Site icon Companion UA

Точка опоры

Инициатива властей по внедрению в Украине инфляционного таргетирования была позитивно воспринята в среде банкиров и финансистов. Многие субъекты хозяйствования уже в этом году могут получить точку опоры для составления как текущих, так и среднесрочных планов развития бизнеса. Впрочем, новая монетарная модель таит в себе и определенные подводные камни для тех, кто занимается ВЭД.


О необходимости коррекции действующего монетарного режима многие эксперты и госчиновники говорят не первый год. Причина, по их мнению, состоит в том, что режим уже давно не отвечает требованиям современной экономики из-за непрозрачности денежно-кредитной политики и отсутствия четких долгосрочных ориентиров изменения стоимости национальной валюты (см. «&» №38 за 2005 г.). Так, еще в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2002 г. Нацбанк отмечал о необходимости перехода к более современному монетарному режиму — инфляционному таргетированию, который применяется в настоящее время большинством развитых стран. И хотя этот же тезис повторялся и в аналогичных документах на 2004 и 2005 гг., практических подвижек в данном направлении не было никаких, так как не удавалось привлечь к реализации идеи правительство. Ведь без него осуществить переход к новому монетарному режиму невозможно: в нынешних условиях (монополизм многих рынков, госрегулирование многих цен и тарифов и т. д.) обеспечить выполнение целевых показателей инфляции одними только монетарными методами нельзя. В этой связи намерение правительства создать условия для инфляционного таргетирования, зафиксированное в Основных направлениях правительственной политики в экономической и социальной сфере на 2006 г. (утверждено постановлением Кабмина №42 от 20 января), позволяет экспертам полагать, что в нынешнем году дело наконец-то сдвинется с мертвой точки. Оптимизма добавляет и тот факт, что от Кабмина главным лоббистом идеи инфляционного таргетирования является лично министр экономики Арсений Яценюк. Еще будучи первым зампредом Нацбанка, он активно работал в этом направлении.


Согласно имеющейся у «&» информации, уже на мази находится проект меморандума между Кабмином и Нацбанком о взаимодействии в проведении экономической и денежно-кредитной политики. Главная идея документа — переход к установлению среднесрочных целей по инфляции и «распределение обязанностей» между правительством и НБУ в процессе выполнения соответствующих задач.


Вкратце, инфляционное таргетирование — это такой монетарный режим, которым устанавливается однозначный приоритет инфляции перед любыми другими целями денежно-кредитной политики (в т. ч. перед курсовыми), а также повышенная ответственность органов денежно-кредитного регулирования за выполнение инфляционных целей. В Новой Зеландии, например, невыполнение целевого показателя инфляции рассматривается в качестве основания для отставки главы центрального банка. В Украине, конечно, в подобные крайности вряд ли станут бросаться. Однако надежда на то, что власти более ответственно будут подходить к выполнению инфляционных обещаний, все же есть. Хотя бы потому, что участие в этом деле правительства автоматически подключает механизмы политической ответственности за выполнение соответствующих обязательств.


Из сказанного, собственно, вытекает первая польза от новой модели монетарного устройства для субъектов экономики — денежно-кредитная политика становится более понятной и прогнозируемой. Ведь до сих пор никто толком не мог сказать, что же для Нацбанка важнее — курс или инфляция. Де-юре, если исходить из Основных направлений денежно-кредитной политики, приоритетом была оглашена инфляция. Но де-факто НБУ намного больше усилий направлял именно на поддержание стабильности курса гривни к доллару. В итоге субъекты экономики постоянно находились под риском получить неожиданный сюрприз типа апрельской ревальвации в минувшем году. Еще одной основополагающей чертой инфляционного таргетирования является повышение прозрачности денежно-кредитной политики. То есть финансовые власти должны не только устанавливать и выполнять инфляционные цели, но и регулярно отчитываться о том, как они их достигают и как собираются преодолевать преграды, возникающие на пути. И это вторая польза для тех, кто занимается финансовым планированием. Ведь сейчас комментарий текущей ситуации от главы НБУ — большая редкость. Между тем только зная логику действий правительства и Нацбанка в конкретный момент, можно быть уверенным, что провозглашенные цели по инфляции будут достигнуты, и необходимость корректировать финансовые планы не возникнет.


Польза инфляционного таргетирования еще и в том, что цели по инфляции правительством и Нацбанком будут оглашаться на среднесрочную перспективу, тогда как до настоящего времени существовала практика установления ориентиров денежно-кредитной политики с расчетом только в один год. Но ведь любой серьезный инвестор пытается просчитать ситуацию на несколько лет вперед, особенно когда речь идет о долгосрочных проектах. И до сих пор такой долгосрочной точки опоры, от которой можно было бы отталкиваться дальше, инвесторы не имели. Как сообщил исполнительный директор НБУ по экономическим вопросам Игорь Шумило, в проекте меморандума в качестве среднесрочного ориентира по ценовой стабильности значится удержание инфляции в пределах однозначного числа в 2006-2007 гг. и стабилизация ее, начиная с 2008 г., в пределах не более 5-6%.


