Site icon Companion UA

Капельное соревнование

Shell Eco-marathon — это не только хорошая образовательная платформа,
но и возможность придать нужную окраску корпоративному бренду.

Крупнейшие мировые нефтегазовые гиганты в последнее время активно ведут разработки в сфере альтернативной энергетики, занимаются технологиями энергосбережения и вопросами экологии. Они это делают по двум главным причинам. Первая — их бизнес действительно опасен для окружающей среды, и продолжающаяся катастрофа в Мексиканском заливе — очередное тому подтверждение («зеленые» уже посоветовали ВР, виновнице случившегося, сменить свой зеленый логотип). Вторая — запасы углеводородного сырья не бесконечны, интерес к альтернативным видам топлива растет, поэтому есть желание стать лидерами и в зарождающихся сегментах энергетического рынка. «Альтернативная» деятельность имеет самые разные формы. Одна из них — проект Shell Eco-marathon (SEM) крупнейшего международного соревнования по энергоэффективности автомобилей и их двигателей, в котором принимают участие команды университетов и средних школ.

Этим проектом Royal Dutch Shell занимается с 1985 г. Однако в этом году соревнования впервые проводятся на трех континентах: к Европе и Америке добавилась Азия. Европейский этап прошел в начале мая на автодроме EuroSpeedway (Лаузиц, Германия). Впервые в соревновании приняла участие украинская команда. Ее сформировали в Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете (ХАДИ), в котором давно работает лаборатория скоростных автомобилей. Главным спонсором стала Хонда Украина, поэтому полное название команды — «ЛСА-ХАДИ — Honda». Кстати, логотип Honda можно было видеть еще на дюжине автомобилей, принявших участие в SEM. Другие автомобильные бренды пока практически не замечают этих соревнований. У Honda своя логика, о которой Хидето Ямаскаки, президент Хонда Украина, сказал так: «Honda — один из мировых лидеров в области технических инноваций, направленных на создание энергоэффективных и экологических средств персональной мобильности. Следуя принципу нашей философии уважения к личности, которое проявляется в развитии ее творческого потенциала, мы поддерживаем молодые таланты по всему миру. Honda начала разрабатывать экологические инновации, призванные снизить уровень выбросов и более экономно использовать природные ресурсы, еще в 1960-х. Сейчас научно-исследовательская деятельность компании ведется сразу в нескольких направлениях с целью, испробовав весь спектр возможностей, найти лучшее средство персональной мобильности будущего. Практически все эти направления представлены и в проектах студентов на Shell Eco-marathon».

Разумеется, ни Shell, ни Honda не рассчитывают, что что-то из студенческих разработок пригодится в их бизнесе. Цель компаний иная — инвестировать в талантливую молодежь, увлеченную деятельностью, интересную самим спонсорам, и поддерживать общественный интерес к вопросам экологии. Все это, безусловно, положительно сказывается на имидже их брендов.

SEM — хорошая образовательная платформа. В проекте 2010 г. участвуют около 5 тыс. студентов, 393 транспортных средства из 316 учебных заведений, представляющих 42 страны. В Лаузиц приехали 2,5 тыс. человек, представляющие 213 команд из 22 стран. Транспортные средства сведены в две категории:

Использованы двигатели двух типов: внутреннего сгорания (148 авто) и на топливных элементах (в них водород соединяется с кислородом, и в результате вырабатывается электрическая энергия, питающая электромотор, — 53 авто). В Лаузице показательно «гонялись» и 12 электромобилей (в том числе с солнечными батареями). Топливо было как традиционное (бензин — 122 автомобиля, дизельное — 10), так и альтернативное (биотопливо — 13 авто, сжиженные газы — 3).

Цель соревнования — использовать минимальное количество горючего для преодоления заданной дистанции. На финише тщательно измеряется его остаток и вычисляется дистанция, которая была бы пройдена данным транспортным средством на энергетическом эквиваленте одного литра топлива (так как калорийность всех его видов различна). Чтобы попытка была засчитана, в Лаузице прототип должен проехать восемь кругов (25,5 км) с максимальным временем 51 минута (средняя скорость — примерно 30 км/ч). В процессе движения для экономии топлива все водители время от времени глушат двигатели, позволяя автомобилю катиться по инерции. Команды-победители и призеры, кроме морального удовлетворения, получают по €500-1000.

Абсолютным победителем европейского этапа SEM в этом году стала команда университета из французского Нанта. Представленный ею прототип с топливными элементами теоретически проехал бы 4896 км. Тем самым был побит рекорд пятилетней давности. Однако лучший результат для двигателей внутреннего сгорания (3771 км), установленный в 2009 г., устоял (лучший результат 2010 г. — 2965 км). Украинская команда показала 570 км и стала 28 среди прототипов с двигателями внутреннего сгорания (из 67, прошедших квалификацию) и 43 в общем зачете (все 15 зачтенных авто с топливными элементами оказались более эффективными).

Exit mobile version