Январское повышение цен на газ — первая психическая атака перед серьезным наступлением. Но до 2008 года у Украины есть козыри, которые необходимо начинать разыгрывать как можно быстрее.
Газовый кризис, разразившийся в конце прошлого года, поставил перед Украиной вопрос о ее дальнейшей стратегии развития. Вопрос, который бизнес задавал власти в течение всего прошлого года — куда ведете страну? — был поставлен прямо в лоб, без обиняков и реверансов извне. Сырьевая экономика государства съедает сегодня в пять раз больше энергоресурсов, чем аналогичные по размеру западные страны. Поэтому без диверсификации источников энергии, при отсутствии модернизации украинской промышленности и коммунального хозяйства вполне реальное в ближайшей перспективе очередное повышение цены на газ может оказаться критическим.
Чтобы держать удар, нужно быть в хорошей форме
Энергетические ресурсы сегодня являются одним из основных богатств России и не последней причиной принятия этой страны в Большую восьмерку. Западным экономикам как воздух нужен доступ к огромным ресурсам нашего соседа, что увеличивает как спрос, так и цену на них. Поэтому вполне закономерно, что Россия пытается использовать данный козырь по максимуму. Повышение цены на газ для Украины прогнозировалось как минимум после президентских выборов 2004 года, но полученную отсрочку во времени власть не использовала для того, чтобы подготовить отечественный бизнес к новым условиям существования. Кризис застал страну в самый неподходящий момент, и никакой лучшей тактики, чем защита, власть не нашла. Не подготовившись загодя, «Нафтогаз» был вынужден принять все предложенные условия, лишь бы закрепить компромиссную цену в $95 за тысячу кубометров.
В итоге теперь фактически весь импорт газа Украина будет получать из одного источника (доступ к альтернативным поставщикам отрезан), поставки газа никак не увязаны с его транзитом, а национальная экономика будет ощущать снижение инвестиционной привлекательности в связи с угрозой постоянного повышения цены на энергоресурсы. К тому же, как полагают эксперты, борьба за газотранспортную систему Украины еще не закончена. Повышение цен — очередная попытка установить контроль над столь важным активом. Ведь, если не предпринять кардинальных шагов по нивелированию возросших цен (за счет рационального энергопотребления, диверсификации поставок, использования нетрадиционных источников), через некоторое время страна может превратиться в неплатежеспособного должника и потерять контроль над газовой трубой или рядом стратегически определяющих предприятий.
Как сказал Игорь Еремеев, народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, «уже в нынешнем году цена не будет $95, а возрастет приблизительно до $140. Компания «РосУкрЭнерго», супермонополист на территории Украины, которая будет диктовать цену для всех химических предприятий страны, металлургической промышленности, а фактически это возможность приватизировать все указанные предприятия путем экономического шантажа и давления».
Чтобы сдать госэкзамен, нужно знать вопросы загодя
По предварительным подсчетам, повышение цены на газ обойдется стране дополнительно в $2 млрд. ежегодно при цене в $95. Если учесть поступления за транспортировку российского газа по новому тарифу $1,6 на 100 км за 1 тыс. кубометров (что составит около $800 млн.), итог «газового пересчета» для Украины составит минус $1,2 млрд. Откуда возьмется эта сумма — пока неизвестно. Как прогнозируют специалисты, основной груз повышения цен в I квартале примет на себя промышленность (рост цен на газ и электроэнергию), а после выборов — и население (через повышение тарифов на газ, электроэнергию, отопление и горячую воду). Кроме того, для покрытия издержек могут быть значительно урезаны некоторые бюджетные программы (в том числе социальные и инвестиционные).
Как рассказал «&» Владимир Сапрыкин, директор энергетических программ Центра им. А. Разумкова, «в сегодняшних условиях цена газа внутри Украины будет составлять не менее $110, и задача правительства — распределить ценовую нагрузку повышения цены на газ между всеми его потребителями. В первом полугодии некоторые отрасли промышленности могут просто остановиться (например производство аммиака). Это, возможно, затронет и отдельные металлургические предприятия».
Ильдар Газизуллин, эксперт Международного центра перспективных исследований, придерживается несколько иного мнения: «При повышении цены газа вдвое в 2006 году до $160 (на конец 2005 г. цена для потребителей составляла около $85) украинская экономика сохранит позитивные темпы роста. Очевидно, что более высокая цена на газ может привести к спаду производства в наиболее энергоемких производствах. По нашим оценкам, увеличение цены импорта российского газа вчетверо — от цены в $50, торговая война с Россией и уменьшение инвестиций может отнять от роста ВВП до 8% (например, если прогноз роста ВВП на 2006 год был 5,5%, то в результате повышения цены на газ спад ВВП составит 2,5%). Однако наиболее вероятным следует считать эффект оздоровления экономики вследствие больших стимулов к ресурсосбережению и повышению продуктивности».
