На азартные игры, как и на любой вид продукции, существует свой колеблющийся спрос. В Украине он неравномерен: одни сегменты практически насыщены, другие находятся в состоянии застоя.
Основные сегменты индустрии азарта — казино, игровые автоматы, лотереи и тотализаторы. В разных странах спрос на них разный. Так, в Украине в отличие от США и многих европейских стран люди охотно посещают казино и играют на игровых автоматах, однако редко покупают лотерейные билеты и с большим скепсисом относятся к отечественным букмекерам, предпочитая иностранные компании с хорошей репутацией, но меньшими коэффициентами.
Выгоднее играть по-крупному
Операторы рынка утверждают, что в Киеве, где в данный момент умудряются прибыльно существовать не менее 100 казино, концентрация игорных домов чрезмерная. В то же время стоимость лицензии и налоговые ставки в азартном бизнесе увеличиваются, а потому ожидать от рынка можно, во-первых, консолидации и, во-вторых, качественного роста. Уже сегодня наблюдается активное вымирание мелких заведений (до трех столов) и сокращение сетей казино. Например, сеть казино «Будапешт», несколько лет назад состоящая из трех казино и нескольких филиалов, не выдержав конкуренции, вынуждена была оставить только один, основной.
На крупные же казино (от шести столов) налоговые изменения сильно не повлияют, тогда как улучшением сервиса и совершенствованием заниматься придется еще серьезнее. Хотя посетителя киевских казино уже даже можно назвать избалованным, так активно за него борются игорные дома и клубы, наперебой предлагая розыгрыши дорогих авто и другие подарки.
Наиболее эффективно работают те заведения, которые смогли занять свою нишу, заполучив ценных постоянных клиентов (они приносят казино до 70% прибыли).
Сегодня ситуация на столичном рынке далека от той, что была в 1990-х годах. Никаких толп желающих оставить тысячи долларов нет. Их место занял более взыскательный, уверенный в себе, аккуратный и интеллектуальный человек с особыми капризами и вкусами. В конкурентной борьбе за искушенного посетителя казино приходится чем-то жертвовать: ограничивать круг клиентов, повышая уровень минимальных ставок, научившись хотя бы на время расставаться со злостными нарушителями порядка, даже если это особо ценные клиенты. Привлекать бонусами, дорогими подарками (от ужина до организации годовщины свадьбы с предоставлением номера в гостинице), уже упомянутыми розыгрышами немалых сумм, автомобилей и путевок, бесплатными трансферами (в том числе для приезжих из других городов страны). А вот казино Mirald, например, пошло совершенно иным путем: здесь проводятся международные турниры по американскому покеру — люди играют не против казино, а друг с другом. Для тех же, кто не силен в покере, при казино открыта школа — приходи, играй и становись постоянным клиентом заведения.
В принципе, операторы рынка склоняются к тому, что количество казино не будет расти. Чтобы выйти сейчас на этот рынок, нужны огромные вложения для создания масштабного проекта и готовность ждать 2-3 года, пока он окупится. Плюс кристальная честность и профессионализм персонала — проверить эти два фактора в новое казино всегда съезжаются самые умные, требовательные и состоятельные клиенты.
Плата за отдых
Аудитория сегодняшних казино тоже немало отличается от казино вчерашних. Исследования, проведенные компанией «РосБизнесКонсалтинг», показали, что 43% посетителей ходят в казино, чтобы «поймать фортуну за хвост», 38% посещают игорные заведения ради развлекательных программ, 10% не представляют себе казино без выступлений известных артистов, а 9% ходят сюда по привычке. Как видно, настоящих игроков все-таки меньше, чем просто желающих отдохнуть за игровым столом, ознакомиться с новой шоу-программой, пообщаться с людьми своего круга (что в свою очередь сказывается на позиционировании подобных заведений). Влюбленные в игру ходят в свои казино — им неинтересно находиться за одним столом с любителями. Те же, кто ищет способов просто весело провести время, в основном посещают клубы (развлекательные заведения с казино, рестораном, диско-залом, баром и т. д.).
Кстати, одной из самых интересных особенностей развития казино в Украине можно назвать метаморфозы в отношении многих украинцев к этому виду игорного бизнеса. Все чаще поход в казино осуществляется не ради игры, а ради развлечения наряду с танцами, ужином, шоу и т. п. Заметно увеличилось количество «эпикурейцев» — тех, кто идет не выиграть, а получить комплекс удовольствий.
«Все больший процент среди игроков занимают женщины, — утверждает Сергей Третьяков, президент Украинской ассоциации деятелей игорного бизнеса. — Так, если пять лет назад слабый пол составлял 1-2% игроков, то теперь это уже 20-25%». «Раньше женщины боялись приходить — думали, что в казино их могут обидеть, оскорбить. Но чем дальше, тем больше женщин расстаются со всякими предубеждениями, девушки приходят с подругами, безболезненно оставляют $200-500, но в отличие от мужчин играют очень рассудительно и вовремя останавливаются. Есть те, кому нравятся парни-крупье, они приходят с ними поболтать, пожаловаться на жизнь или же просто понаблюдать, как виртуозно те раскладывают карты», — говорит Владимир Баланов.
