Site icon Companion UA

Человек играющий

Широкое использование азарта производит не только революцию в сфере развлечений и бизнесе. Оно способно изменить структуру, стратегию и условия конкуренции целых отраслей.


Азарт позволяет не только снять маску с человека, но и является мощным средством самоконтроля и стимулом рождения инноваций


Два столетия назад изменения в производстве и доставке продукции привели к индустриальной революции. Современная экономика, согласно исследованиям компании McKinsey, находится на раннем этапе смены очертаний экономической активности. Виной тому — изменившиеся формы взаимодействия между людьми и компаниями.


Стиль жизни человека за последние десятилетия кардинально изменился. В связи с возросшими доходами перед ним уже не так остро стоит вопрос об обеспечении хлеба насущного. Это позволяет тратить все больше и больше денег на досуг, собственное развитие и предметы роскоши. Согласно исследованиям специалистов «Бостонской консалтинговой группы» (BCG), Европа, США и страны Юго-Восточной Азии вступают в эру «новой роскоши». Рынок этих товаров во всем мире составляет сегодня порядка $400 млн., а к 2010 году достигнет $1 трлн.


Как отмечает французский философ Жан Бодрийяр, современная цивилизация принадлежит к культуре катастрофы, поскольку мы перешли в мир симулякров (виртуальный мир, живущий по своим самодостаточным законам), неких знаков, оторванных от реальности. Побочным явлением данного процесса является то, что жизнь становится скучной и абсолютно прогнозируемой. Чтобы выбраться из такого «замкнутого круга», люди все чаще начинают использовать азарт. Для них он выступает как протест против навязанных норм, как желание снять маску, почувствовать сущность вещей и все прелести жизни здесь и сейчас. Новые источники впечатлений и адреналина становятся важным фактором нормальной жизнедеятельности современного человека.


Лекарство от скуки


Азарт как лекарство от скуки проявляется в различных формах. Это и классические азартные игры, существующие с незапамятных времен, мобильные развлечения, спорт, методы мотивации персонала компаний к достижению поставленных целей и т. п. По свидетельству психологов, в основе азарта лежит природный инстинкт самосохранения. А узнать, кто выживет (кто является сильнейшим), позволяют соревнования, выраженные в форме азартных игр. Азартный человек легко увлекается, а выходит из этого состояния тяжело. Его мозг начинает вырабатывать вещество, подобное наркотическому. Недаром, по свидетельствам историков, Александр Македонский набирал себе армию из азартных воинов.


Азартным игроком может быть даже домохозяйка. Поход по магазинам способен обернуться для нее увлекательнейшей «охотой», снимающей накопившееся напряжение. Женщины все больше включаются в мир азарта. Они превращаются в наиболее активную категорию участников лотерей, рекламных акций и скидок, растет их доля и среди посетителей казино. Последние не только являются мощным источником пополнения государственной казны, но и сверхприбыльным бизнесом. Например, известный американский бизнесмен Керк Керкорян (41 место в списке самых богатых людей мира журнала Forbes, состояние — $5,8 млрд.) развил свой бизнес именно на воздушной транспортировке богатых игроков из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас. На сегодняшний день он владеет в игорной столице мира 11 известными казино и крупнейшим отелем в городе.


Развитие компьютерных и мобильных технологий делает азартные игры доступными каждому. Теперь казино может находиться в мобильном телефоне (который превратился в популярный инструмент развлечений), что позволяет делать ставки, находясь практически в любой точке земного шара. Мобильный игорный рынок — одна из самых быстро развивающихся отраслей игорного бизнеса. Годовые доходы от мобильных азартных игр, по различным прогнозам, увеличатся с $1,2 млрд. в 2005 г. до $7,6 млрд. в 2010 г.


Генератор бизнес-решений


Кроме способа проведения досуга и поднятия адреналина в крови, азарт превращается в мощный источник заработка и нахождения предпринимательских решений. А те компании, которые используют природную страсть человека играть и выигрывать, открывают для себя не только новые финансовые горизонты, но и получают доступ к ресурсу с практически неисчерпаемыми возможностями. Как писал в своей книге «Человек играющий» известный голландский философ Йохан Хейзинга, «С помощью игры человек расширяет горизонты для проявления собственных нереализованных желаний, способностей, фантазий». А «раз вам известно, что беспокоит ваших служащих и что они хотят получить, можно искать такие стандарты, за достижение которых они смогут бороться. Помещая эти стандарты в систему премирования, вы создаете мощное средство обучения людей. Можете использовать азарт игры, чтобы показать людям, как, достигнув их, они смогут добиться и своих личных целей, реализовать собственные мечты», — отмечает в книге «Алхимия прибыли» Джек Стек.


Азарт в бизнесе — не только мощное средство самоконтроля и стимул рождения инноваций. Он позволяет достичь успеха всем участникам бизнес-процесса — поставщикам, дистрибьюторам, потребителями, поскольку каждый из них максимизирует свою пользу, придерживаясь стратегии «выигрыш—выигрыш».


Как отмечают эксперты компании McKinsey, азарт и теория игр помогают не только лучше играть в текущие бизнес-игры, но они помогают найти новые игры (открыть новые перспективные бизнесы). Не зря многие президенты шахматных школ в США параллельно занимают одни из наивысших позиций в отделах стратегического планирования крупных корпораций. Шахматисты как никто понимают, что хорошие стратегические решения требуют необходимости принимать во внимание возможные шаги и контрмеры конкурента. Они изучают подходы соперника и согласовывают свои действия с его ходами, пытаясь достичь полной победы в игре.


Дальнейший рост благополучия населения и более широкое использование человеческого азарта, как отмечают специалисты McKinsey, будет проявляться в изменении конфигурации бизнеса, схем организации компаний и взаимодействия с потребителями, что в свою очередь изменит структуру, стратегию и конкуренцию в отраслях.

Exit mobile version