Компании, использующие природную страсть человека играть и выигрывать, открывают не только новые финансовые горизонты, но и неисчерпаемые ресурсы творчества.
Азарт человека как практически неисчерпаемый источник возбуждения задора и увлечения открывает не только заманчивые перспективы для игорного бизнеса. Компании из других отраслей, подгоняемые растущей конкуренцией, ставят его на одно из ведущих мест в решении вопросов профессионального развития и повышения творческой активности персонала, повышения продуктивности труда, налаживания внутрикорпоративных отношений, повышения инициативности и скорости принятия решений.
Советские знаки отличия — «ударник», «передовик производства», «стахановец», «победитель социалистического соревнования» и т. п. — были одними из первых мотивационных приемов, использующих человеческий азарт для потребностей производства. На Западе несколькими десятилетиями позже, «упаковав» азарт в виде игры, компании сумели получить доступ к огромным творческим ресурсам, заложенным в каждом сотруднике. Ведь еще Пушкин говорил, что «страсть к игре — самая сильная из страстей», а Билл Гейтс назвал бизнес «увлекательнейшей игрой, в которой максимум азарта сочетается с минимумом правил».
Связанные одной целью
Благодаря своей коммуникационной функции игра способствует образованию различных социальных связей между участниками, что формирует командный дух. Согласно «теории вовлечения», чем активнее человек участвует в общественной жизни коллектива, тем больше энергии он вкладывает непосредственно в рабочий процесс и тем выше результативность его труда. Применяя эту теорию на практике, многие западные компании используют активные командные игры как вид корпоративного отдыха. «Путешествуя ночью по городу, разгадывая загадки и головоломки игры «Автоквест», люди не просто борются за приз, они учатся доверять друг другу, ощущают важность скоординированных действий, становятся одной командой. А это те важные навыки, которые повышают эффективность бизнеса», — утверждает Виталий Зорин, PR-менеджер компании «Паттерн». Пейнтбол, «Автоквест» и другие подобные игры только появляются на украинском рынке, но спрос на них уже достаточно высок. «Популярность и спрос на подобного рода игры растет очень стремительно. А причина в том, что руководители различных компаний начали отдавать должное развитию корпоративной культуры», — считает Дмитрий Митленко, менеджер по рекламе развлекательного комплекса Megazone.
В ходе игры участник должен принимать решения самостоятельно, что способствует появлению у него новых взглядов на проблемы, развивает интуицию, воображение, мобилизует умения и знания. Еще одним преимуществом игры является ее способность стирать статусные грани, снимать конфликты внутри организации между разными субкультурными группами. В ходе игрового процесса участники забывают о различиях в должностях, возрасте, ценностях, интересах. Главное — чтобы было интересно. «Наличие общей игровой цели у всех участников способствует разрешению возникающих противоречий между людьми и конфликта интересов», — говорит Татьяна Землякова, начальник управления по работе с персоналом «Укрсоцбанка».
Мы заняты делом — мы играем
Активно используется игра также в профессиональном обучении и развитии сотрудников. На сегодняшний день тренинги, проводимые в игровой форме, составляют целую отрасль подготовки бизнес-специалистов. По большому счету игра является инструментом поиска управленческих решений в условиях неопределенности и механизмом создания среды, в которой участники могут увидеть последствия своих деловых решений. И если в реальном бизнесе любая ошибка обращается финансовыми потерями, то неверный ход в игре не приводит к таким плачевным последствиям. «Деловая игра — метод обучения, помогающий решать не только профессиональные задачи, которые стоят перед участниками. Игра постоянно несет в себе и воспитательный момент — умение работать в команде, взаимодействовать для достижения определенной цели, системно мыслить и понимать функциональные обязанности», — утверждает Татьяна Землякова.
По своей сути деловые игры отличаются от любых других методов обучения. В отличие от тренингов, предусматривающих соединение теории с ее отработкой на практике, в ходе деловой игры нарушается привычная цепочка. Здесь знания, умения и навыки формируются у игроков почти одновременно, в ходе практической деятельности. И в некоторых ситуациях деловая игра становится единственно возможным способом быстро добиться необходимых результатов. Ведь существует известное правило: человек запоминает 10% того, что слышит, 30% того, что видит, и 70% того, что делает сам. Российский исследователь В. И. Рыбальский установил, что при лекционной подаче материала усваивается 20% информационного материала, в то время как в деловой игре — 90%, что позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых дисциплин, на 30-50% при большем эффекте усвоения материала.
«Часто игра может использоваться в рамках тренинга, для разогрева группы, чтобы повысить эмоциональный, физический и интеллектуальный тонус, настроить людей на дальнейшее обучение. Она также может использоваться для отработки и лучшего усвоения навыков, которые даются на тренинге. Игры, направленные на создание команды, помогают руководителю превратить группу сотрудников в динамичную и продуктивную команду, что в естественной форме происходит крайне редко», — рассказывает Вера Шацкая, бизнес-тренер компании NORDIC.
Азарт нам строить и жить помогает
Основанная на человеческом азарте, интересе, кураже, игра способствует не только управлению людскими ресурсами. Она является достаточно эффективным инструментом продвижения продукции компании, средством привлечения новых клиентов. В сфере услуг игра нередко используется как маркетинговый ход. К примеру, сегодня наличие бильярдного стола — один из важных критериев при выборе того или иного развлекательного заведения. Включая в развлекательную программу новые игры, компании получают возможность развиваться, завоевывая тем самым новую клиентуру. Иностранные туристы согласно исследованиям в среднем остаются на 2-3 дня дольше в гостинице, при которой есть поле для гольфа. Рассказывая о своей компании, Виталий Зорин подчеркивает, что очень часто игра — это эффективное средство продвижения основного бизнеса. «Зарабатывать на «Автоквесте» пока не удается, поскольку игра считается новинкой на украинском рынке. Однако благодаря «Автоквесту» нам удалось по-новому заявить о нашем клубе, который и является организатором игры, увеличить количество его клиентов», — добавляет он.
Уникальное свойство игры вызывать интерес, надолго удерживать внимание людей в последнее время широко используется в маркетинге и рекламе. В наше время информационное пространство перенасыщено информацией, поэтому единственная возможность донести рекламу до потребителей — сделать процесс ее получения ярким и увлекательным. Различные игры способствуют этому лучше всего. Согласно исследованиям, проведенным компанией Fore Systems, внедрение игры в промоакции продукции компаний позволяет поднять объем продаж на 40-60%. Помимо прочего, компания получает дополнительные выгоды от игры — она не только продает продукт клиенту, но и делает его добровольным распространителем рекламного сообщения.