Европейская бизнес-пресса может научить украинских коллег, как влиять на национальную экономику и делать деньги на интернет-изданиях.
Ги Меттан, исполнительный директор Женевского пресс-клуба, основатель и главный редактор швейцарского делового издания Bilan, недавно приехал в Украину, чтобы провести двухдневный семинар для молодых журналистов. Он уверен, что деловая пресса играет не последнюю роль в экономической деятельности государства. Поскольку влияет на экономический климат страны, провоцирует актуальные дискуссии, предлагает пищу для размышления людям, непосредственно формирующим бизнес-среду. Украинская бизнес-пресса постепенно приобретает черты, которыми обладают опытные европейские издания. И швейцарский опыт подскажет, куда может прийти деловая пресса Украины в скором будущем.
Г. М.: На мой взгляд, хорошая пресса должна немного формировать аудиторию и таким образом формировать страну. Когда я стал главным редактором журнала Bilan и мы только запускали это издание, то старались найти хорошую форму для дискуссий на его страницах, пытались устраивать споры по самым проблемным для государства вопросам. В случае Швейцарии, к примеру, дело касалось возможности присоединения к ЕС. Такие дебаты — как политические, так и экономические — очень важны для будущего страны. Скажем, в Украине я спросил бы, может ли эта страна положиться на нефть или природные ресурсы? Может ли только на этом строить свою экономику? Или поставил бы проблемный вопрос, как развить сферу хай-тек. Не думаю, что главная цель деловой прессы — устраивать дебаты по болезненным вопросам. Но иногда она просто обязана это делать. Она должна обучать людей, а кроме того — политических лидеров. Чтобы они обращали внимание на данные проблемы и всегда были начеку.
«&»: Случается ли материалам швейцарских бизнес-изданий влиять на решения политиков?
Г. М.: Было много подобных случаев. Например, однажды мы выступили с обсуждением двух проблемных вопросов в экономике. Первый — транспортная система. Поскольку Швейцария — страна со сложным ландшафтом (я имею в виду Альпы), транспортная система становится проблемой. К тому же мы не являемся страной-членом ЕС. Закономерно возникает вопрос транспортных связей с соседями. Фактически вопрос заключается в том, как не быть изолированными, не остаться в одиночестве. Речь идет о развитии воздушной сети маршрутов, железнодорожной, скоростных линий TGV. Ведь если бы Швейцария, хотя она и находится в сердце Европы, не занялась своими транспортными путями, она постепенно погибла бы. Мы хотели обратить внимание политиков на необходимость связей страны с соседями. Для этого нужны были огромные инвестиции в строительство аэропортов, железных дорог, скоростных поездов. Нашей стране требовались все возможные транспортные разрешения, которые упростили бы связи с Европой. Сейчас, спустя 10 лет напряженных обсуждений, эти транспортные объекты наконец-то все активно развиваются.
Второй вопрос касался сферы хай-тек. В Швейцарии нет природных ресурсов. Нам приходится рассчитывать только на собственные мозги. А единственный способ развить их — сформировать хорошую систему образования и вкладывать в сферу исследований и разработок. Да, это похоже на азиатскую модель. Но к тому времени как Азия взяла на вооружение данный подход, Швейцария уже была развитой страной. И мы подняли вопрос развития системы образования, чтобы политики уделили ему особое внимание и инвестировали больше в рассматриваемый сектор.
Г. М.: Да, конечно. Например, мы старались найти молодых предпринимателей, формировавших приоритетные для нашей экономики отрасли. Как я и говорил, это могла быть сфера высоких технологий или сфера услуг. Мы интересовались новыми методами работы, новыми изобретениями и процессами, которые приносили молодые бизнесмены в нашу экономику. Пытались открыть этих людей, обнаружить их, в то время как они были неизвестными персонами по причине своей молодости или небольшого веса в бизнес-сфере. С этой целью публиковались их портреты, делались персональные обзоры, их представляли публике в больших статьях. Теперь многие из них — хорошо известные бизнесмены, их компании признаны всем бизнес-сообществом. Пример — компания Hedge France, о которой 10-15 лет назад никто и не слышал.
Мы помогали молодым биотехнологам развивать их исследования и делали результаты таких исследований достоянием общественности. Таким образом мы способствовали переводу научных результатов в бизнесовые, то есть выступали в качестве бизнес-трансформаторов для молодых талантливых исследователей. Мы по-прежнему предоставляем им площадку, где они могут свободно говорить. Это помогает им, например, взять кредит в банке, чтобы начать собственный большой бизнес.
