Основная цель исследования — определить, как временные задержки влияют на международную торговлю, сравнивая данные о сроках прохождения грузов от ворот завода до корабля в 126 станах мира. Как выяснилось, ситуация в этом отношении (особенно в развивающихся странах) далека от совершенства. Так, доставка экспортного контейнера от завода или фермы в Банги (Центрально-Африканская Республика) в ближайший порт и выполнение всех требований для его погрузки на корабль занимает 116 дней, в Алматы — 93, в Багдаде — 105 дней. Для сравнения: проведение экспортной операции занимает лишь 5 дней в Копенгагене, 6 дней — в Берлине, 20 — в Шанхае. Украина такими показателями похвастаться не может: прохождение груза от ворот завода до борта корабля требует оформления шести документов и получения девяти подписей, что занимает 34 дня.
Исследование показало, что длительные задержки действуют так же, как увеличение налогов на экспорт. Экспортер в свою очередь вынужден увеличивать расходы на хранение/транспортировку продуктов во время задержек. Соответственно если бы в ЦАР время прохождения груза от ворот предприятия до корабля снизилось со 116 до 27 дней (среднее значение для стран, вошедших в исследование), то экспорт в стране мог бы удвоиться. Такой же эффект был бы достигнут, если бы страна сократила расстояние до своих торговых партнеров на 7,5 тыс. км. К тому же большие сроки оформления делают невозможным «нормальный» экспорт скоропортящихся сельхозпродуктов. Один день задержки снижает объемы вывоза таких продуктов, как свежая кукуруза, абрикосы и огурцы на 7% по сравнению с продуктами длительного срока хранения (например картофелем или яблоками).
Исследование показало, что помощь развивающимся государствам в развитии торговли должна быть сфокусирована на помощи в упрощении процедур оформления экспорта. Это сможет серьезно расширить рыночные возможности их частного сектора. В противном случае многие развивающиеся страны вряд ли смогут воспользоваться преимуществами беспошлинного ввоза или либерализации торговли. «В ходе подготовки доклада мы сделали еще один неожиданный для себя вывод. Вопреки расхожему мнению, таможенная бюрократия и прочая бумажная волокита оказались причиной 70% задержек для компаний, специализирующихся на экспортно-импортных операциях. И только 30% вызваны неразвитой физической инфраструктурой (дорогами, портами и т. д.). И это очень хорошая новость: бюрократические проблемы преодолеть гораздо легче. Скажем, строительство нового порта в Украине или же модернизация порта в Одессе обойдется примерно в $6 млрд. В то же время проведение административных преобразований в странах (Египте или Вьетнаме), которые по количеству населения равны Украине, стоило бы всего $2-3 млн. К тому же административные реформы в отличие от правовых не потребуют принятия целого ряда нормативных актов. Иными словами, предотвращение бюрократических проволочек как основной причины задержек экспортных операций будет стоить власти и бизнесу гораздо меньше средств и времени», — резюмирует Симеон Дьянков. При этом он уверен: в случае успешного проведения такого рода реформ Украина по показателю простоты организации международной торговли сможет подняться в общемировом рейтинге с нынешнего 78-го на 40-е место. «Дорожная карта» для бизнеса Симеон Дьянков, эксперт департамента мониторинга, анализа и политики при вице-президенте группы Мирового банка: