Следить за развитием актуального искусства удобнее в Европе и Америке. А понимать его легче у себя дома.
Отечественные галереи, которые не так уж давно перешли в рыночный режим работы, пока не особенно стремятся расширить круг выставляемых художников, состоящий в основном из известных имен.
Массовое появление новых героев не может принести существенной прибыли, по крайней мере, в обозримом будущем. Поэтому создание в Киеве галереи «Цех», для которой молодые неизвестные художники составляют главный интерес, похоже на меценатский проект. Владелец «Цеха», бизнесмен Александр Щелущенко, предпочитает использовать словосочетание «долговременные инвестиции». О бизнес-стратегии и культурной мотивации проекта «&» беседовал с ним и куратором Викторией Бурлакой, которая придумала идею и увлекла ею прагматика Щелущенко.
Аргументы сильнее, чем прибыль
«&»: Какие аргументы убедили вас основать галерею, не приносящую финансовую прибыль?
Александр Щелущенко: Cчитаю, что нашей деятельностью мы прежде всего открываем новый рынок. Я в своей жизни испытал такой опыт и понимаю, что это такое. К тому же это отличный способ времяпрепровождения.
Виктория Бурлака: Разумеется, рынок искусства в Украине существует и помимо нас, но в целом он еще недоразвит и имеет много свободных ниш.
А. Щ.: Рынок считается открытым, когда на него приходят серьезные игроки, когда формируются коллекции, дают авансы за ненаписанные работы и т. д. То есть идет нормальный галерейный бизнес. Этого сейчас нет. Многое просто держится на личностях.
В. Б.: Как он будет развиваться, можно прогнозировать, проведя аналогию с Москвой. Там уже идет переориентация рынка с антиквариата на современное искусство. Самые ценные антикварные изделия и произведения соцреализма постепенно исчерпываются. Сегодня в России уже значительное количество серьезных коллекционеров современного искусства.
«&»: Сейчас ваша галерея не приносит прибыль?
В. Б.: Мы не ставили в качестве главной задачи продажу, а хотели показать общественному сознанию, что такое актуальное искусство. Естественно, в нашем понимании. Успешная галерея современного искусства — та, которая выдерживает определенную линию и не превращается в салон, потому что актуальное творчество — это прежде всего искусство идей.
А. Щ.: Чтобы рынок пришел, нужна его презентация. Этим мы сейчас и занимаемся. Мы говорим обществу, что за такие произведения во всем мире платят деньги. Для художника это стимул, чтобы не отчаиваться и продолжать работать.
«Старикам» у нас почет, а дорога… им же?
«&»: Профиль вашей галереи — молодые художники?
В. Б.: Да, поиск новых талантов, как ни высокопарно это звучит. Потому что многие из них по разным причинам до сих пор остаются неизвестными. До последнего времени существенной проблемой художественной жизни Украины был кризис поколений. Те художники, которые появились у нас в начале 1990-х, составили определенный круг, в который мало кому удавалось проникнуть до сегодняшнего дня. Сейчас ситуация меняется.
«&»: Какова культурная стратегия галереи «Цех»?
В. Б.: В Европе галереи можно условно поделить на буржуазные и non-profit-формата (буквально — «неприбыльного»), которые создаются для развития культурной среды. Нам хотелось создать нечто среднее, чтобы чересчур не впадать в буржуазность. От чистого non-profit пришлось немного отступить, потому что для начала необходимо укрепить галерею в медиальном поле, поднять ее статус. Для этого наряду с молодыми мы выставляем проверенные брендовые имена. «Дача» Гнилицкого и «Телевидение» Тистола, выставлявшиеся у нас, — очень удачные проекты, которые в творчестве авторов занимают не последнее место.
Рыночная муза художников
«&»: Как происходит поиск новых имен?
В. Б.: Мы часто ездим в командировки в регионы, смотрим работы. Обычно у художников отсутствуют законченные серии, есть лишь какие-то наброски будущих проектов. Когда мы договариваемся о выставке, они приводят их к завершению. Для них это реальный мотив двигаться дальше.
«&»: То есть, предлагая выставочное место, вы инициируете создание новых картин?
А. Щ.: Это и есть главная задача куратора — стимулировать творчество.
В. Б.: Практически все, кто у нас выставлялся, включая Гнилицкого и Тистола, делали свои проекты под конкретное пространство «Цеха». В цивилизованном мире солидные галереи давно функционируют в режиме, при котором они дают стипендии художникам за еще не созданные работы. Сегодня самые успешные украинские художники востребованы русскими и западными галереями. Мы пока не можем себе позволить платить такие стипендии, однако в наших силах стимулировать творческий процесс. «Цех» интересен тем, что создает культурные события.