В этом опять же заключается позитивная роль, которую играет бизнес-пресса в стране и ее позитивное влияние на национальную экономику. Поддерживать талантливых молодых людей и их инициативы — одна из наиболее позитивных функций.
Обобщая, могу выделить несколько основных функций бизнес-прессы в стране: обучение, поддержка, распространение правдивой информации. Что касается последней функции, она довольно прозрачна. Бизнес-пресса всегда работает с самыми чистыми и правдивыми цифрами и фактами, на основе которых можно делать правильные выводы. Кроме того, эта пресса не имеет права говорить о людях, которые этого не достойны. Я имею в виду плохих бизнесменов и политиков, тех людей, которые не являются талантливыми представителями своей сферы. Поскольку, продвигая ту или иную персону, не достойную этого, мы автоматически берем на себя ответственность за последствия, к которым приведет деятельность данного человека.
Г. М.: Думаю, что интернет-пресса сейчас ищет собственное место, нишу. И на этом пути издатели сделали много ошибок. Потому что пытались перевести свое издание в Сеть в полном объеме. Это было плохим решением. По большому счету, они не знали, как именно использовать Интернет. Теперь, полагаю, наш подход гораздо лучше. Мы поняли, что у печатных изданий есть своя форма, и она не может быть похожа на интернет-аналог. К примеру, рассмотрим возможность предлагать дополнительную информацию.
Вы можете печатать одну информацию в газете или журнале и предлагать дополнительную информацию в интернет-варианте издания уже для тех, кто заинтересован в деталях. Таким образом между печатным и интернет-вариантом одного издания устанавливается гибкая связь. Это разумнее, чем полностью создавать аналог издания в Интернете.
Кроме того, с помощью блогов, которые получили такое широкое распространение, можно организовывать обсуждения, дебаты по проблемным темам. Посетители и участники блогов не всегда относятся к вашей читательской аудитории. Но распространение проблемной информации в Сети от интернет-аналога издания помогает захватить второй мир, мир электронной коммуникации и сетевой аудитории. Так можно расширить круг читателей за счет молодых людей. Можно покрыть два мира — читателей и интернет-пользователей одновременно. И, возможно, удастся перевести интернет-пользователей в число читателей печатного издания. Более того, даже системой sms можно перебросить мост между Интернетом и печатным миром и расширить круг читательской аудитории за счет тех, кто много времени проводит в Сети, является участником блогов и пока не заинтересован в вашем печатном издании.
Еще очень важно развивать систему архивов. Потому что если существует электронный доступ к архивам печатного издания, он очень ценен. И ценность его возрастает с каждым годом. На этом вполне реально делать деньги. Сейчас доступ к архивам стоит дешево, однако цена будет постепенно расти. Нужно приучить аудиторию платить за информацию. Потом можно предлагать подписку на издание и в качестве бонуса включать в ее стоимость свободный доступ к архивам. А лет через 10 можно поднять цены на интернет-услуги, чтобы увеличить прибыль. При этом на интернет-ресурсах должна появиться дополнительная информация.
Г. М.: Именно потому нельзя всю информацию выкладывать в интернет-аналоге вашего издания. В Сети, например, лучше всего выкладывать пять первополосных статей. Вся остальная часть издания должна быть платной. Пусть цена за доступ будет ниже, чем цена печатного издания. Но плата должна быть обязательной, чтобы достичь дополнительного дохода и удержать читателей. И варианты оплаты доступов могут быть разными. Кто-то может платить только за доступ к архивам, и цена будет ниже, а кто-то заплатит за доступ к интернет-аналогу издания и получит доступ к архивам автоматически.
Должен сказать, что единого решения нет. Никто пока не нашел правильного решения этой проблемы. Главное — приучить интернет-пользователей к тому, что информация в Сети не может быть бесплатной. Европейская аудитория только привыкает к этому. Первые швейцарские интернет-издания были абсолютно бесплатными. Сейчас практически все они взимают плату за доступ. Она невысокая, но существует.
На сегодняшний день Интернет — это не заменитель печатной прессы. В будущем, на мой взгляд, интернет-издания займут свою нишу наряду с печатной прессой, телевидение, радио. Как любое новое СМИ занимает свое место, не вытесняя остальные.