Ознакомившись с «кривой опыта», я посчитал такой инструмент мифическим. После его применения удалось снизить издержки на 18%. Но я продолжаю оставаться скептиком.
«Кривая опыта» декларирует возможность достижения эффекта от снижения продуктовых затрат в единице продукции на 10-40%. Данный эффект активно применялся в стратегии лидерства по издержкам, когда компании, имеющие большую рыночную долю и быстрее накапливающие «опыт», вели ценовую войну, выставляя цены ниже текущей себестоимости в расчете на эффект снижения издержек в будущем. Противопоставить этому оказалось возможным стратегии дифференциации и стратегию инновации — более слабый конкурент с их помощью перескакивает на кривую, имеющую больший потенциал снижения затрат. Как следствие — падение популярности такого жесткого инструмента в конкурентной борьбе и данные о более низком эффекте. В Украине мнения экспертов о его эффективности также неоднозначны.
«Дойная корова» на пути к «собаке»
Подготовка в «безучетной» обстановке
После сбора необходимой информации «добираться» до целевых 20-40% снижения сдельных издержек в единице продукции я решил, начав с функционально-стоимостного анализа изделия (Здесь ФСА не тождественно методу «АВС-костинг». — Прим. ред.). АВС-анализ и XYZ-анализ (анализ и классификация в применении ко всей «цепочке ценностей». — Прим. ред.) выявили объект для ФСА. Не буду отдельно останавливаться на алгоритмах ФСА изделия, АВС-анализа и XYZ-анализа. Они подробно описаны в профессиональной литературе. Ничего нового я не делал: только соблюдение методики, избежание типичных ошибок, слежение за применением по назначению методического инструмента и наличием условий, в которых методический инструмент сохраняет адекватность (хотя два последних момента в отечественной практике почему-то полностью игнорируются).
Достижения в действии
Затем опыт, полученный в результате работы над группой наиболее важных изделий (уже без специального анализа и мозгового штурма), был применен к другим группам изделий, где снижение сдельных издержек произошло в интервале 12,4-23%. Всего по предприятию «А» итогом стало снижение издержек на 17,9% без изменения цен и объемов продаж. В дальнейшем это позволило провести снижение цен реализации, что сыграло на увеличение объемов продаж и способствовало росту прибыли уже за счет роста объемов бизнеса. Ведь сниженные издержки в шахматной партии конкуренции — это проходная пешка, которой жертвуют, чтобы выиграть партию в целом.
Опыт — сын ошибок
Несмотря на личный опыт применения «кривой опыта», я остался скептически настроен по отношению к ее эффективности в отечественных условиях по четырем причинам:
• значительному числу украинских компаний для применения «кривой опыта» необходима широкая предварительная подготовка, включающая в себя даже изменение менталитета собственников;
• личное применение «кривой опыта» я склонен относить к разряду спорных успехов, так как снижение издержек на 18% в компании, где ранее ими попросту никто не управлял, не дает основания утверждать, что данный инструмент имеет общее, универсальное действие;
• способ применения «кривой опыта» в качестве прогностичного инструмента по отношению к выявлению резервов снижения издержек через применение ФСА не дает ожидаемого эффекта. По моим подсчетам, функционально-стоимостный анализ выявил лишь 4,4% (и 4,6%, если учесть эффект от пременения ФСА во всех группах товаров) резерва из достигнутого, что скорее соответствует среднестатистическому отклонению от отсутствия улучшения. Недаром в рейтинге эффективности мероприятий по получению эффекта «кривой опыта» ФСА ставят достаточно низко — на границе второго и третьего десятка рекомендуемых действий.
• и наконец, «кривая опыта» — инструмент стратегического контура управления. Ее теоретическое обоснование дает лишь вероятный размер выигрыша. А успешное его достижение — результат правильного применения. На практике встречается нечасто.
