтверждающий соответствие системы менеджмента требованиям стандарта ISO 9001:2000. До этого момента такой сертификат в нашей стране получали только производственные предприятия, а финансовый сектор ограничивался рейтингами финансовой стабильности.
Область сертификации «Кредитпромбанка» — «Предоставление банковских услуг», то есть система менеджмента качества, распространяется на все виды деятельности банка, подтверждая качество управленческих процессов, клиентского сервиса, технологий, нормативных процедур, а также предполагает задокументированные стандарты работы. «Для банка, получившего такой стандарт, важно, что процедура сертификации предполагает не только фиксирование текущей ситуации с обслуживанием клиентов, но и рекомендации для лучшего удовлетворения ожиданий потребителей в дальнейшем, — отметила председатель правления «Кредитпромбанка» Людмила Распутная. — Эти рекомендации особенно важны для банка, ориентированного на розничное обслуживание, каким в условиях возрастающей конкуренции в банковском секторе и является «Кредитпромбанк». Кроме того, соблюдение банком в своей деятельности международных стандартов гарантирует зарубежным партнерам, в том числе и банкам, качественное обеспечение процессов и соблюдение достигнутых договоренностей (сертификат признают банки 25 индустриально развитых стран). Но не только ориентация на потребителя заставляет нести затраты и проходить процедуру сертификации. По оценкам западных аналитиков, сертификация системы управления на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2000 повышает рыночную стоимость бизнеса в среднем на 10%.
Инвестиции
«Велика кишеня» с помощью инвесторов намерена стать еще больше
ОАО «Ритейл Груп», которое управляет сетью супермаркетов «Велика кишеня», в начале третьей декады декабря зарегистрировала сделку по продаже 10% своих акций за $27,5 млн. По мнению Томаша Фиалы, управляющего директора компании Dragon Capital (которая является организатором и агентом сделки), таким образом рыночная капитализация «Ритейл Груп» по итогам сделки составляет $275 млн. Покупателями акций компании выступили серьезные западные инвесторы, такие как DWS (подразделение Deutsche Bank), East Capital, Julius Baer (всего 8 компаний), совокупно управляющие более чем $210 млрд., а сама сделка была зафиксирована на ПФТС после включения компании в котировальный список третьего уровня. Упомянутая сделка скорее носит гибридный характер, имея черты IPO и частного размещения. Так, по словам Томаша Фиалы, организаторы вообще не предлагали акции в открытую, ограничившись избранными иностранными инвесторами. «Возможно, по этим акциям и будут совершаться какие-то сделки, — говорит Томаш Фиала. — Но все покупатели являются инвесторами среднесрочными и, видимо, будут держать их до IPO на Лондонской фондовой бирже». Подготовка к нему как раз и началась с внутреннего размещения акций.
Привлеченные от продажи акций средства «Велика кишеня» направит на усиление рыночных позиций в Киеве, Харькове (планируется открытие трех новых торговых центров), Николаеве, Херсоне и на открытие супермаркетов в Чернигове и Кировограде. В частности, в 2006 г. предполагается открыть не менее 15 магазинов и в 2007 г. — 20 магазинов. В связи с тем, что продавались существующие акции, а не акции новой эмиссии, ни Томаш Фиала, ни председатель наблюдательного совета компании «Ритейл Груп» Роман Лунин не решились назвать сумму реального эмиссионного дохода, поэтому неясно, какая часть из привлеченных средств станет чистыми новыми вложениями в бизнес. Тем не менее, как сообщил Р. Лунин, инвестиции компании в развитие в 2006 году оцениваются в $30-35 млн. без учета $20-25 млн. инвестиций в недвижимость, которые будет осуществлять другая компания группы, работающая в данной сфере. Он добавил, что «Ритейл Груп» пока не планирует выплачивать дивиденды, а будет реинвестировать всю полученную прибыль в развитие.
По словам Р. Лунина, согласно утвержденной стратегии компании на 2006-2007 гг. «Велика кишеня» будет продвигать два формата магазинов — супермаркета (площадь — 1,5-3 тыс. кв. м и 25 тыс. наименований продукции) и гипермаркета (6-6,5 тыс. кв. м и 55-56 тыс. наименований). Он добавил, что в регионах формат гипермаркета особо предпочтителен, и к концу следующего года компания намерена довести их количество до 6. Кроме того, перспективным направлением, по его мнению, является открытие фармаркетов площадью до 200 кв. м в гипермаркетах. В настоящее время сеть состоит из 21 супермаркета и одного гипермаркета. По прогнозам Р. Лунина, до конца 2005 г. чистый доход от реализации без НДС «Великої кишені» составит до $270 млн., а в 2006 г. — $440 млн. («Велика кишеня» последние три года показывала двукратный рост оборотов ежегодно). По его мнению, это позволит увеличить капитализацию компании с нынешних $275 млн. до более чем $0,5 млрд. Именно при достижении этого показателя руковоздство «Ритейл Груп» считает целесообразным выходить на IPO, которое, по словам Р. Лунина, может произойти в 2007 г.