Возникновение амбиций — признак проснувшихся возможностей.
В связи с этим посещение концерта — возможность своими глазами увидеть, насколько наши творческие амбиции соответствуют имеющимся возможностям.
Накануне концерта «&» встретился с художественным руководителем, композитором, аранжировщиком и саундпродюсером оркестра Александром Фокиным, который пообещал, что 5 марта за наших краснеть не придется.
Игра на равных
«&»: Какие цели вы преследовали, когда создавали проект «Звезды мировой музыки в гостях у «РадиоБэнда Александра Фокина»?
А. Ф.: Во-первых, не на словах, а на деле показать, что творчество украинских музыкантов вполне конкурентно в мире. Идея очень проста: организовать встречу на одной сцене наших исполнителей и мировых звезд, имеющих в Америке статус суперзвезды или легенды. Вот они стоят на сцене, а вот — мы. Судите сами, кто чего стоит. Шаг достаточно ответственный, ведь это не простое аккомпанирование, а игра на равных. Думаю, зрители, посетившие наши концерты, сразу четко поймут, кто в какой весовой категории.
Во-вторых — познавательный момент. У меня много молодых ребят, которые очень здорово играют, но присутствие легендарного музыканта позволяет нам раскрыть его лабораторию, даже если он этого не хочет. Мы видим, как они работают. Это своего рода сильный мастер-класс, в результате чего открываются много новых вещей, о которых можно вообще не догадываться.
В-третьих, проект дает возможность рассказать миру о себе. Потому что круг общения музыкантов высшего разряда состоит не более чем из 200 человек. И когда ты переиграл, например, с десятью, то нетрудно предположить, что остальные из этих двухсот уже о нас знают. Это довольно открытые люди, которые любят обмениваться впечатлениями. Те из них, кто участвовал в нашем проекте, уже говорят, что не ощутили разницы в подготовке музыкантов и аппаратуре между Киевом и Нью-Йорком или Лос-Анджелесом.
Это один из способов подать Украину в лучшем виде, потому что эти люди во многом определяют не только культуру своих стран, но и формируют общественное мнение.
До Grammy осталось 10 концертов?
«&»: Существует ли стратегия развития «РадиоБэнда Александра Фокина», которой вы придерживаетесь?
А. Ф.: Одно из главных направлений нашей деятельности — воплощение собственной идеологии звука. Я не хвастаюсь, но сейчас ни у кого нет таких инструментов, как у нас. Не потому что их нельзя купить, а потому что многие просто не знают о существовании таких инструментов. Мы используем уникальные клавиши, которые не выпускаются уже лет двадцать, так как их производство весьма дорогое. Подобный инструмент, как и орган Hammond модели В-3, в мире имеет любая уважающая себя суперзвезда. У нас он есть. Или, к примеру, электрический рояль Yamaha Grand Piano. На сцене мы используем не менее 50 микрофонов на 12 человек оркестра, потому что имеем четкое представление, какой звук хотим получить.
Кроме того, у «РадиоБэнда» нет ни одной студийной записи. Мы записываемся только вживую. Не буду скрывать, что хочу создать серию из 12 концертов на DVD (два уже записаны), которую совершенно спокойно представлю на номинацию премии Grammy в Америке. И у нас есть четкие намерения стать первым украинским коллективом, который будет удостоин музыкального Оскара. Ведь такую серию живых концертов не делает никто.
Занимаясь подготовкой к концерту с Эриком Мариенталем, мы играли его пьесы не так много времени, однако атмосфера внутри оркестра такова, что, когда он приедет, нам не будет стыдно показать свою работу. «РадиоБэнд» в хорошей форме, и я уверен, концерт пройдет очень здорово. Если на первых шоу я немного волновался, то теперь абсолютно спокоен. Верю, коллектив будет смотреться просто на равных.
Наращивать мускулы и бить в цель
«&»: Принимает ли «РадиоБэнд» участие в международных проектах?
А. Ф.: Ездить почаще хотелось бы, но мы еще не так давно присутствуем на международном рынке, чтобы много гастролировать. Все эти годы больше работали для теле- и радиопроектов, не пропагандируя себя как гастролирующий коллектив. Сейчас наращиваются мускулы. Моя стратегия состоит в том, чтобы накопить большое количество аудио- и видеозаписей, характеризующих нас с лучшей стороны, после чего можно себя предлагать крупным записывающим фирмам на Западе или серьезным агентствам, которые занялись бы нашим гастрольным промо.