В то же время данный опыт свидетельствует о том огромном резерве снижения издержек, который имеется в украинских компаниях, прошедших этап бурного роста бизнеса. В них действительное управление затратами — только ближайшая перспектива. А комплекс действий, связанных с применением «кривой опыта», помогает компании наладить это управление, одновременно указывая на места, где экономия должна проявиться, и значит — должен быть резерв для развития. В описываемом холдинге проведенные мероприятия выявили резерв средств, достаточный для запуска одного нового бизнеса, который холдинг создавал с нуля.
Кривая со многими жизнями По определению Брюса Д. Хендерсона («Бостон Консалтинг Груп», 1974 г.), «кривая опыта» — результат совместного эффекта обучения, специализации, инвестиций и масштаба. Эффект каждого из этих элементов известен лишь приблизительно, и, таким образом, эффект «кривой опыта» также является некоторым приближением». Впервые эффекты, связанные с обучением организации, были детально изучены Теодором Райтом, который в 1922 г. работал инженером в авиастроительной компании «Куртисс Эроплэйн энд Мотор Кампани» (США). В результате первого проведенного исследования затрат рабочего времени на сборку самолета он обнаружил эффект снижения затрат на 20% при увеличении опыта работы на 100% (удвоении опыта). Открытие эффекта обучения и его применение позволили Райту не только вывести свою компанию в лидеры, но и сделали его главой авиапрома США. На этой должности он с успехом применил «кривую в 80%» во всей авиационной промышленности. Более широко эффект обучения был изучен и описан консалтинговой компанией «Бостон Консалтинг Груп», специалисты которой обнаружили, что не только затраты труда работников, но и все общие затраты имеют тенденцию к снижению с накоплением опыта или, что правильнее, объема произведенной продукции. С этого времени «кривая обучения» стала «кривой опыта». Изменилось с учетом роста факторов модели и ее математическое описание, а также данные о действии эффекта. В зависимости от отрасли сокращение затрат колеблется от 10 до 30% при удвоении объемов производства. Данные исследования легли в основу построения матрицы БКГ. Несмотря на некоторое падение популярности этого инструмента в конкурентной борьбе и данные о более низком эффекте, на сегодняшний день неопровержимыми остаются два факта: «кривая опыта» существует и действует; «кривая опыта» однозначно является инструментом прогноза общих издержек. На пути к закату Совсем недавно я узнал, что описанная в статье фабрика «А» уже не выпускает свою основную в былое время продукцию, поскольку оставшаяся прибыльной продукция (продаваемая не через торговый дом «Б») не возмещает затрат на содержание фабрики. Торговый дом «Б» продает продукцию зарубежного производителя, который сумел предложить ее с доставкой в Киев по цене ниже, чем переменные издержки в единице этой же продукции при ее производстве на своей фабрике «А». Того самого зарубежного производителя, цены которого ранее были на 30-40% выше себестоимости фабрики «А». Холдинг встал перед выбором: либо конкурировать на отечественном рынке против более низкой цены зарубежного конкурента, либо договориться с конкурентом об уровне цен и использовать свою сбытовую сеть для продажи зарубежной продукции (при этом остановив выпуск этой продукции на собственных производственных мощностях). Разумеется, прибыли от бизнеса «А + Б» уже совсем не те, что ранее. Если сбытовая компания еще способна приносить доход, то капитал владельцев холдинга, вложенный в фабрику «А», остался замороженным в станках и сооружениях без шансов вернуться ни ликвидационной стоимостью, ни доходом (приведенные иллюстрации демонстрируют развитие этой ситуации). По ходу дела Параллельно со сбором информации о бизнесе «А + Б» из нее, как мозаика, формировалась информационная структура контроллинга. К результативности «кривой опыта» эти находки не имеют отношения, но на одной из них стоит остановиться отдельно. Когда «А» и «Б» удалось объединить общей моделью «выручка-издержки», оказалось, что в «А + Б» игнорируется решение классической задачи «производить или покупать», известной еще с 30-х годов прошлого века. Часть продукции, закупаемой у третьих лиц для перепродажи «Б», оказалось возможным более выгодно производить на «А». При этом прибыль «А + Б» увеличивалась на 5,5%, а сдельная зарплата рабочего «А» на своем рабом месте увеличивалась на 9,8%.