Сегодня Fitch Ratings изменило прогноз по долгосрочным рейтингам НАК “Нафтогаз Украины” в национальной и иностранной валюте, которые находятся на уровне “BB-” (BB минус), со “Стабильного” на “Негативный”. Данное рейтинговое действие отражает среднесрочные и долгосрочные негативные факторы кредитоспособности компании и ее выпуска еврооблигаций объемом $500 млн. ввиду недавнего существенного увеличения цен на импорт природного газа из Средней Азии, в частности, из Туркменистана.
Теперь “Нафтобаз” должен платить $95 за 1 тыс. куб. м природного газа, в то время как ранее цена составляла $50 за 1 тыс. куб. м газа, выплачиваемых “Газпрому”, и $44 за 1 тыс. куб. м газа – Туркменистану. В то же время тариф на транспортировку газа для “Газпрома” составляет $1,6 за 1 тыс. куб. м на 100 км. При новых ценах общее повышение затрат “Нафтобаза” на российский газ составляет примерно $200-250 млн., что, по мнению Fitch, не настолько существенно, чтобы привести к изменению рейтингов компании.
“Однако проблема заключается в том, что повышение цен до $95 за 1 тыс. куб. м газа распространяется не только на украинский импорт газа из России в объеме около 25 млрд. куб. м, но и примерно на 35 млрд. куб. м газа, которые Украина импортирует из Туркменистана”, – отметил Джефри Вудраф, директор энергетической группы Fitch.
При новых ценах на уровне $95 за 1 тыс. куб. м ожидается, что чистые расходы “Нафтобаза” на газ (общая стоимость газа за вычетом доходов от транспортировки газа) в 2006 г. увеличатся почти на $1,8-2 млрд. Указанная сумма может незначительно варьироваться в зависимости от баланса поставок газа из России и Средней Азии, однако анализ Fitch основан на средней цене на газ на российско-украинской границе на уровне $95 за 1 тыс. куб. м и объеме импорта в 60 млрд. куб. м.
На решение об изменении прогноза по рейтингам на “Негативный” также повлияло новое соглашение с “Газпромом” относительно условий контракта на закупку газа. Согласно этому соглашению тариф на транспортировку газа для “Газпрома” через территорию Украины является фиксированным на период в пять лет, в то время как цены на газ для Украины могут пересматриваться каждые шесть месяцев. Такое условие фактически ограничивает способность “Нафтобаза” по возмещению дополнительных затрат за счет “Газпрома” и может оказать давление на рейтинги компании в сторону их понижения. Другим фактором обеспокоенности Fitch является неспособность “Нафтобаза” переложить эти затраты на промышленные предприятия и энергетические компании в условиях фиксированных цен в стране. Также ожидается, что политические факторы будут играть значительную роль в защите промышленных потребителей от резких повышений цен, которые могут вызвать финансовые проблемы, что в свою очередь может повлечь за собой увольнения и социальные волнения накануне выборов. Понижение рейтингов “Нафтобаза” может последовать за неспособностью в достаточной степени компенсировать увеличивающиеся затраты, которые приведут к ухудшению основных показателей движения денежных средств и кредитоспособности компании.
Прогноз по рейтингам может быть изменен на “Стабильный”, если “Нафтобаз” продемонстрирует способность компенсировать увеличивающиеся затраты на природный газ за счет пересмотра договоренностей по ценам и повышения тарифов на транспортировку или же способность перекладывать эти затраты на украинских конечных потребителей. Помимо этого, Fitch учитывает степень государственной поддержки, так как “Нафтогаз” является 100% государственной компанией и значимой частью инфраструктуры транспортировки газа в стране. Fitch отмечает вероятность оказания компании определенной государственной поддержки, чтобы помочь ей компенсировать некоторые из указанных негативных факторов по затратам.