Кадровая синергия позволяет максимально использовать потенциал каждого работающего над созданием товара или услуги, превратив компанию в саморазвивающийся механизм.
Усложнение организаций и процессов, которыми необходимо управлять, рост объемов информации и трудности применения традиционных управленческих подходов для принятия адекватных решений приводят к повышению внимания к моделям синергии. В их основе лежит самоуправляемость, самоорганизация человека, работающего в компании, создание им инновационной творческой среды и действенных механизмов объединения людей. Как показал опыт последних десятилетий, количественное описание показателей труда, изоляция рабочих друг от друга, отделение планирования от исполнения создают такие организационные структуры, которые неспособны в кратчайшие сроки адаптироваться к происходящим на рынке переменам. Поэтому внимание ученых и исследователей сегодня приковано к созданию управленческих систем, способных эффективно реагировать на неопределенность и изменения. Например, в Японии для решения подобных задач еще в конце прошлого века были предприняты первые успешные попытки дезинтеграции крупных компаний, упрощения управленческой иерархии для ускорения процессов принятия решений, сокращения издержек и стимулирования инноваций.
Командный вид спорта
Когда в 1982 г. Джеймс Робинсон, исполнительный директор компании American Express, определил целью работы компании достижение синергии, он полагался именно на единство организационной структуры корпорации в сочетании с децентрализацией полномочий подразделений. Каждая бизнес-единица максимизировала собственную прибыль и в случае необходимости оказывала помощь «нуждающемуся соседу». В то же время далеко не каждая компания в силах превратить свой коллектив в единую команду, наладить безупречную коммуникацию и обмен знаниями между подразделениями и бизнес-единицами, достигнув при этом улучшения экономических показателей.
Синергический эффект достигается лишь при наличии стойкого знания общих стратегических целей всеми сотрудниками. В противном случае не избежать разногласий. Как рассказал Андрей Крючков, «управленческая модель любой бизнес-системы имеет трехуровневую пирамидальную структуру. На первом уровне управления происходит создание корпоративной системы ценностей, миссии, стратегии и системы целей компании. На втором — создаются и управляются бизнес-процессы и архитектура. На третьем (базисном) уровне происходит управление ключевыми ресурсами бизнес-системы — людьми, финансами, временем. Причем каждый отдельно взятий работник в такой бизнес-системе также является локальной пирамидой, состоящей из таких же уровней». Успешность взаимодействия компании и сотрудника зависит от степени релевантности ценностного, стратегического и ресурсного уровней, а также от сопоставимости ключевых интересов и возможностей индивида и организации. Именно поэтому синергический эффект достигается той командой, в которой большее число участников со схожими целями и возможностями.
К сожалению, украинские компании в большинстве своем не осознают важности достижения синергии кадров за счет создания единой команды. «Зачастую термином «команда» отечественные руководители называют любой набор людей. Однако это далеко не так. Создать команду — задача хорошего лидера-руководителя, заставив работать цепочку: руководитель высокого уровня — команда — синергический эффект», — говорит Олег Хомяк, руководитель консалтинговой группы «НАУ».
Побудительные мотивы
Своеобразным двигателем для создания кадровой синергии является мотивация сотрудников на достижение результата. Однако эксперты сходятся во мнении, что в данном случае стоит минимизировать роль материального стимулирования и сконцентрировать внимание на эмоциональной составляющей. Например, в середине 90-х годов прошлого века рекламное агентство Saatchi&Saatchi (одно из крупнейших в мире: 134 офиса в 84 странах) оказалось на грани банкротства после того, как к нему были присоединены 37 компаний. Причиной кризиса стало неудачное бизнес-планирование, управленческие просчеты и настрой персонала на повышение финансовых показателей. Решение проблемы принесла смена нацеленности сотрудников компании в сторону творчества и продуцирования идей. Эта система мотивации под слоганом «Nothing is Impossible» («Нет ничего невозможного») была распространена во всех странах, где есть филиалы компании.
Достижение синергии в работе персонала связано также с активизацией деятельности людей, наделенных лидерскими качествами (3-5% сотрудников). Так, например, при объединении компаний лидеры нужны для того, чтобы соединить лучший опыт, добиться синергии и обеспечить нормальное функционирование бизнеса. Как рассказала «&» Елена Кропивянская, руководитель HR-отдела компании «Киевстар», «задача менеджмента состоит в том, чтобы давать людям возможность проявлять свой потенциал. В нашей компании отдел HR каждый год проводит опрос, в котором сотрудники «Киевстара» оценивают свою компанию и качество ее менеджмента, в том числе и уровень доверия. Каждый руководитель в итоге получает «лидерский индекс» по 100-балльной шкале».
Информационный кооператив
В условиях роста потока информации организационная структура компании или адаптируется к внешним изменениям, или становится тормозом в развитии бизнеса. Эффект синергии здесь возникает вследствие эффективного взаимодействия между основными и вспомогательными бизнес-процессами, технологиями, оборудованием и обслуживающим их персоналом. «Современные технологии позволяют многого в этом отношении достичь. Однако необходимо учитывать разницу в менталитете, уровне жизни, способах общения людей, существующую в различных регионах. Тем не менее мы не разделяем компанию на «штаб-квартиры» и «региональные офисы». Для нас существует одна большая организация, и все сотрудники работают прежде всего в ней, а затем уже в каком-то конкретном подразделении. Все наши правила, программы, бонусы, мероприятия затрагивают в равной степени любого сотрудника. Это очень строгое правило, хотя его и нелегко придерживаться», — утверждает Маргарита Короткова, директор департамента по управлению персоналом компании «Квазар-Микро».
Практика создания виртуальных площадок для взаимодействия партнеров по бизнесу служит механизмом создания синергии ресурсов, в том числе и людских. Классическим примером достижения синергетического эффекта от внедрения системы коммуникации является компания Hewlett-Packard. Результатом разработок стала первая сеть Интранет, внедрение которой позволило оптимизировать и ускорить работу персонала с документацией и другой информацией корпоративного характера. Созданная в 2000 г. рядом крупных производителей интернет-площадка Transora, по данным компании Unilever, позволила на 5% сократить косвенные издержки (которые достигают 40% общих издержек компании). Подобным образом поступили и гиганты автомобильной отрасли: Ford, General Motors, Daimler-Chrysler, Nissan, Renault. Совместными усилиями они создали интернет-площадку Covisint, чтобы сократить стоимость строительства каждого нового автомобиля на $1000 за счет объединения поставщиков, ускорения проектирования и разработки новых моделей, оптимизации процессов и сокращения складских запасов. Другими словами, Соvisint — это сообщество корпоративных покупателей комплектующих, их контрагентов-поставщиков, дизайнеров, инженеров и третьих лиц, связанных с глобальной автомобильной промышленностью.
Персонал компаний в разных странах имеет ряд своих особенностей, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на стиль сотрудничества. Те или иные ценности, принадлежащие культуре в целом и ее представителю в частности, формируют специфику работы с человеком. Особенно ярко это проявляется в случае создания альянса компаниями из разных стран или интеграции руководителя из другой страны (культуры). Например, известно, что даже если американец осознает всю безнадежность ситуации, он все равно скажет руководителю, что все «Ок!». Особенность японского стиля кроется в коллективизме и воспитании «своих» руководителей и сотрудников. Немцы отличаются офисной педантичностью и безусловным доверием к документу. Все эти примеры напрямую влияют на «химию» взаимоотношений между людьми. Работая вместе, представители разных культур дополняют друг друга, создавая условия для синергии.