Большое влияние на экономику приобретает и ценовая политика Туркменистана. Стопроцентных гарантий того, что и эта страна по примеру России не захочет поднять цену на свое голубое топливо, у Украины нет. По информации некоторых российских СМИ, президент Туркменистана Сапармурат Ниязов может сделать это уже в конце января (после намеченной на этот период встречи с Владимиром Путиным). Такой шаг автоматически приведет к повышению цены газа, поставляемого в Украину компанией «РосУкрЭнерго» и еще больше сократит прибыльность украинского бизнеса.
Горящие тузы
Украина пока еще остается серьезным транзитным игроком, что дает ей возможность использовать свое положение для решения возникших проблем. «Лобовые» действия России по отношению к Украине серьезно напугали Европу, заставив во весь голос заговорить об энергетической безопасности. И Украина как страна, декларирующая свои европейские амбиции, должна решительнее включаться в данный процесс (в частности, в европейские программы развития альтернативных источников энергии, интеграции энергетических рынков европейских стран, диверсификации газовых поставок в Европу и собственных поставок). Как отмечает агентство «Франс пресс», сейчас ЕС импортирует около 40% необходимого ей природного газа. Эксперты полагают, что к 2020 году эта цифра достигнет 70%. В частности, европейские правительства сегодня рассматривают вопросы инвестиций в постройку морских терминалов для получения и хранения сжиженного газа, а также прокладку газопровода для транспортировки газа из Средней Азии по дну Черного моря через территорию Украины. Среди других источников перспективными называют маршруты транспортировки газа из Египта и Ближнего Востока, переход на использование биогаза, угля и ядерной энергии.
Стоит еще раз упомянуть и о внедрении новых инновационных и энергосберегающих технологий. Понятно, что их использование способно экономить десятки миллионов долларов в год, но начинать эти программы необходимо уже сейчас, не откладывая. Времени у нашей страны осталось немного. С введением Россией в 2008 году трубопровода, прокладываемого по дну Балтийского моря в целях экспорта газа в Западную Европу, козырей для отстаивания своих энергетических интересов у Украины будет все меньше. Наша страна находится в ситуации, когда «Не подождет!».
Как вести игру, и есть ли у Украины козыри? Ильдар Газизуллин, эксперт Международного центра перспективных исследований: Пересмотр договора от 4 января 2006 года весьма вероятен. Козыри у Украины есть. Во-первых, наша страна по-прежнему владеет газотранспортной системой и транспортирует около 80% российского газа в Европу. Поэтому и «Газпром», и «Нафтогаз Украины» остаются обоюдными монополистами. Во-вторых, Украина еще может компенсировать результаты неудачной внешней политики эффективными действиями на внутреннем рынке. Прежде всего среди государственных предприятий, через улучшение регулирования и управления естественных монополий в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве. Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества: Цены на газ в 2006 году поднимут точно. Компания «РосУкрЭнерго» представляет интересы руководства России и заниматься меценатством не станет. Чтобы решить проблему, нашей стране в первую очередь нужно создавать и находить стабильные механизмы в работе с Россией. Сейчас Украина себя ведет как супердержава, которой она, разумеется, не является. Валерий Асадчев, народный депутат, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета:
— Основной риск — неопределенность по цене газа в ближайшие годы. Поэтому бизнесу будет очень сложно корректировать инвестиционные планы, не имея точной информации о цене и темпах ее повышения. Повышение цены импорта теоретически можно было бы отложить, настояв на условиях прежнего договора. Вместе с тем повышение цен на газ для внутренних потребителей было неминуемым в любом случае. Неоправданно низкие внутренние цены для всех категорий потребителей давали ложные сигналы для бизнеса, не стимулируя модернизацию экономики.
— Надо понимать, что Россия уже сейчас начала достаточно жесткую и прагматичную политику по отношению к Украине. Уже введены ограничения на поставку газотранспортных труб. Подобные меры будут связаны и с другими нашими товарами.
— В любом случае в дураках мы не остались. Договор для Украины очень выгодный. А Россия прекрасно понимает, что сделанный выпад ей на пользу не пойдет. Европа будет делать все для того, чтобы уменьшить свою зависимость от российского газа. Козырями Украины являются: газотранспортная система как гарантия поставок газа в Европу (ведь на любое повышение цены можно повышать стоимость транзита); участие в интеграционных инициативах типа ЕЭП; налаживание партнерских отношений с Россией с целью поддержки ее энергетических инициатив (участие в североморском проекте); участие Украины в формировании общеевропейского энергетического рынка и программ безопасности через совместное развитие проектов альтернативных поставок энергии.