Site icon Companion UA

Соседство в режиме нон-грата

Разворачивание полноценной торговой войны между Украиной и Россией практически не вызывает сомнений. «&» проанализировал, какие из наших отраслей могут стать следующим объектом для атаки и возможности для ответной реакции Украины и украинских предприятий.


После четырех лет относительно «мирного сосуществования» между Украиной и Россией вновь разгорается полномасштабная торговая война. Первичная демонстрация силы уже состоялась: за прошедшие полгода Россия не только инициировала повышение стоимости газа для всех промышленных потребителей Украины, но и нанесла целевые удары по трем ее важнейшим отраслям:
• во-первых, еще 14 ноября 2005 г. вступили в силу новые ставки российских пошлин на кондитерские изделия (20% на карамель и 0,6 евро за 1 кг — на остальную продукцию);
• во-вторых, 23 января 2006 г. Россия продлила действие компенсационной пошлины на металлические прутки из Украины (21% от таможенной стоимости). Интересно, что одним из инициаторов этого шага был «ЕвразХолдинг», известный в Украине тем, что его «озимый» вице-президент Валерий Хорошковский ныне «рулит» телеканалом «Интер»;
• в-третьих, 20 января сильнейший удар был нанесен по украинской мясо-молочной отрасли. Санитарный запрет на ввоз украинских молокопродуктов в Россию приведет, по оценкам экспертов, к потерям отечественных производителей $60 млн. ежемесячно.


Особенно могут пострадать производители твердых сыров. На сырных заводах Восточной Украины (особенно Полтавской, Сумской и Черкасской областей) уже скопилось нереализованных остатков сыра общим объемом более 10 тыс. т (то есть более месячной нормы потребления сыра в Украине). Как прогнозируют эксперты, сначала производители будут вынуждены «выбросить» остатки сыра на наш рынок (это в свою очередь может несколько снизить цену на сыры в Украине). А далее — многие сырные заводы (в основном средний бизнес), если не найдут альтернативных рынков сбыта (сейчас правительство ищет их в Молдове, Казахстане, Грузии, Таджикистане, Ливии и даже Саудовской Аравии), начнут банкротиться.


Как заметил замглавы Секретариата Президента Анатолий Матвиенко, сейчас Президенту Украины готовятся рекомендации по применению адекватных действий в случае, если проблема с запретом на ввоз украинской мясо-молочной продукции в Россию не будет решена. Как следует из слов замглавы Секретариата, ответные шаги-ограничения по отношению к импорту российской продукции очень даже возможны.


Разгорающийся конфликт уже указывает на некоторые тенденции в поведении руководства Российской Федерации.


Во-первых, Россия готова бить по украинским производителям, даже если «щепки будут лететь» в российского потребителя. Так, к примеру, Россия пошла на продление компенсационной пошлины на металлические прутки, несмотря на то, что этот шаг вызовет подорожание стройматериалов в России и тем самым негативно скажется на развитии ее строительного рынка. Аналогично введение запрета на импорт твердых сыров из Украины уже в первую неделю его действия привело к повышению средней цены данного продукта в России на 15%.


Во-вторых, Россия готова наносить удары даже по интересам тех предприятий, которые контролируются политическими союзниками России в Украине. К примеру, сейчас Министерство экономического развития и торговли РФ ведет специальное расследование против украинских производителей труб большого диаметра (результаты расследования планируется огласить в начале марта). Но единственным поставщиком украинских труб большого диаметра в Россию является Харцызский трубный завод, который принадлежит компании «Систем Кепитал Менеджмент» (Ринат Ахметов, №7 в списке Партии регионов). Аналогично в конце января было начато антидемпинговое расследование по импорту украинских швеллеров (Украина обеспечивает 99% импорта швеллеров в Россию). Главным пострадавшим в результате указанного расследования может стать «Азовсталь» (контролирует опять-таки Ринат Ахметов).


В-третьих, Россия бьет по тем украинским отраслям, которые наиболее сильно зависят от экспорта в Россию (к примеру, по данным Главной службы социально-экономической политики Секретариата Президента, 75% экспорта украинских молочных изделий приходится на Российскую Федерацию). Исходя из этих тенденций можно сделать прогноз, что к уже упомянутым украинским продуктам «нон-грата» могут присоединиться алкогольные напитки (украинские компании покрывают до 20% импорта алкогольных изделий Россией), оцинкованный прокат, трубы разного диаметра.


Сами отечественные компании, пережившие не один торговый конфликт с Россией, уже «нащупали» некоторые механизмы снижения ущерба от действий российских властей. К примеру, после введения еще в 2001 г. пошлины на карамель украинские предприятия очень быстро научились, как ее обходить. Крупнейшие компании быстро прикупили российские кондитерские фабрики («Рошен» — в Липецке, «Киев-Конти» — в Курске) и стали производить «проблемную» продукцию в «логове врага». А небольшие предприятия стали добавлять в состав карамели какао. Соответственно получали новую продукцию с уже новым таможенным кодом и экспортировали ее в Россию без пошлины. Таким нехитрым образом в 2005 г. украинские компании увеличили экспорт кондитерских изделий в Россию в 1,5 раза. Сегодня половина рынка карамели России — украинская продукция.


Впрочем, у государства Украина также есть чем ответить. Правда, здесь придется брать не качеством, а количеством. Список российских товаров «нон-грата» может быть очень обширным: удобрения, краски и лаки, ткани, вагоны, лампы накаливания, многие продукты металлургии. Отдельный разговор — об импорте российского цемента. В 2002 г. после введения пошлины в 41% его импорт в Украину сократился в 3,75 раза. А в этом году заканчивается срок квотирования импорта российского цемента (645 тыс. т в год). Переговоры о расширении и сужении квоты могут быть инструментом давления Украины на Россию.