Впрочем, политика инфляционного таргетирования имеет и свои подводные камни, которые также обязательно нужно учитывать бизнесменам при планировании своей деятельности. Главный из них — инфляционное таргетирование — априори предусматривает если не свободно-плавающий валютный курс, то уж куда большую степень его гибкости нежели та, что имеется на сегодня в Украине. Конечно, вряд ли стоит ожидать, что НБУ уже в самое ближайшее время отпустит курс гривни в свободное плавание. Однако то, что по мере внедрения нового монетарного режима степень гибкости курса будет повышаться, является вполне вероятным. А значит, у тех предприятий, чей бизнес завязан на внешнеэкономической деятельности, наоборот, возникнут дополнительные сложности, связанные с повышением неопределенностей относительно движения курса. При этом им стоит заранее побеспокоиться о механизмах хеджирования от курсовых рисков. Тем более что эти самые механизмы в настоящее время в Украине развиты крайне слабо.


В заключение стоит отметить, что все сказанное выше заработает на полную мощь не так быстро. Ведь даже в указанном решении правительства речь идет не о непосредственном внедрении инфляционного таргетирования, а создании условий для этого. То есть текущий год может уйти на наладку данного механизма и отработку всех процедур. Окончательный же переход на инфляционное таргетирование, по мнению экспертов, возможен не ранее следующего года.


Что даст политика инфляционного таргетирования экономике?


Эрик Найман, начальник отдела выпуска финансовых инструментов АКБ «Укрсоцбанк»:
— Для экономики предлагаемая новая политика НБУ более предпочтительна, так как она будет более гибкой по решению макроэкономических проблем, нежели простое удержание валютного курса на стабильной величине. Фактически сегодня НБУ сам себя загнал в угол потребностью поддержания стабильного валютного курса. При этом инфляция и макроэкономический рост оказываются на втором плане и фактически не контролируются НБУ.


Для банков новая политика НБУ может дать новые возможности по работе со срочными контрактами на валютном рынке (в силу необходимости хеджирования для предприятий растущих валютных рисков). Предприятия же прямой выгоды от нового курса не получат. В результате увеличения волатильности валютного курса гривни предприятия-экспортеры и импортеры могут столкнуться с растущими валютными рисками. Соответственно им придется либо закладывать эти риски в цену экспортируемых/импортируемых товаров, либо выходить на срочный форвардный рынок. Однако пока еще срочного валютного рынка нет, поэтому первое время украинским предприятиям будет тяжело приспособиться к новым условиям. В то же время рост волатильности курса гривни наверняка приведет к большей адекватности валютного курса современным экономическим условиям (в условиях открытого рынка). А это, несомненно, может улучшить конкурентоспособность украинских предприятий. Например, если бы сейчас НБУ не выходил с интервенциями на валютный рынок и не продавал доллары, то курс гривни немного снизился бы. Что в условиях роста цен на газ улучшило бы позиции экспортеров.


Никита Михайличенко, эксперт «Case-Украина»:
— За теперішніх умов політика НБУ, спрямована на підтримання стабільного курсу гривні, є більш доцільною для економіки. Відмова від прив’язки до обмінного курсу має бути стратегічною метою, і рух до неї має бути поступовим та узгодженим із ситуацією в інших секторах економіки. Необхідними ж умовами переходу до режиму таргетування інфляції є більша відкритість та прозорість політики НБУ, ряд структурних змін в економіці, включаючи подальший розвиток фінансового ринку країни та ін. Крім цього, поточна ситуація, що характеризується двозначною інфляцією із незначним впливом на неї монетарної політики, уповільненням темпів реального зростання економіки, погіршенням торгового балансу та політичною нестабільністю, не створює гарних умов для зміни орієнтирів НБУ.


В разі, якщо НБУ змінюватиме ключові орієнтири, якорі своєї політики, варто очікувати збільшення волатильності обмінного курсу. Відповідно збільшаться валютні ризики для економічних агентів. В умовах недостатнього досвіду управління та мінімізації таких ризиків і фактичної відсутності необхідних для цього інструментів на внутрішньому фінансовому ринку в короткостроковому періоді можна очікувати, що ці ризики будуть покладені в основному на споживачів через зростання цін.


Виктория Грачева, финансовый директор компании «Ин-Тайм»:
— Таргетирование инфляции представляет собой перспективный метод денежно-кредитной политики в странах со зрелой экономической системой. Однако достаточных подтверждений в данный момент времени, что этот метод даст достойные результаты в условиях украинской экономики, нет. Поэтому, по нашему мнению, удерживая сейчас курс гривни в заданных границах, НБУ применяет намного более гибкий инструментарий. В этом случае субъекты хозяйствования имеют достаточно четкие ориентиры, но в то же время не лишены возможностей для быстрого маневрирования.


Что касается фиксации каких-то параметров инфляции и осуществления каких-либо мер по их достижению, это создаст дополнительные риски в основном для предприятий, ведущих активную внешнеэкономическую деятельность. Поскольку наша компания работает на внутреннем рынке, мы можем ощутить последствие изменения денежно-кредитной политики в процессе сотрудничества с нашими клиентами, работающими в рамках соответствующей бизнес-модели. А для них сильные колебания курса гривни способны повлечь изменение цены выпускаемой продукции, уменьшение прибыли, увеличение затрат. Ну а все, что плохо для наших клиентов, само собой, будет плохо для нас.

Exit mobile version