Традиционно сложилось, что казино посещают люди с высоким доходом. По данным AGA Survey of Casino Entertainment, в 2004 г. средний доход клиента казино в США составил на 16% больше, чем заработок среднего американца: $53204 к $45781. Как утверждает Владимир Баланов, в Украине есть определенная градация казино, «Самые состоятельные» посетители — это завсегдатаи нескольких «своих» заведений со строгим фейс-контролем и крупными ставками («Тайм-Аут», «Авалон», «Оазис», «Премьер-Палац», «Габриэлла»). Они кочуют по ночам из одного заведения в другое, разрываясь между розыгрышами автомобиля и крупной суммы денег. В то же время комплекс «Арена» задуман по принципу казино Лас-Вегаса: пройти к ночному клубу, ресторану, барам можно только через зал со столами и автоматами, где собирается разная публика, а для особо взыскательных и капризных существует VIP-зал.
Всенародная любовь к одноруким бандитам
На сегодняшний день рынок Украины насчитывает примерно 75 тыс. игровых автоматов (в России — 310 тыс.). «Спрос на игорные автоматы постоянно растет, в среднем на 3,7% ежегодно, опережая темпы роста потребности в казино и букмекерских конторах. При этом рынок близок к насыщению», — говорит Сергей Третьяков.
Высокий спрос на игровые автоматы объясняется их доступностью массам и эффективной маркетинговой политикой операторов. Размещение игровых залов в местах повышенного скопления людей и привлекательный внешний вид «столбиков» — главные факторы успеха такого бизнеса. Согласно исследованиям большинство потребителей выбирают игровой клуб по его близости к дому (или по пути к дому). Именно поэтому большинство «Кингов», «Максбетов» и «Эльдорадо» располагаются вблизи станций метро, крупных жилых массивов, рынков, торговых центров и вокзалов. Наиболее распространенный и выгодный вариант точки — от 30 до 50 машин (от $1 тыс. до 15 тыс.), срок окупаемости в данном случае — не более года (что меньше, чем в России и Польше).
Сергей Третьяков уверен, что конкуренция на рынке игровых автоматов усилится. Наметившаяся несколько лет назад тенденция к укрупнению сетей игровых залов, вероятно, сохранится и в дальнейшем. Эксперты прогнозируют, что крупные сетевые операторы скоро смогут занять до 80% рынка. Этому поспособствует уже упомянутое введение парламентом в 2005 году новых лицензионных условий: к 22 марта нынешнего года желающего заработать на игровых автоматах обяжут уплатить разовую плату в размере 150 тыс. евро за пятилетнюю лицензию и ежемесячную налоговую ставку на один автомат — 4200 грн. А это, как и в случае с казино, приведет к закрытию мелких игровых залов по 5-10 автоматов. Рынок же окончательно будет разделен между крупными сетевыми операторами, как это происходит в России, европейских странах и США.
Что касается качественного развития сегмента, то технический прогресс обострит спрос на более интеллектуальные автоматы. А вместе с этим — на рост уровня выигрыша до 94-95% (у нас сейчас 88-92%, тогда как в Европе и США — 98%). «Все большую популярность будут приобретать видеоигры: автоматы с экраном, а не простыми барабанами. Ведь современные люди привыкают к мониторам. Хотя в казино Лас-Вегаса очень много людей по привычке все еще любят играть не на видео, а на простых барабанных автоматах», — говорит Дмитрий Потехов, президент Alliance Games Amusement.
Спортлото-2006
Несмотря на кажущуюся популярность, лотерея в Украине привлекает намного меньше азартных людей, чем в той же Америке. Так, один украинец тратит на лотерею около 5,5-8 грн. в год (тогда как в США — примерно $65 на человека). Основной причиной небольшой популярности лотереи в нашей стране эксперты называют недоверие к организаторам. Отсутствие взвешивания шаров и несовершенные лототроны ставят под сомнение честность игры и лишают лотерею потенциального потребителя.
Лотерея в большинстве стран традиционно является исключительно сферой влияния государства, и нередко она составляет львиную долю финансирования целых областей экономики страны. Например, основную часть спортивного бюджета Китая, несмотря на политический строй, также составляют поступления от национальных спортивных лотерей (около $1 млрд. в год).
Объемы же отчислений в государственный бюджет Украины от проведения лотерей, по данным управления Государственного контроля по проведению лотерейной деятельности и азартных игр, за последние пять лет составили $45,5 млн. (230 млн. грн). В Украине зарегистрированы всего пять операторов лотерей с официальными лицензиями: ООО М.С.Л.», ЧП «Украинская национальная лотерея», ООО «Телефортуна Лтд.», ЗАО «Патриот», ОАО «Государственный ощадный банк Украины». При этом около 90% всех платежей поступает в госбюджет от двух.