- Вынуждены ли вы в своей повседневной деятельности давать взятки?
- Какой из органов контроля стал самым «дорогим» по взяткам в 2003 году
По результатам опроса, проведенного аналитическим центром «Академия» среди бизнесменов, самым «дорогим» органом контроля продолжает оставаться налоговая служба (46%). На втором месте с большим отрывом идут органы Министерства здравоохранения (21%) и Министерства образования (14%). При этом наиболее распространены относительно небольшие взятки – до 500 грн. (40% респондентов) и до 1000 грн. – 31%. А более 1000 грн. дают в 29% случаев. Кроме взяток в денежной форме, распространены принудительная подписка на периодику, принудительное обучение, предоставление товаров или услуг либо же оплата платежей и благотворительных взносов.
Интересно, что 77% опрошенных уверены, что ситуации, провоцирующие нарушения законодательства, создают сами сотрудники названных органов. К таким провокациям, по мнению респондентов, чаще всего прибегают работники налогой инспекции (46%) и налоговой милиции (38%), а также работники МВД (53%). АЦ «Академия» связывает данный факт с несовершенством налогового законодательства, процедур администрирования и уплаты налогов, а также с безнаказанностью сотрудников налоговых служб.
«Первопричины распространения коррупции в органах госвласти – непрозрачные, непубличные и бесконтрольные процедуры разработки и утверждения государственных решений. Устранить их возможно с помощью последовательного внедрения основ государственной регуляторной политики», – отметила президент АЦ «Академия», экс-глава Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Александра Кужель. По ее мнению, наиболее эффективно бороться с коррупцией сегодня можно с помощью нескольких основных мероприятий. «Это распространение практики «единых разрешительно-регистрационных офисов» и принятие специального закона для упорядочения разрешительной системы в сфере предпринимательства. Кроме того, на рассмотрении парламента находится законопроект об основных положениях госконтроля в сфере хозяйствования. Его принятие даст возможность урегулировать отношения между органами госнадзора и субъектами хозяйствования», – поясняет А. Кужель. Избежать повального взяточничества в госуправлении поможет также усовершенствование системы платных административных услуг органов власти. К сфере платных услуг, считает А. Кужель, должно быть применено централизованное госрегулирование во главе со специальным органом по регулированию тарифов и цен на эти услуги.
На данный момент на рассмотрении Кабинета министров находится проект постановления, предложенный А. Кужель, в котором указано, что на платной основе обязаны предоставляться услуги, если они «направлены на реализацию прав и законных интересов субъектов хозяйствования и создают условия для получения ими высокой прибыли или иных значительных общественных благ». Или «если сфера деятельности субъектов хозяйствования в виде побочного эффекта может причинить определенный вред обществу, государству, окружающей среде». При этом плата за административную услугу может как увеличиваться (в случае, если она предоставляется по требованию пользователя, что может привести к непредвиденным затратам на ее предоставление), так и уменьшаться (если она касается медицинского обеспечения и защиты здоровья граждан, социального и пенсионного обеспечения и пр.).
В профильном комитете парламента уже три законопроекта о НДС-счетах, но решение по ним откладывается «Решение по законопроектам о введении НДС-счетов и изменении порядка уплаты налога на добавленную стоимость нужно отложить из-за политического противостояния в Верховной Раде». К такому выводу пришел Сергей Буряк, глава Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, проанализировав результаты комитетских слушаний трех законопроектов, касающихся внесения изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость». Сейчас на рассмотрении парламентского комитета находятся проекты №5333 Хомутынника-Буряка, №5333-1 Терехина-Матвиенкова и президентский проект №5333-2. По словам заместителя министра финансов Вадима Копылова, законопроект президента был разработан «с максимальным учетом мнений предпринимателей и банкиров». Он предусматривает возможность возвращения средств с налогового счета субъекта на его текущие счета. Кроме того, в проекте заложены нормы о введении кассового метода начисления НДС, автоматическом возмещении НДС и снижении ставки налога до 17% с 1 января 2005 и до 15% – с начала 2006 г. В то же время критики проекта (в частности, вице-президент Ассоциации украинских банков Антонина Паламарчук) указывают на попытку власти переложить на банки функции контроля за оборотом средств на спецсчетах, что противоречит положению статьи 1066 Гражданского кодекса и статьи 60 Закона «О банках и банковской деятельности», касающихся соблюдения банковской тайны. А одной из самых неожиданных новаций стало введение солидарной ответственности – в случае нарушения НДС-законодательства на одном из этапов «цепочки» покупки-продажи товаров или услуг все (!) ее участники лишаются права отнесения сумм НДС в состав налогового кредита. Сомнения у специалистов и депутатов вызывают также положения, которые предусматривают объем уплаты НДС в зависимости от разницы между ценой покупки и продажи. В общем проект можно охарактеризовать как самый консервативный. Несмотря на то, что документ был предложен с подписью президента, аналитики склоняются к мнению, что данный вариант был подготовлен Министерством финансов и представляет точку зрения Николая Азарова. Об этом косвенно свидетельствует наличие в проекте норм, которые передают некоторые функции по администрированию НДС от ГНАУ Госказначейству, подконтрольному Азарову. (В частности, речь идет о возвращении средств со спецсчетов на текущие счета налогоплательщиков.) В качестве альтернативы законопроекту №5333-2 народные депутаты Виталий Хомутынник и Сергей Буряк предлагают свою версию введения спецсчетов. Она повторяет большинство положений президентской инициативы, однако выгодно отличается (для бизнеса) отсутствием нормы о солидарной ответственности и снижением ставки НДС до 17% уже с 1 июля 2004 года. В проекте Хомутынника-Буряка также более прозрачно, по оценке депутатов, выписаны условия возвращения средств со спецсчетов на текущие счета субъекта предпринимательской деятельности. По словам автора третьего законопроекта Сергея Терехина, вариант Хомутынника является инициативой Кабинета министров (т. е. Виктора Януковича). Принятие этого или президентского закона, предусматривающих введение НДС-счетов, продолжает С. Терехин, обязательно приведет к резкому скачку индекса потребительских цен, увеличению задолженности предприятий и не решит проблем с фиктивными фирмами. Ежедневный средний остаток на счетах НДС, по мнению Сергея Терехина, будет равняться 4 млрд. грн. В то же время замминистра Вадим Копылов, опираясь на анализ Минфина, уверен, что остаток не превысит 400 млн. грн. и будет с лихвой компенсирован снижением ставки налога. С. Терехин в свою очередь заметил «&», что спецсчета не решают проблему коррупции и уклонения от налогов, ведь при «взаимопонимании» контрагентов даже наличие спецсчетов не мешает уклоняться от уплаты налогов. В предложенном Сергеем Терехиным законопроекте во избежание незаконного возмещения НДС вместо спецсчетов предлагается закрепить за ГНАУ функцию контроля за достоверностью заявок на возмещение, а за Госказначейством – непосредственно процедуру возмещения. Законопроект также предполагает установление единого срока возмещения НДС для экспортеров и внутренних поставщиков, вводится категория «надежных налогоплательщиков», которые будут получать возмещение из бюджета без дополнительных документальных проверок налоговой службы. По прогнозу В. Копылова, первое чтение могут пройти сразу несколько законопроектов, и основная борьба вокруг спецсчетов и солидарной ответственности развернется уже во втором чтении. (Напомним, что в соответствии с Бюджетным кодексом, изменения в законы о налогообложении, которые вступят в действие в начале следующего года, могут быть приняты до 1 июля нынешнего года). |