Производство
В 2006 г. «Первый национальный винодельческий холдинг» (ПНВХ) планирует вывести на рынок принципиально новый продукт на основе вина. Детальная концепция продукта пока не раскрывается. «Мы рассматриваем этот проект как инвестиционный: вложение средств в выведение на рынок инновационного продукта с прогнозируемыми затратами и прибылью, — говорит Геннадий Кулжинский, директор по маркетингу ПНВХ. — Период инвестирования в него составит около двух лет. В этот проект планируется вложить около $2 млн. Из них значительная часть пойдет на введение продукта в розничные сети, поскольку стоимость входа в розницу постоянно растет».
Основные усилия будут направлены на информирование целевой аудитории о торговой марке (brand awareness), а также донесение до потребителей рациональных и эмоциональных преимуществ продукта. Комплекс мероприятий по продвижению будет включать как размещение прямой рекламы (телевидение, радио, наружная реклама, печатные СМИ), так и PR-мероприятия.
Что касается винного портфеля холдинга в целом, холдинг представит на рынке новую торговую марку вина в нижнем ценовом сегменте. Кроме того, появится новый продукт от TM ALeXX: очень мягкий коньяк, купажированный из спиртов более чем 25-летней выдержки. Дизайн бутылки разрабатывается в настоящее время европейскими специалистами.
Предполагается внести изменения в общую стратегию продвижения. В первую очередь это относится к таким торговым маркам, как Inkerman и «Легенда Крыма». Основной акцент будет сделан на донесение рациональных ценностей продукта до целевых аудиторий, в рамках чего планируется уже в первом квартале 2006 г. начать реализацию совместного отраслевого проекта по популяризации вина и виноделия.
По предварительным оценкам, инвестиции ПНВХ в мероприятия по продвижению новых продуктов в 2006 г. составят от $3 млн. до 5 млн.
Маркетинг
Компания Nemiroff определила приоритетным направлением развития для компании в нынешнем году расширение присутствия бренда на мировых рынках, в том числе и в России. В 2006 г. предполагается поставить в Россию 5,3 млн. дал крепкого алкоголя на сумму $330,16 млн. В прошлом году оборот торгового дома Nemiroff в России составил $262,532 млн., увеличившись на 53% по сравнению с 2004 г. В абсолютном выражении импорт продукции ТМ Nemiroff в Российскую Федерацию за 12 месяцев равнялся 4,3 млн. дал, что превышает показатели аналогичного периода прошлого года на 1,44 млн. дал (прирост 50,3%).
В 2005 г. торговому дому Nemiroff удалось достичь представленности во всех значимых национальных и региональных сетевых структурах на территории Российской Федерации. Были созданы логистические площадки в Ростове, Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге.
Не меняет планы компании и тот факт, что комиссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России признала рекламу Nemiroff ненадлежащей и нарушающей Закон «О рекламе». Возбуждено дело в отношении телеканалов по факту распространения в январе-октябре прошлого года информации о спонсоре показа бокса с указанием на рекламируемый товар — перец маринованный Nemiroff. По словам экспертов, несмотря на формальное указание на рекламируемый товар — перец маринованный, данная реклама ассоциируется у потребителей с алкогольными напитками Nemiroff. Указанный вывод подтверждается и результатами социологических исследований, где у 63% опрошенных в России данная реклама прямо ассоциируется с алкогольным напитком, водкой, а в Москве — у 77% опрошенных. Учитывая результаты этих опросов, комиссия ФАС выдала телеканалам предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Инвестиции
Компания «Союз-Виктан» рассматривает возможность привлечения дополнительных средств за счет кредитов международных финансовых институтов и выпуска еврооблигаций. Так, недавно компания взяла кредит в АКБ «Укрсоцбанк» на сумму $10 млн. По словам Андрея Охлопкова, председателя наблюдательного совета ООО «Группа компаний «Союз-Виктан», средства, привлеченные в результате кредитования, планируется направить на реализацию инвестиционной программы — развитие виноградников, виноделия, коньячного производства, а также на пополнение оборотных средств. В долгосрочной перспективе компания не исключает выход на IPO, однако пока такое решение не принято.
«Союз-Виктан» располагает производственными мощностями в Симферополе (АР Крым) и Рузе (Россия). Объем продаж продукции компании за 8 месяцев 2005 года составил 6,223 млн. дал алкогольной продукции.
По данным исследования, проведенного российской компанией «Бизнес Аналитика — розничный аудит», водка «Союз-Виктан на березовых бруньках» стала лидером среди российских особых водок по итогам сентября-октября 2005 г. В январе 2006 г. Международная ассоциация ночных клубов и развлекательных центров России в номинации «За оригинальный национальный рецепт» победителем признала эту же водку. Национальная алкогольная ассоциация России удостоила компанию «Союз-Виктан» премии «Лидер российского алкогольного рынка» в номинации «Лидер дистрибуции импортной алкогольной продукции». На протяжении 2005 г. компания реализовала в России 3,5 млн. дал продукции.