Вряд ли могут спокойно чувствовать себя и российские экспортеры каустической соды в Украину. Так как многие наши производители (тот же «Днепроазот») уже требовали ввести защитные пошлины против их продукции. В 2004 г. Украина чуть было не ввела антидемпинговую пошлину против российских канализационных труб. А немногим ранее были введены пошлины на российские спички. В зоне риска также российские электролампы и искусственные меха. Но, пожалуй, наиболее сильным механизмом давления могут быть новые ограничения на импорт в Украину российских автомобилей. В разгар прошлой украинско-российской торговой войны в первой половине 2002 г. россияне очень болезненно восприняли введение пошлины (31,5%) на импорт российских автомобилей. Позже пошлину заменили годовые квоты (15777, а с апреля 2004 г. — 20826 шт.). Квоты могут быть сокращены еще и потому, что нашим автозаводам (прежде всего «АвтоЗАЗу») выгоднее самим собирать российские автомобили из импортных машинокомплектов.


Впрочем, как свидетельствует история, увлекаться торговыми войнами не выгодно ни Украине, ни России. Прошлая торговая война первой половины 2002 г. обошлась обеим государствам потерей прибыли по $50-100 млн. Учитывая, что с тех пор объемы наших внешнеторговых отношений увеличились в 2,5 раза, новая война будет стоить намного дороже. Причем исходя из специфики нашего импорта (незаменимые нефть и газ) основные потери понесет все-таки Украина (отрицательное сальдо в торговле с Россией по итогам 2005 г. — $5,35 млрд.). 


Куда ведут украинско-российские торговые конфликты?


Андрей Дикунов,генеральный директор компании «АВК»:
— Россияне защищают свой рынок. И это естественный процесс для любой страны, в том числе и нашей. Мне трудно судить, насколько велика «политическая» составляющая в украинско-российских отношениях в других отраслях, но в кондитерском секторе барьеры на пути сладостей создаются и отменяются регулярно несколько последних лет. Причем с обеих сторон. На внешнюю торговлю кондитерскими изделиями, конечно же, не может не влиять общий климат в двусторонних отношениях. Однако в целом, по-моему, первичны экономические мотивы — защита своего рынка, воздействие на конкурентов.


Мы прогнозировали усложнение экспортной деятельности и соответственно готовились к работе в новых условиях. Прежде всего наша компания целенаправленно продвигает на внешних рынках (не только на российском) продукцию, которая не имеет там аналогов или качественно отличается от изделий конкурентов. Таким образом максимально снижается значение ценового фактора в конкурентной борьбе на внешних рынках. Нашим главным конкурентным преимуществом мы считаем отличительные качества нашей продукции — современные высококачественные изделия завтрашнего дня, в яркой упаковке, с дополнительными ценностями.


Другое дело, что мы не чувствуем поддержки правительства. А ведь государство обладает гораздо большей информацией и большими возможностями, чем самый сильный игрок отрасли. Первый и пока единственный случай в моей практике, когда отечественный чиновник принял деятельное участие в разрешении проблем украинского экспортера, — это помощь нашего посла в Армении. Он помог нейтрализовать незаконные действия одного из наших конкурентов на местном рынке. Но, к сожалению, это пока исключение, а не правило. Почему-то до сих пор поддержка национального бизнеса для наших чиновников остается чем-то зазорным. Я надеюсь, что в результате «торговых войн» чиновники пересмотрят свое отношение к национальному бизнесу. Мы все вместе работаем на страну, на общество, и сейчас это еще более очевидно, чем в «мирное» время.


Владимир Щербаковский, Институт мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
— В политической плоскости для доминирующей части российской элиты как в Кремле, так и в крупном бизнесе, геополитический развод России и Украины завершен. Украина теперь — привлекательный рынок, хороший объект для инвестирования, конкурент на рынках третьих стран, но не более того, как, скажем, Польша или Болгария. Торговые войны — первичное следствие такой ситуации: российский бизнес использует отказ команды Путина от заигрываний с Киевом для устранения украинских конкурентов либо для подготовки почвы дальнейшей покупки украинских активов. «Оранжевая» власть удобна для бизнеса соседней державы, поскольку она является мощным противником протекционизма и будет делать все для открытия страны иностранному капиталу. Кто сказал, что этим воспользуются только западные транснациональные корпорации? Российские корпорации, которые все более плотно согласовывают свою внешнеэкономическую стратегию с Кремлем, будут среди первых, кто воспользуется дальнейшей либерализацией украинской экономической политики. Торговыми ограничениями отечественным предпринимателям дают понять: вливайтесь, продайтесь или умрите. Так немецкие компании действовали в Польше, Чехии и Венгрии накануне их вступления в ЕС — доступ для капитала был открыт, а субсидий и льгот, как производители Евросоюза, восточноевропейские предприятия еще не получили. Итог — большинство ликвидных активов в этих странах в руках транснациональных компаний, преимущественно немецких. Украинский капитал без транснационализации слишком слаб. В своих коренных отраслях — металлургия, добыча угля, тяжелое машиностроение — он еще будет держаться. Остальные секторы ждет покупка нерезидентами или стагнация. Мясо-молочный конфликт показал, что российский капитал может претендовать не только на крупную промышленность. Бояться этой тенденции не стоит, но обеспечивать максимальную прозрачность государство обязано.

Exit mobile version