Может быть, кто-то другой на моем месте еще два года назад взялся бы за это. Я не спешу, потому что все-таки надо бить точно в цель. Не суетиться напрасно, а выходить с готовыми идеями, подкрепленными творческим базисом.
Главное сейчас — молча трудиться в поте лица. Оля Нека, несмотря на то что она феноменальная певица и самый сильный голос Украины (на концерте вы это услышите), всякий раз на репетициях в полную силу поет репертуар, который давно ей знаком.
Когда устанавливаешь высокую планку, рядом с нами в концерте уже не включишь фонограмму. Мы хотим привить стране стандарт, при котором будет невозможно мошенничать со зрителем, какую бы музыку ты ни играл.
Премьеры от «РадиоБэнда» и гопак от Мариенталя
«&»: Как будет построен концерт?
А. Ф.: Он предполагается из двух отделений. В первом выступят «РадиоБэнд» и его солисты. Интересным будет дебют новой певицы, которую я недавно пригласил в оркестр. Это Ирина Костина из Молдовы — очень необычная молодая певица, обладающая фантастическим голосом с диапазоном в три октавы. Мне она кажется даже более яркой, чем молодая Селин Дион. Великолепная вокальная школа, прекрасный английский. Она с удовольствием переедет в Киев и будет у нас петь. В предстоящем концерте певица исполнит красивую песню Джо Сэмпла «Soul Shadow». Наша традиционная вокалистка Оля Нека будет выступать с тремя премьерными песнями, которые можно назвать ударными. Практически все произведения новые — то, что мы не показывали в телешоу.
Эрик Мариенталь начнет играть во втором отделении. Он исполнит восемь своих пьес, оркестрованных нами. И четыре наших произведения, включая гопак. Вот вам пример музыкального воплощения дружбы народов. Концерт планируется сделать длинным, интересным. Уверен, и звучание будет соответствующее.
Фокин о Мариентале Александр Фокин: Эрик Мариенталь — это действительно суперзвезда и в Америке — один из самых востребованных саксофонистов. Всемирно известные поп-исполнители приглашают его в качестве сессионного музыканта и почитают за честь, если он сыграет соло в какой-нибудь песне на одной сцене вместе с ними. Он очень здорово играет современный джаз с такими музыкантами, как Хэрби Хэнкок или Чик Кориа, который недавно воссоздал свой Chick Corea Electric Band и снова пригласил в него Эрика. У Мариенталя выпущено 12 сольных альбомов, и такое количество для 43-летнего музыканта — достижение. Как солист он часто участвует в различных музыкальных проектах. Например, Мариенталь — первый альт-саксофон в Калифорнийском джаз-банд. Он блестящий мастер импровизации, имеющий необыкновенный звук. «&»: Как вам удалось заполучить Мариенталя в качестве партнера по концерту? Саксофонист о саксофонисте Один из лучших саксофонистов Украины, лидер группы «Схiд-Side» Дмитрий Александров: Эрик Мариенталь — суперпрофессионал, у которого отсутствует звездная болезнь. Конечно, его славе способствовало участие в Chick Corea Electric Band. Но то, что легендарный пианист Чик Кориа пригласил его в свою команду, означало, что Эрик уже тогда был на высоком уровне. Сейчас это очень опытный саксофонист, качественно играющий музыку. «&»: В Украине есть музыканты уровня Мариенталя? «&»: Чем привлекательны для таких музыкантов гастроли у нас?
А. Ф.: Мы уже имеем определенную репутацию в мире. Поэтому когда Мариенталь спросил у меня, с кем мы играли, я назвал известного гитариста Джонатана Батлера. Он сказал: «Я его знаю, это мой друг». Мне неизвестно, говорил он с ним или нет, но если Мариенталь едет в Киев, значит, он считает нас серьезным оркестром, с которым не стыдно играть.
Д. А.: Грамотные и крепкие музыканты есть. Уровня Мариенталя — нет.
Д. А.: В Европе интерес к джазу больше, чем в Америке. Для американцев джаз — это все равно, что для нас народные песни. Музыкантам из США нравится здесь играть, ведь они видят энтузиазм и горящие глаза зрителей. Многие американские звезды живут в Европе из-за большей востребованности. И здесь нет такого бешеного ритма, как, скажем, в Нью-Йорке.