Банки
«УкрСиббанк» совместно с КУА «УкрСиб Эссет Менеджмент» намерен активизировать продвижение услуг фондов по управлению активами через отделения банка (более 800 по всей Украине). По мнению Александра Адарича, председателя правления «УкрСиббанка», этот рынок будет уверенно расти, что позволит фондам по управлению активами конкурировать с банками в сфере привлечения средств. По оценкам Максима Куприна, председателя правления «УкрСиб Эссет Менеджмент», к концу года количество КУА составит 200-220 компаний. По его мнению, рост объема средств в инвестфондах в текущем году окажется порядка 20 млрд. грн., примерно 90% из которых будет привлечено путем выпуска ценных бумаг венчурными фондами. Как отметил А. Адарич, текущая ситуация в Украине напоминает ситуацию, которая была в соседних странах в 1998-99 гг.: «Сейчас в Турции, Польше, Чехии очень активно развивается рынок управления активами, депозитные же рынки растут медленно». В Украине, по его словам, будет серьезная конкуренция депозитным рынкам, поскольку рано или поздно более мелкие банки, не имеющие возможности формировать дешевые депозитные базы, будут вынуждены снижать цены вследствие общей тенденции снижения ставок по депозитам. «Соответственно население, инвесторы, по крайней мере, по «классике» должны потерять к ним интерес», — добавил г-н Адарич. Это будет обусловлено также тем, что подобные банки станут более рисковыми, менее устойчивыми и уже не такими доходными, как сегодня. Еще одним фактором, способствующим развитию событий подобным образом, окажется значительная активизация в ближайшие 3-5 лет рынка акций, который в будущем станет «драйвером» фондового рынка.
В настоящее время в управлении КУА «УкрСиб Эссет Менеджмент» находятся активы трех фондов общей оценочной стоимостью чистых активов свыше 101 млн. грн. В перспективе компания с целью оптимального увеличения продуктового ряда рассматривает и возможность создания фондов облигаций, недвижимости и акций.
«УкрСиббанк» также предполагает развивать такие направления, как андеррайтинг и участие в сделках по слиянию и поглощению (как в сегменте консалтинга, так и в роли банка, содействующего финансированию указанных операций). При работе в этих направлениях «УкрСиббанк» рассчитывает на опыт BNP Paribas. «Мы уже ознакомились с продуктовым рядом, используемым этой группой на международных рынках, и видим ряд продуктов, которые хотели бы уже в ближайшем будущем предложить нашим клиентам. Это операции по хеджированию, связанные с товарными потоками, а также операции по хеджированию рисков изменения цены на ту или иную экспортную продукцию для экспортеров», — сообщил г-н Адарич.
«ТАС-Комерцбанк» стал пилотным банком для участия в программе по усовершенствованию корпоративного управления Международной финансовой корпорации. По словам Николая Виноградова, главы наблюдательного совета «ТАС-Комерцбанка», банк принял участие в этой программе потому, что «украинский рынок будет развиваться по тем же принципам, что и страны западной Европы, США». Участие в данной программе, по его словам, позволит банку стать более открытым и понятным для партнеров, получить доверие инвесторов. Имплементация рекомендаций МФК, по мнению Игоря Дурицкого, члена наблюдательного совета «ТАС-Комерцбанка», также позволит повысить нематериальную составляющую стоимости банка, его капитализацию, что будет хорошим сигналом для всех типов инвесторов. Как отметил Дезмонд О’Майник, руководитель проекта «Корпоративное управление в банковском секторе Украины», исследования, проводившиеся в России, показывают, что инвесторы готовы платить на 30% больше в случае, если компания внедрила у себя качественную систему корпоративного управления. Напомним, что ранее руководство «ТАС-Комерцбанка» заявило о планах продать к концу 2007 г. контрольный пакет акций банка иностранному инвестору.
По словам Игоря Дурицкого, в конце прошлого года МФК провела диагностику корпоративного управления банка. По ее итогам корпорация выдвинула ряд рекомендаций, среди которых — необходимость перераспределения функций между наблюдательным советом и правлением, повышения уровня всех регламентных документов и оптимизации внутреннего аудита. Николай Виноградов отметил, что наблюдательному совету необходимо стать реальным органом управления, определяющим стратегию развития банка. По его словам, в банке должно соблюдаться правило «четырех глаз» (наблюдательный совет и правление). Кстати, одним из условий участия в упомянутой программе было требование МФК по включению в состав наблюдательного совета двух независимых от банка членов. Планируется, что при содействии МФК в поиске соответствующих кандидатур они будут назначены уже до конца второго квартала.
Еще одним шагом в плане повышения стоимости банка станет увеличение в феврале этого года его уставного фонда до 600 млн. грн. путем дополнительной эмиссии акций на сумму 350 млн. грн. Ее, по словам Н. Виноградова, выкупят существующие акционеры. Кроме того, в планы банка входит привлечение трех синдицированных кредитов, первый из которых банк получит уже в феврале текущего года.