Фонду необходимо ограничить активность своим основным предназначением — поддержанием денежно-кредитной и финансовой стабильности.
Международная денежно-кредитная и финансовая система испытала огромные изменения за последние десятилетия. Быстрый рост движения капитала в международных масштабах, продолжительные финансовые инновации и укрепление финансовых рынков создают все большие проблемы не только для государственных политических деятелей, но и для международных финансовых учреждений. Особенно это касается МВФ, поскольку он пытается оставаться верным принципу открытости для членства стран всего мира, что инициировало важную дискуссию по поводу стратегического управления фондом.
Процесс реформирования МВФ был начат в конце 1990-х и продолжен бывшим директором-распорядителем Хорстом Кехлером, который внес новые важные инициативы. Они (в частности, попытки усилить наблюдательную функцию МВФ и так называемую особую структуру доступа) должны быть обязательно завершены. Например, введение докладов о соблюдении стандартов и кодексов (ROSC), Программы оценки финансового сектора (FSAP) и вытекающее из них увеличение прозрачности фонда могли бы внести свой вклад в усовершенствование многостороннего, двустороннего и регионального надзора. Политика особого доступа, которая стремится как к увеличению предсказуемости кредитной политики фонда, так и к охране его финансового положения, все еще ждет своего первого настоящего испытания.
Но миру необходимо смотреть гораздо глубже даже таких проблем. Руководство МВФ разделяет многие стратегические предложения, неоднократно выдвигаемые Bundesbank, который приводит доводы в пользу того, что Фонду необходимо ограничить активность своим основным предназначением — поддержанием денежно-кредитной и финансовой стабильности. Таким образом, роль МВФ в международной кредитно-денежной системе должна сводиться к введению им ключевых инструментов для поддержания макроэкономической стабильности: наблюдению и консультациям по экономической политике.
Фактически оба эти инструмента должны развиваться вместе, поскольку внутренние реформы МВФ пока продолжаются. Расширение аналитического центра и улучшение прозрачности, обеспечиваемые с помощью всесторонних консультаций и своевременной информации, послужили бы еще более детальному надзору.
С другой стороны, если бы МВФ попытался работать, скажем, в качестве международного судьи по национальной валютной политике, то он столкнулся бы с непреодолимыми проблемами, связанными с принятием и осуществлением решений. Точно так же ориентация МВФ на позицию страховщика общих рисков была бы несовместима ни с его миссией по обеспечению финансовой помощи с минимальными рисками, ни с текущей системой рефинансирования краткосрочных кредитов через безрисковые государственные резервы. Только в случае настоящего кризиса платежного баланса в одной из стран-членов МВФ должен быть готов обеспечить ограниченную временную финансовую помощь, поощряя таким образом собственную стратегическую корректировку и сигнализируя рынкам о данном обязательстве.
При этом организация развития становится несовместимой с миссией фонда. Развитие финансирования необходимо оставить Всемирному банку. Концентрируясь на своих специфических преимуществах в соответствии с четко определенными функциями, оба учреждения будут справляться с задачами более эффективно.
Действительно, осуществление многостороннего предложения об аннулировании долгов, инициированного «Большой восьмеркой», уже обеспечило беспрецедентную возможность завершить процесс реструктуризации долгов для огромного числа государств с низким доходом. Это дает МВФ возможность избавиться от «текучки» в странах с низким доходом и укрепить программу работы в областях своих основных компетенций.
Наконец, необходимое условие законности, которое МВФ обязан выполнить, — это адекватное представительство в фонде и право каждого члена высказывать свое мнение. Распределение квот должно осуществляться в соответствии с экономическим весом членов и степенью их интеграции в мировую экономику, а любые корректировки квот — в соответствии с единым стандартом для всех государств. Но чтобы поддерживать готовность стран-кредиторов осуществлять взносы в финансовую систему фонда, следует создать прочную связь между квотами с одной стороны и правом голоса, доступом к ресурсам МВФ и финансовыми взносами — с другой.
© Project Syndicate, www.project-syndicate.org; специально для «&»